Файл: Руководство, стили руководства (проанализировать взаимосвязь традиционных стилей управления и их эффективность применения в управлении организацией (коллективом) на основе изученных источников).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Руководитель – кто это? Зачем он нужен?
1.1 Теория лидерства Вергилеса
1.2 Менеджер-лидер Джона Катценбаха
1.4 Клиническая парадигма Манфреда Кетс де Вриса
Глава 2. Стили руководства. Классификация
2.1 Одномерные стили руководства[20]
2.2 Многомерные стили управления
Глава 3. Применение стилей руководства на практике
3.1 Анализ стиля руководства в магазине «Мировой»
ВВЕДЕНИЕ
Первостепенным с точки зрения организационной психологии и управления персоналом является проблема определения, выявления и формирования управленческих умений менеджера (руководителя).
Важность данной темы определяется значимостью как стиля руководства, так и его управленческими умениями с точки зрения повышения эффективности деятельности коллективов, рабочих групп и организации в целом. Управленческое умение представляет собой совокупность действий на основе специальных междисциплинарных знаний, обусловливающих успешное выполнение управленческой деятельности. Кроме того, задачей данной работы является изучение взаимозависимости стилей руководства от управленческих умений.
В полне закономерно, что одной из причин кризиса в реальном секторе экономики является низкая эффективность управления. А так же недостаточная оперативность в смене стереотипов мышления, сложившихся в течение многих десятилетий. Экономическая устойчивость предприятий и их поступательное движение к цивилизованному рынку зависит от многих факторов, среди которых центровое место занимают такие инструменты влияния, как стиль и методы управления руководителя. Постоянное изменение и адаптация внутренних составляющих предприятия к стремительно меняющимся внешним условиям требует новых стилей лидерства, методов и форм организации эффективной работы.
Сегодня каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Следовательно, стиль руководства выражается в том, какими приёмами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчинённых. Несомненно, принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - всё отражает стиль руководства данного руководителя.
В полне закономерно, правильно выбранный стиль руководства, соответствующий конкретной ситуации, способен воздействовать на высокий конечный результат. По своей природной сущности, стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами менеджера, но при всей их значимости, особенности личности не исключают и другие компоненты, формирующие его.
Стиль руководства представляет собой интегральную характеристику, которая включает в себя как личностные особенности руководителя, так и особенности объекта управления. Стиль руководства - это целостная, относительно устойчивая система методов, способов, приёмов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективной реализации управленческих умений.
Большинством исследователей под понятием «управленческие умения руководителя» понимается комплекс личностных показателей, знаний и навыков, обеспечивающих эффективное выполнение управленческих функций. Изучению управленческих умений уделяли внимание А.Н. Воронков, Л.И. Уманский, П.А. Михненко, А.А. Реан, Ю.А. Шибалкин, Э.В. Вергилес, М. В., Ловчева, Е. Н. Галкин, Е. В. Гуров и др. Однако, несмотря на большую разработанность проблем стиля руководства, его рассмотрению совместно с управленческими умениями уделено в литературе недостаточно внимания.
Многие исследователи чаще всего выделяют три вида стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, ситуации, более или менее подходящие для его применения.
Основной целью управленческой деятельности является оптимизация функционирования системы (организации) в целом, получения возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах, то есть создание производительной организации, представляющей нечто большее, чем сумма вложенных в нее ресурсов.
Как установлено, эффективность деятельности коллектива в значительной степени зависит от правильного выбора стиля руководства. Вместе с тем, средства влияния руководителя на результаты деятельности организации могут изменяться. Квалифицированный менеджер, может принять тот или иной стиль руководства, потому что именно он для него характерен. Таким образом, его работа приобретает, в конечном итоге, определённые устоявшиеся формы и содержание т.е. стиль руководства.
Под стилем руководства понимается совокупность наиболее часто применяемых менеджером-руководителем принципов и методов управления. Это та привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, которая выражается в том, какими способами руководитель, выполняя свои функции, побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него задач; как контролирует деятельность подчиненных.
Актуальность выбранной темы обусловлена существующей необходимостью выбора такого стиля управления, который сможет осуществить, влияние не только на эффективность деятельности организации в целом, но и на социально-психологический климат в коллективе.
Цель данной работы: проанализировать взаимосвязь традиционных стилей управления и их эффективность применения в управлении организацией (коллективом) на основе изученных источников.
Для достижения цели данного исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты анализа стилей управления;
- установить взаимосвязь между формами власти при определении стиля руководства.
2. Рассмотреть классификацию стилей руководства;
-проанализировать опыт различных исследований на типичные и относительно устойчивые методы и приёмы воздействия руководителей на подчинённых, т.е. на стиль общения;
-выяснить влияние личностных качеств руководителя, обусловливающих выбор тех или иных приёмов и методов деятельности;
-изложить какие обстоятельства воздействуют на выбор стиля руководства коллективом.
Объектом исследования данной курсовой работы является магазин сети розничной торговли гипермаркет «Мировой».
Предмет исследования - стили руководства коллективом.
