Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы конфликтов
1.1 Исторические исследования в области конфликтов
1.2 Психологическая сущность, структура и функции конфликта
Глава II. Исследования уровня конфликтности среди медперсоналом
2.1 Методы и методики, применяемые при исследовании конфликтов
1.2 Результаты экспериментальных исследований, их анализ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследование и диагностики конфликтов занимает значительное место в современной психологии
Актуальность темы:
Нет, пожалуй, ни одного человека, который не сталкивался бы с конфликтными ситуациями. Конфликт широко распространенном определении рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, проявляющееся в острой форме.
Существует множество точек зрения на конфликт но доминирующими остаются две. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества, другие считают, что «конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению и творчеству». Третьи исследователи считают, что конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения.
Знание природы конфликта, механизма и фаз его развития важно не только в плане управления конфликтом, но и в теоретико-познавательном ракурсе.
Конфликтологические знания помогают разобраться в разных типах конфликтов, возникающих в межличностных, трудовых, семейных, управленческих, организационных, межэтнических, международных отношениях. Другими словами, эти знания будут способствовать повышению эффективности в любой области социальной жизнедеятельности.
Разработанность проблемы:
Одним из признанных мэров в использовании функционального подхода к проблематике конфликта является Р. Мертон. В его работе «Парадигмы для функционального анализа»[1], в которой он предложил самые общие подходы, концептуализирующие социальный конфликт и социальные изменения. Он использует такие аналитические категории как «дисфункция», «ролевой конфликт» и др. Функциональный метод рассматривает конфликт объективных и субъективных терминах.
Американский социолог Л. Козер в своем труде «Функция социального конфликта» [2], утверждал, что не существует социальных групп без конфликтных отношений и что социальные конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем и их смены. Л. Козер стремился обосновать позитивные функции конфликта в обеспечении общественного порядка и устойчивости определенной социальной системы. По его мнению, стабильность всего общества, связана с количеством существующих в нем конфликтных отношений и с типом связей между ними. Чем больше различных конфликтов пересекаются в обществе, тем более сложной является групповая принадлежность, тем труднее создать единый общий фронт, делящих членов общества на два лагеря, которые не имеют никаких общих ценностей и норм.
Теория конфликта обобщена в исследованиях «Конфликт и защита. Общая теория» [3], он отличал, что «все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении». Это положение несет основную методологическую нагрузку «общей теории конфликта».
Бельгийский исследователь конфликтов Р. Зайдельман в своей работе «Весь мир» [4] предлагает выделить подходы, хорошо известные в европейских и американских общественных науках. Он выделил четыре методологических подхода которые позволяют рассмотреть не только историю развития конфликтов, но и использовать их с точки зрения аналитических возможностей. Каждый из этих подходов акцентирует внимание на како-то стороне, аспекте конкретного конфликта или класса конфликтов, тем самым не только выявляет отдельные причины, но и связывает друг с другом различные объяснения.
Методы исследования:
В ходе исследования применялись следующие методы, а именно: беседа, опрос, наблюдение, эксперимент, анализ научной литературы, тестирования.
В работе были использованы следующие тесты и методики:
1. Изучение психологического климата коллектива
2. Тест «исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» Методика К. Томаса
Объект исследования:
Сотрудники поликлиники строителей МУЗ «Городская больница №3» - 20 человек.
Предмет исследования:
Конфликтные межличностные взаимоотношения.
Цель работы:
Рассмотрение основной проблем исследование и диагностика конфликтов.
Задачи курсовой работы:
Рассмотрение современных психологических теорий конфликтов.
Дать понятие существенности конфликтов.
Проведение экспериментального исследования и анализ.
Разработка практических рекомендаций.
Гипотеза исследования:
Ранняя диагностика конфликта, предотвращение деструктивных последствий конфликтов.
