Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На современном этапе развития нашего общества, в связи с бурными политическими, экономическими и социальными преобразованиями большое значение приобретает изучение человека как субъекта деятельности. От уровня подготовки личности: профессиональной, правовой, психологической - во многом зависит ее личный успех, успех организации в целом и развитие всего общества.

В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности существенными направления гуманизации и повышения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний.

Теоретической и методологической базой нашей курсовой работы выступили научные труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам психофизиологии труда. Наиболее полно эта проблема изложена в трудах Котелова Ю.В. (Очерки по психологии труда) [9] и Бернштейна Н. А. (Очерки по физиологии движений и физиологии активности) и проч.

Основной целью курсовой работы является описание методов психофизиологического исследования, с целью изучения возможности и ограничения их применения в практике управления персоналом.

Данная цель определила следующие задачи исследования:

- определить теоретические основания применения методов психофизиологических исследований в практике управления персоналом;

- раскрыть предмет и задачи психофизиологии профессиональной деятельности;

- изучить основные методы психофизиологического исследования;

- провести сравнительный анализ методов психофизиологических исследований в психофизиологии профессиональной деятельности;

- рассмотреть психофизиологические методы, позволяющие решать задачи профотбора и управления персоналом.

Практическая значимость данного исследования определена возможностью использования результатов курсовой работы в конкретных предприятиях и учреждениях, относящихся к различным отраслям. Результаты исследования могут применять в практической деятельности организационных социологов, руководителей, менеджеров, а так же учебной деятельности студентов.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Предмет и задачи психофизиологии профессиональной деятельности

Психофизиология профессиональной деятельности представляет собой научно-практическую дисциплину, которая нацелена на сохранение благоприятного функционального состояния работника, а также глубокий разносторонний анализ характеристик работника с целью учета их психофизиологических элементов для достижения наибольшей продуктивности в профессиональной деятельности, а также безопасности труда.

Предмет и задачи психофизиологии труда и дисциплин, являющихся непосредственно смежными с ней (эргономики, психология труда, гигиена труда, медицина труда, физиология), хоть и смежны, но требуют их разли-чать. Отличительной характеристикой психофизиологии является тот факт, что в качестве её научного предмета выступает область сопряжения, своего рода «граница», взаимодействия физиологического и психического отражения. Это является причиной, по которой часто практически невозможно конкретизировать «научную территорию» психофизиологии, не вступая в область гигиены труда, эргономики или психологии труда. Тем не менее, собственный специфический предмет научного исследования в психофизиологии труда все же существует. Таким предметом, в первую очередь являются психофизиологические процессы, которые формируются в рамках трудовой деятельности человека и развиваются на фоне различных аспектов трудового процесса.

Задачи психофизиологии профессиональной деятельности:

1) разработка рекомендаций и организация проведения профессионального психофизиологического отбора (далее — ППО). ППО является составной частью общего отбора и наряду с профессиональным (образовательным), медицинским отбором, направлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важным качествам (далее — ПВК) в наибольшей степени соответствуют требованиям профессиональной деятельности, обеспечивает освоение профессии. В структуре ПВК, оцениваемых при профотборе, выделяются психофизиологические качества и свойства. Поэтому ряд методик, используемых в этой области, строго говоря, являются психофизиологическими;


2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособности. Для решения этой задачи осуществляются периодические психофизиологические обследования, углубленные (расширенные) психофизиологические обследования по показаниям (брак в работе, аварии, ухудшение состояния здоровья, затруднения в профессиональной и социальной адаптации и др.);

3) психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это система психодиагностических и коррекционных мероприятий, направленных на выявление и устранение до нозологических (не перешедших в болезнь) нарушений здоровья работающего человека.

4) психофизиологическое сопровождение обучения и подготовки работников. Оно состоит в разработке и внедрении методов и технических средств обучения для формирования системы компенсации недостаточно развитых отдельных профессионально важных качеств, для психофизиологической оптимизации профессиональной подготовки, в том числе к действиям в нестандартных и аварийных ситуациях. Реализация этого направления связана с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, динамики функциональных состояний в процессе обучения;

5) психофизиологическое изучение ошибочных действий. Действенным направлением для разработки и организации мероприятий по обеспечению безопасности производственных процессов является психофизиологическое изучение ошибочных действий работников;

6) психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников. Подготовке к совместной деятельности уделяется большое внимание в различных отраслях хозяйства, в частности, на железнодорожном транспорте, в гражданской и военной авиации, космонавтике;

7) психофизиологическое обоснование эргономических требований и рекомендаций по учету характеристик человека, его возможностей и ограничений при разработке технических средств деятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах специалистов модернизируемых и новых образцов техники. Эта задача нацелена на профилактику ошибок человека, обусловленных неблагоприятными психофизиологическими состояниями (утомлением, стрессом), создание условий для повышения его надежности.

