Файл: Теории происхождения государства (общая характеристика основных теорий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема происхождения и сущности государства с древних времен привлекала внимание исследователей. Первые попытки ее осмысления мы находим уже в работах Конфуция, Мо-цзы, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и др.

За многовековую историю человечество выработало ряд теорий, претендующих на наиболее верное объяснение данного феномена: патриархальную, теологическую, договорную, органическую, материалистическую и т. д. Каждая из них в свое время, будучи обусловленной конкретным уровнем развития знания, экономики и культуры, сыграла существенную роль в осмыслении государства: древние греки и римляне акцентировали внимание на общежительной природе человека, средневековые схоласты – на власти и ее божественном происхождении, мыслители Нового времени – на безусловной ценности человеческого разума.

По моему мнению, вопрос о происхождении государства и права в настоящее время является актуальным. Актуальным он будет и в будущем, поскольку, возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство будет неизменным его спутником. Наука может открыть новые факты, сыгравшие решающую роль в возникновении того или иного государства. Многообразие взглядов на происхождение государства и права обусловлено тем, что само государство – чрезвычайно сложное, исторически изменяющееся явление. Право как юридическое явление неразрывно связано с государством, и, соответственно, те причины, которые лежат в основе возникновения государства, лежали и в основе возникновения права. В отечественном правоведении к анализу тех или иных аспектов происхождения государства и права обращались такие ученые, как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров и др. Характерно, что исторические исследования государственных и правовых институтов проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов.

Рождение права и государства процесс крайне противоречивый и в то же время закономерный. Их появление – знак того, что человеческая общность достигла определенной ступени организации. Изучение некоторых теорий возникновения права и государства позволяет нам узнать мнения философов, богословов, ученых и политиков о генезисе, сущности и тенденциях этих явлений. По моему мнению, будет уместно представить некоторые дополнения к этой интересной проблеме.


Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства и права.

Объект исследования – происхождение государства и права.

Предмет исследования – общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.

Задачи исследования:

  1. определить сущность понятий государства и права;
  2. выявить предпосылки и причины образования государства;
  3. провести анализ основных теорий возникновения государства и права.

Методологической основой курсовой работы являются законы принципы системного и сравнительного анализа. Наряду с этим исследуемый вопрос рассматривался с точки зрения эволюционного и революционного развития, с позиции их внутренних противоречий.

Теоретическую основу работы составили труды ученых-теоретиков, посвященные проблемам теории государства и права.

Глава 1. Общие предпосылки и причины возникновения государства

1.1. Сущность государства и права и предпосылки их возникновения

Прежде чем рассматривать основополагающие причины возникновения государства необходимо обозначить сущность понятий государства и права.

Государство – это особая универсальная политическая организация общества, обладающая публичной, государственной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общественные отношения, которая выражает прежде всего интересы экономически доминирующего социального слоя, а также выполняет «общие управленческие дела» для всех граждан и осуществляет специфический арбитраж в обществе[1].

Право представляет собой совокупность правил поведения (норм), выражающих государственную волю общества, направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата[2].

Уже из этих определений видно, что теория государства и права имеет дело с определенной частью общественных явлений, государственных и правовых.


Для существования любого государства необходима добровольная, прочная солидарность большинства взрослых членов данного объединения. Следовательно, государство не было и не могло быть до тех пор, пока отдельные лица, под давлением житейских потребностей, не научились достаточно единению друг с другом ради общности интересов, пока семейная солидарность оставалась вообще очень слабой и непрочной, а родовой и совсем не было или же она проявлялась лишь кое-где, временно в слабой степени.

Впервые возникновение государства стало возможно в двух случаях:

  1. В процессе существенного разрастания стадной семье и развития семейной солидарности до значительных размеров и прочности.
  2. В случае когда общность интересов установилась между членами в моногамических, полигинических, полиандрических и малолюдных стадных семьях и сверх того явилась значительная родовая солидарность.

Итак, в рамках первого случая государство может, возникнут в рамках одной многолюдной стадной семьи, а во втором случае как союз нескольких семей. Но, в конечном счете, все они возникают как результат естественного прироста численности населения.

В целом для развития и становления государства как общественного института необходима, чтоб группа людей, способная к объединению, действительно объединилась в одно целое и выработала внутри себя особый общественный орган, руководящий ее жизнью.

Право определяется как система норм, обязательных для исполнения всеми субъектами права и обеспеченное принудительной силой государства. Право появилось при возникновении потребности в нем, т.е. когда у существующей системы регуляторов общественных отношений (традиций, религиозных норм и др.) случился кризис. С возникновением государства и развитием экономического и имущественного неравенства в обществе традиции, обычаи и религия уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Право по сути явилось сплавом религии и традиций, но, в отличии от них, право стало охраняться государством.