Положение выносимое на защиту:
1). Знание теоретических основ, видов конфликтов необходимое условие бесконфликтного общения;
2). Развитие позитивных межличностных отношений является одним из компонентов бесконфликтного общения сотрудников коллектива;
3). Различные типические способы реагирования на конфликтные ситуации, склонность к соперничеству или сотрудничеству в группе, стремление к компромиссам. Избежание конфликтов помогают оценить степень адаптации члена коллектива в совместной деятельности.
4). Использование разных форм защит: миролюбие, избежание, агрессия позволяет выявить степень конфликтности личности.
Практическая значимость исследования:
Результаты данного исследования помогут разобраться в различных типах конфликтов, возникающих в трудовых, семейных и межличностных отношениях. В качестве материала при подготовке к выступлению на научной конференции, при профотборе и т.д.
Апробация работы:
Результаты данного исследования были доложены на собраниях, с результатами данного исследования как теоретическими, так и практическими ознакомлены сами испытуемое: старшая медицинская сестра, зав. отделением, главный врач поликлиники МУЗ «Городская больница №3».
Глава 1. Теоретический анализ проблемы конфликтов
1.1 Исторические исследования в области конфликтов
Теория конфликтов имеет давнюю традицию в европейской и мировой социально – политической мысли. В 60-е годы ХХ века появляются самостоятельные дисциплины, изучающие конфликты и пути их разрешения.
Теория и практика подтверждает, что существует невероятное количество форм конфликтов, столько же имеется попыток выявления специфики их основ, типологии, ранжирования, стадий, определения, зависимости, закономерностей и т.д.
Есть определенный набор способов исследования конфликтов, в науке они называются метрологическими подходами. Они помогают понять природу конфликта, учит адекватно, соответствующим образом вести себя в конкретном конфликте и выходит из него с максимальными потерями.
Наибольший вклад в разработку конфликтологических методологических подходов или парадигм в села социологическая наука, и в первую очередь политическая социология. Социология конфликта имеет огромный методологический и теоретический потенциал. Одним из наиболее развитых дисциплинарных направлений является политология конфликта.
В концептуальном поле политики, по мнению известного теоретика К. Байме, в качестве основных методологических подходов используются историко-генетические; институциональные; бихевириолистские; структурно – функциональные; сравнительные методы.
Глухова А.В., отечественный психолог, считает, что наиболее распространенными методами анализа конфликта являются: институциональный; системный; эволюционно-генетический; функциональный; сравнительный или сравнительно - исторический.
Другой отечественный специалист в области политологии конфликта Фельдман Д.Н. относится к таким подходам, во-первых, понимание природы и причин конфликтов, выводящее из «природы человека» и связанное с концепциями «деривации» и «фрустрации-агрессии»; во вторых массовые подход, и, в - третьих, подход, при котором имеет особое значение определение, раскрытие сущности того, что называется интересом.
К. Унибер в своей книге «Никаких границ» предлагает рассматривать строение психики или ее картографию в виде нескольких уровней.
В конфликте, как правило, участвуют две противоположных стороны, каждая из которых пытается восстановить равновесие на основе собственной позиции. Конфликт, тем самым, непосредственно связан с той интерпретацией, которую участники конфликта создают для структурирования ситуации. В психологическом отношении суть конфликта создает «Я» его инициатора, который пытается содержание «не - я» изменить соответствие со своими ценностями и установками.
Тем самым, то понимание единства «Я» и «Не - я», которое складывается пространстве конфликта, будет формировать его содержание. Например, если инициатор конфликта считает свои ценности и установки единственно правильными, настаивает на том, чтобы его противник понимал ситуацию также, как он, то неизбежен жестокий конфликт, в котором противник получает одну характеристику – врач. Такой конфликт, зачастую, превращается в войну, цель которой- насильственное подчинение или уничтожение противника.
Если же мы понимаем противоположную сторону конфликтующих как партнера, имеющею право на его позицию, то конфликт может разрешаться за счет изменения ситуации двустороннего характера. При таком сценарии развития конфликта обе стороны идут на уступки или вообще изменяют взгляд на проблему переходя к иному структурированию ситуации.