Для изучения этой темы информационной базой послужили работы ведущих учённых по теме моего исследования, результаты проведённых научных исследований известных специалистов.
При написании курсовой работы были использованы труды Абуладзе Д. Г., Выпряжкина И. Б., Маслова В. М. Документационное обеспечение управления персоналом. Учебник и практикум; Юрайт - М., 2016. - 300 c. П. А. Михненко Теория менеджмента: Учебник / П. А.Михненко. – «Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2014, - 365 с. Алексеев, А. Н. Менеджмент / А. Н. Алексеев [и др.]; ред. И. Н. Шапкин. – М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2011. – 690 с. Аширов Д. А. Управление персоналом; ТК Велби, Проспект - М., 2014. - 432 c. А. Н. Воронков, Т. В. Колосова Словарь по менеджменту / А. Н.Воронков, Т. В. Колосова. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013 – 125 с. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник – М.: «Юнити», 2001 г. Вергилес Э. В.: Теория лидерства / Моск. гос. ун-т. Экономики, статистики и информатики. – М., 2001 – 42 с. и др.
Данная курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассмотрен вопрос, связанный с ролью и местом руководителя в системе традиционной власти. Его влиянием на морально-психологический климат в коллективе, формах, и методах воздействия на подчинённых. А также рассмотрены прогрессивные теории лидерства и их влияние на достижение высоких показателей за счёт активации возможностей человеческих ресурсов.
Вторая глава посвящена анализу стилей руководства и методов управления в организации, охарактеризовано их влияние на эффективность деятельности организации в общепринятой системе классификации традиционных стилей руководства.
В третьей главе проанализирован опыт применения на практике многообразных стилей руководства на примере гипермаркета «Мировой». В курсовой работе рассмотрены применяемые на практике стили руководства в данном предприятии. Учитывая личностные качества менеджмента торговой сети, предложены рекомендации по совершенствованию стилей управления для достижения высокой эффективности в управлении коллективом менеджеров фирмы.
Глава 1. Руководитель – кто это? Зачем он нужен?
Руководитель (англ. leader, chef) – лицо, ответственное за определение общих целей, задач, механизма их реализации и осуществление контроля за деятельностью управляемой им организации[1].
Главная задача менеджера - направление усилий коллектива на достижение целей организации. Для решения этой задачи менеджер наделяется определенными полномочиями, однако помимо формальных полномочий ему приходится использовать такие инструменты, как власть и влияние. При этом важно помнить, что обладание властью всегда влечет за собой ответственность. Давая указания подчиненным, побуждая их действовать определенным образом, менеджер берет на себя ответственность, как за результат работы, так и за безопасность сотрудников, их моральное состояние и т.п. Применяя власть, менеджер может нести различные виды ответственности: моральную, материальную, административную, уголовную.
В менеджменте, как правило, выделяют пять форм власти[2].
Традиционная власть основывается на том, что исполнитель знает, что подчинение руководителю - это его обязанность. Другими словами, эта форма управления приводит к влиянию, построенному на том что, исполнитель убеждён в непосредственной власти руководителя над ним. Традиционная власть, обычно, становится продуктивной только в условиях строгой и установленной иерархии власти в организации, т.е. в организациях бюрократического типа.
Власть, основанная на принуждении. Это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять. Обычно страх ассоциируется с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен многим. В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты. Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх. Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля. Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего, характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции[3].
Власть, основанная на вознаграждении, является одним из самых старых и эффективных способов влияния на других людей. Согласно мотивационной теории ожидания, исполнитель представляет, что имеется большая вероятность получения прямого или косвенного вознаграждения, которое удовлетворит его потребность, и что он способен сделать то, что требует руководитель. Воображаемая исполнителем адекватность усилий и вознаграждения – главное преимущество этого типа власти. Недостатки власти, основанной на вознаграждении, состоят в том, что власть будет действенна, если руководитель сможет правильно определить, что же в глазах исполнителя является вознаграждением, и сможет предложить ему это вознаграждение. На практике это не всегда достижимо, так как руководители ограничены в возможностях вознаграждения, кроме того, часто бывает трудно определить, что же сочтут вознаграждением[4].
Экспертная власть появляется в том случае, когда руководитель является самым высококлассным специалистом в своей сфере деятельности. Подчиненные соглашаются с его указаниями, потому что признают его превосходство в знаниях и опыте. Другими словами, руководитель обладает влиянием, основанным на высоких профессиональных компетенциях. Такая форма власти наиболее востребована в организациях творческого профиля, высокотехнологичных компаниях, учебных заведениях и т.п.
Власть примера (эталонная власть) возникает вследствие особых личных качеств руководителя, благодаря которым его выделяют и уважают, восхищаются им, хотят быть на него похожими. Такая власть порождается влиянием харизмы. Правда, бывает и так, что сотрудники считают своего руководителя или коллегу харизматичным человеком, но при этом не желают брать с него пример. Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям[5].
Концепция зависимости также подтверждает несостоятельность еще одного распространенного мнения о власти. Многим людям кажется, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Однако сейчас повсеместно признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.