1.2. Причины возникновения государства и права

Говоря о причинах возникновения государства необходимо отметить, что данный процесс закономерным и явился следствием естественного развития общества в условиях достижения определенной степени зрелости. Государство было выделено из общества в процессе распада устоев первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. К такого рода факторам можно отнести следующие[3]:


  • всесторонне развивающийся процесс общественного разделения труда. В рамках данного процесса происходило выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. Так, по мере развития производительных сил, а так же расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов.
  • возникновение и развитие частной собственности в процессе становления общественного производства, а так классов и эксплуатаций. В конечном счете, государство появилось как результат классовой раздельности и неприменения межклассовых взаимоотношений, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Такого рода позиция происхождения государства была наиболее близка марксисткой идеологии. В частности Ленин в своих трудах неоднократно утверждал, что государство это «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»[4].

При этом немарксистские научные направления в целом не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но при этом они не возвышают роль частной собственности и классов. В истории известны случаи, когда образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией[5].

В рамках политической теории наряду с классовыми причинами, выделяют и ряд других причинных факторов способствующих возникновению государства. Итак, к такого рода факторам относятся: демографические, антропологические, , рациональные и эмоциональные, а так же территории. Рассмотрим фактор в отдельности[6].

  • фактор. В данного фактора в первую очередь о воспроизводстве самого . В рамках в первую очередь о росте численности и населения, перехода от к оседлому жизни, запрет и упорядочения брачных . Все это повышало потребность в регулировании между людьми, на определенной территории.
  • фактор. Основоположники и данной считают, что источником формы организации сама общественная человека. Еще в время в своих Аристотель писал, что , будучи существом в степени , самостоятельно может себя только в определенных форм . Государство же, семье и селению, естественная, органически человечеству на определенной развития форма общежития.
  • , рациональный и эмоциональный . В данном случае рассматривается как человеческого мышления и , созревающий под влиянием и эмоций человека. рода зрения характерна, в , для договорных (контрактных) государства. По мнению Т. , сильнейшим , побуждающим людей к общественного договора о государства, является перед со стороны других , опасение за жизнь, и имущество. Д. Локк на первый человеческий разум, в то, что государство способно обеспечить естественные человека, чем , догосударственной формы [7].

Очевидным является тот , что реальное государство в результате естественно-исторического развития , а не в результате подписания договора.

Но для определенного времени государства имела значение, поставив на план проблемы личности, и государства.

  • Заключительным является – завоевание народов другими. из важных данного фактора государства, придавали теории насилия - Л. , Ф. Оппенгеймер и др[8]. их концепции государство в результате внешних и политического насилия, что в очередь социальное неравенство, к образованию классов и .

Так же в ряде литературных можно и такие факторы, как , этнические и др.

Процесс государства у конкретного , народа уни, условно можно группы стран, были присущи неко общие в формировании государства. Это говорить о трех развития государства:

·  западном;

·  .

Различия между состоят в том, каким образом происходил разрушения родоплеменной организации, социального расслоения и на основе публичной власти, мо правящей группы[9].

формы государства, его зависели от характера общественной , то есть создания жизнедеятельности человека и самого человека при оде от присваивающей к производящей.

  • Восточный возникновения государства

На наибольшее распространение такая как азиатский способ (Египет, Вавилон, , Индия и пр.). Подобный формирования во многом связан с остью проведения в обществах масштабных работ, а строительство и эксплуатация сооружений, организация по земледелия и т.п. То есть Древнего возникали в силу организации населения для трудоемких ирригационных , которые пропитание всем . Для рытья каналов, дамб и т.п. усилий семьи недостаточно. Неразвитость деятельности, низкая ьность труда кооперацией труда, объединением многих общин, для возделывания земли, и сбора . Необходимость объединения и выделение функций ализованного управления в государства и его . Разветвленный аппарат возникал из родоплеменной , которая постепенно закрепила за функции и распределения произведенного . Это и позволили знати в своих руках часть про продукта, накапливать в руках богат[10].

Таким образом, дифференциация группами в странах Востока на основе политического , т.е. по их положению во властной и по привилегиям. социальная струк именуется этократической или , т.е. основанной на положении в системе и выполнении ею определенных , статусов и функций.

государства в некоторых чертах отличались от друга. В одних, как в , рабство носило , семейный . В других, как в Египте, много рабов, наряду с общинниками значительный в экономику. Однако в от европейского, античного , основанного на частной , в Египте в подавляющем большинстве собственностью государ (фараона) или храмов.