Унибергприходит к выводу, что образ действия людей напрямую зависит от тех границ, которые мы сами «проводили» в нашем психологическом пространстве. Основной пафос его работы заключается в понимании необходимости преодоления тех границу, которые создают себе люди в культуре Запада, лишались це?лостности к?ак существо?вания, так и соз?нания как т?акого. «Жиз?нь становитс?я страдание?м, наполне?нным борьбо?й. Но все пере?живаемые н?аши внутре?нние битвы - н?аши конфли?кты, трево?ги, страда?ния и огорче?ния – поро?ждаются ниче?м иным, ка?к границам?и, которым?и мы, по не?ведению, очерч?иваем свой о?пыт».
Суть проблемы, по Унибергу, заключаетс?я в том, чу?вствует ли себ?я человек изо?лированным субъе?ктом, «я», которо?му противосто?ит весь мир, и?ли он ощущ?ает себя е?диным со все?й селенной. В пос?леднем случ?ае чувство с?амо тождест?венности прост?ирается да?леко за пре?делы разум?а. И тела че?ловека и о?хватывает вес?ь космос. Униберг настаивает н?а том, что л?юбая грани?ца становитс?я источнико?м конфликт?а, превращ?ается в ли?нию фронта. У че?ловека отно?шении психо?логического б?ытия появл?яется реал?ьная возмо?жность, котор?ая способн?а значител?ьно снизит?ь уровень самоконфликтности.
Эта возмож?ность – са?мопознание и л?ичностный рост. Ко?гда челове?ку удается осу?ществить эту з?адачу в то?й или иной мере, о?н перестра?ивает карту с?воей души, р?асширяет ее терр?иторию, ст?ановится дру?гим челове?ком.
Классификация мето?дологическ?их ослов, по н?ашему мнен?ию, может в?ключать в себ?я следующие по?дходы к исс?ледованию ко?нфликтов; революционистский. Рассмотр?им их более по?дробно.
Структурный по?дход являетс?я наиболее р?аспростране?нным методо?логическим по?дходом в со?циологии ко?нфликта. В с?амом широко?м смысле по?д структуро?й понимаетс?я совокупност?ь составля?ющих ее эле?ментов, вз?аимосвязан?ных и взаиморасположенных таким обр?азом, что де?лает ее качест?венно опре?деленной це?лостностью.
Одно из на?иболее интерес?ных опреде?лений стру?ктурного по?дхода дал а?мерикански?й социолог Р. Мерто?н. «Для стру?ктурного а?нализа, - от?личает он, - пер?востепенное з?начение имеет тот ф?акт, что со?циальные стру?ктуры поро?ждают конф?ликт, будуч?и до опреде?ленной, истор?ически сло?жившейся сте?пени лабир?интами соц?иальных ст?атусов, ор?ганизаций и об?ществ, котор?ые имеют об?щие, хотя и поте?нциально ко?нфликтные, и?нтересы и це?нности» .
Для структур?алистов хар?актерно выч?исление та?ких компоне?нтов социа?льной стру?ктуры как и?ндивиды, ро?ли, статус?ы, позиции, гру?ппы, места и л?юбые другие е?диницы мно?госоставно?й и сложно?й общности. Ч?исло структур?ных единиц, а т?акже масшт?абы структур?ного иссле?дования мо?гут варьиро?вать соответст?венно от м?алой групп?ы до целого об?щества или д?аже мирово?й системы. Д?ля структур?ного подхо?да очень в?ажным явле?нием являетс?я анализ со?циальных ко?мпонентов с точ?ки зрения и?х социально?го неравенст?ва. Основа?ми неравенст?ва служит д?ифференциа?ция в степе?ни обладан?ия или как?ие-либо ресурсо?в в виде бо?гатства, до?ходов, власт?и, образов?ания и др.
Структуралисты ут?верждают, что р?азличные фор?мы неравенст?ва – это р?азличные ас?пекты сост?ава социал?ьной совоку?пности.