Для того, чтобы означенные выше задачи могли прорабатываться разносторонне и глубоко, а так же с целью дальнейшего развития существующих методов оценки психофизиологического состояния работников и их профессионального здоровья, необходима дальнейшее развитие категориального аппарата для оперативной и адекватной оценки на различных стадиях производственного цикла, а так же создание программ медицинского и психофизиологического восстановления с акцентом на применение немедикаментозных инструментов для увеличения адаптационных возможностей, способствующих психофизиологическому балансу, несмотря на недостаточно благоприятные условия жизнедеятельности.


1.2 Методы психофизиологического исследования

Психофизиологические процессы в большей мере являются скрытыми и сложными для непосредственного наблюдения. По этой причине, представители психологии, на ранних этапах развития науки, когда наибольшей популярностью пользовался метод непосредственного наблюдения за поведением человека, этим вопросом не занимались и даже не интересовались. Не смотря на это, существовало некоторое количество моделей психической деятельности человека, но опирались они в основном на умозрительные объяснения. Связь человеческой психики с процессами происходящими в мозге, возможно, так и не была бы установлена, если бы психологи того времени не заинтересовались бы нейрофизиологическими процессами, являющимися основой реальности, исследуемой ими.

В то же время нейрофизиология нуждалась в возможности описания организации физиологических процессов в понятиях, существующих в психологических теориях и концепциях. Так сложилось и происходит до настоящего времени интегрирование двух наук о человеке, их взаимное обогащение, как экспериментальными методами, так теоретическими разработками. Какие же возможности открыло исследование физиологических аспектов работы нервной системы? В первую очередь, физиологические показатели, отличаясь объективностью, являются надежными элементами, которые можно применить, описывая изучаемое поведение. Помимо этого, они дают возможность экспериментатору в область собственных исследований внедрить и элементы активности организма, являющиеся основой поведения, несмотря на то, что их невозможно наблюдать напрямую. По словам Ж. Пайара: «Наряду с более глубоким объективным изучением психических явлений, основой обращения к физиологическим показателям является смелое устремление, которое продолжает направлять усилия современных психологов объяснить психологические явления на органической основе».

Основными методами фиксации изменений физиологических процессов в рамках психофизиологии выступают электрофизиологические методы. Это связано с тем, что электрическая составляющая занимает особое место в физиологической активности тканей, клеток и органов. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов [9]. Надежность электрических показателей по сравнению с другими, по мнению А.Б. Когана, особенно демонстративна, «когда они оказываются единственным средством обнаружения деятельности» [9]. Единообразие потенциалов действия в нервной клетке, нервном волокне, мышечной клетке как у человека, так и у животных говорит об универсальности этих показателей. Точность электрических показателей, т.е. их временное и динамическое соответствие физиологическим процессам, основана на быстрых физико-химических механизмах генерации потенциалов, являющихся неотъемлемым компонентом физиологических процессов в нервной или мышечной структуре.


К перечисленным преимуществам электрических показателей физиологической активности следует добавить и неоспоримые технические удобства их регистрации: помимо специальных электродов, для этого достаточно универсального усилителя биопотенциалов, который скоммутирован с компьютером, имеющим соответствующее программное обеспечение. И, что важно для психофизиологии, большую часть этих показателей можно регистрировать, никак не вмешиваясь в изучаемые процессы и не травмируя объект исследования. К наиболее широко используемым методам относятся регистрация импульсной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцефалография, электроокулография, электромиография и электрокардиография. В последнее время в психофизиологию внедряется новый метод регистрации электрической активности мозга – магнитоэнцефалография и изотопный метод (позитронно-эмиссионная номография). (Приложение 1)

Приступая к обзору методов психофизиологии профессиональной деятельности, целесообразно дать общую характеристику методов собственно психофизиологии и остановиться на тех из них, которые применяются при анализе профессиональной деятельности. Все многообразие методов психофизиологии можно объединить в пять групп: наблюдение, тесты, электрофизиологические методы, моделирование и эксперимент (Хачатурьянц Л. С., Примак Л. П. и др.). Часть из них применяется в психофизиологии профессиональной деятельности.

Наблюдение является традиционным и старейшим в психологии методом, который, на первый взгляд, трудно отнести исключительно к какой-либо отрасли психологии. Однако есть все основания выделить группу методов наблюдения, которые можно считать исключительно психофизиологическими. Это те методы, где удается фиксировать не просто поведенческие акты, но те признаки, которые отражают особенности протекания физиологических процессов при определенных психических состояниях или ситуациях поведения. По легенде, Александр Македонский набирал солдат в свои фаланги, наблюдая за реакцией кандидата в ситуации испуга. Принимали в войско тех, кто при испуге краснел, что, как свидетельствовал опыт полководца, было признаком стойкости новобранца. Говоря языком науки, отбор позволял выделить симпатико-тоников, т. е. лиц с преобладанием тонуса симпатической нервной системы. Покраснение кожных покровов в ситуации нервно-эмоционального напряжения — один из признаков преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим.