Файл: Теории происхождения государства (общая характеристика основных теорий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с тем все восточные имели много в главном. Все они были абсолютными , деспотиями; обладали чиновничьим ; в основе их экономики государственная форма на основные, средства , а частная соб имела второстепенное [11].

Восточный путь государства представлял плавный переход, первобытного, родоплеменного в государство. аппарат возник из управления нными объединениями. из общества, государственный становился во многом ему по своим , постепенно обособлялся от общества, превращался в класс, эксплуатирующий общинников.

общество было , на протяжении веков, а и тысячелетий, оно практически не . Так, государство в возникло на несколько раньше, чем в Европе (в , Риме). Хотя в Китае место социальные потрясения ( завоевания, восстания, в том числе и и т.п.), но они приводили к смене царствующих , само же общество до начала XX в. оставалось в неизменным

  • путь возникновения

В отличие от восточного, путь был явлением рода уни, исключением из общего . Именно западное стало движущей истории, государства в короткий обогнали значительно возникшие восточные .

Ведущим на территории Европы классовое разделение . В свою очередь, это тем, что здесь на протогосударства, формой была «военная », происходило интенсивное частной на землю, а также на другие производства: скот, . В наиболее чистом это можно на примере Древних , где государство развивалось, преобразуя органы строя, вытесняя их путем новых органов, заменив их государственными органами . Место « народа» занимает «публичная власть», не с обществом, отчужденная от и готовая против народа[12].

На раннем разложения общинного наблюдается экономиче неравенство: у (героев, базилевсов) наделов, рабов, , орудий труда , чем у рядовых . Наряду с рабством, преимущественно патриархальный , когда рабы в качестве прислуги и не были производительной , появляются наемный . По мере частной собственности влияние экономически группы, которая ослабить народного собрания, (выступавшего военачальником, жрецом, верховным ) и передать своим представителям.

между наследственной и массами, принимавшие острые , отягощались борьбой за другой группы ателей частной , нажитой грабежом и торговлей. В богатые собственники и занимать ответственные нные должности – родовой знати ликвидировано.

Следовательно, для Афинского государства то, что оно возникало и из классовых противоречий. уемая частная стала базой, для утверждения ического господства классов. В свою , это позволило овладеть публичной и использовать их для защиты интересов. Афины называются классической возникновения госу.


В Древней Спарте возникновения государства обусловлены рядом обстоятельств: община завоевала дние территории, население стало общинными (а не ) рабами-илотами, которых превышала спартанцев. Необходимость ими и держать в повиновении создания органов власти, аппарата. Вместе с тем не допустить имущественного и социальной среди спартанцев, в этих целях собственности на рабов и на , которая, в государственной собственности, на равные участки по полноправных жителей, угроза ания илотов и другие привели к тому, что стала аристократической с весьма , террористическими методами и сохранившимися пережитками строя. Жесткость , проводившего на уравнительность, способ как бы консервации существовавших , не давала возник той социальной , которая могла бы ликвидацию остатков организации.

В Риме формирования и государства в силу причин тормозился и переходный к период растянулся на . В длившейся между двумя свободных членов родоплеменного общества вырывали у одну уступку за . В результате общественная Рима стала значи демократичностью. К примеру, равноправие всех сво граждан, закрепился , согласно любой гражданин был земледельцем и воином, социально-политическое значение общины, оставалась собственником земли. Это замедляло имущественного и социального в среде граждан и формирование собственности как классообразования[13].

Положение изменилось к концу II в. до н.э. с началом массового крестьян-общинников. С другой , в результате непрекращающихся в городах и местностях скапливается масса рабов, что семья, которая выполняла функцию подавления и и повиновения несвободных, не в состоянии ее осуществлять. В концов умерять столкновения социальных групп и удер в повиновении подвластные и эксплуатируемые привела во II в. до н.э. к созданию государственной машины. В ос процесс государствообразования в был таким же, как и в Афинах. родоплеменного строя шло тем же , что и в Греции. Экономически группа постепенно власть, выгодные ей органы. в Риме в эти процессы вмешалась третья населения – . Представители пришлых , лично свободные, не с римским родом, они торговым и про богатством. Экономическое плебеев возросло. Их борьба против – родовой аристократии, – развернувшаяся в с укреплением частной и углублением имущественной , наложилась на классообразования в римском , стимулировала разложение строя, явилась хода государства.

Несколько путем шло становление государства. Германские долгое служили поставщиками для Рима. Если положение Греции и способствовало ломке патриар строя, то эти же естественные в Германии до определенного создавали для некоторого развития ьных сил в рамках родового , тогда как рабовладение экономи невыгодно. Разорявшиеся попадали в зависимость от богатых, а не в , что способствовало длительному коллективной хозяйствования. Военные и полукочевое земледелие сохранению коллективной общественно-хозяйственной , в которой рабам не могло быть . Поэтому там имущественная и социальное привели к формированию общества.


Завоевание значительных территорий империи со очевидностью показало родоплеменного строя ечить господство на них, а это образование раннефеодального . С другой стороны, это разрушило рабовладельче порядки и переход к феодализму на Римской империи. пример возникновения государства из строя не является . Таким путем шло и многих других на территории (в Древней Руси, и др.)[14].

  • Синтезный путь государства

Подобный формирования был свойственен тем народам, которые от родоплеменных отношений к раннефеодальному под воздействием и имущественного неравенства . Расслоение различных происходило по их положению в властно-государственной , выполнению определенных функций. Потребность в значительных людей и территорий был вызвана из вне[15]. Длительное сохранение организации, органов демократии вызвано внешней , отражение которой лишь при объединении общинников. функции в данных закреплялись за военным и его дружиной. В результате во походов в вождя и его дружины богатства, обеспечивая им власти и собственности. труд не широкого распространения в прочности общинных , а также своей экономической . Одновременное политического и неравенства стало формирования институтов государства. общинники попадали в зависимость от богатых , которые прибрали к рукам землю и становились классом феодалов. Так государство у германских , Древней , Ирландии и т.д[16].

Итак, на формирования государства по пути влияли прочность общины, опасность и завоевательные . Но важное значение влияние опыта государств, к , германские в строительстве государства опыт и институты Рима. А славяне оказались под влиянием варягов, затем , заимствовав у нее государственную , институты и их строительства и функционирования.

из всего вышеизложенного констатировать, что государство результатом сочетания различных и факторов. В целом возникает, развивается и под воздействием как , так и внутренних причин, не могут существовать в друг от друга. возникает, и развивается как результат экономической и социальной , форма удовлетворения в упорядочении, и управлении общественными .

О праве необходимо , что оно, как и государство, возникает , и призвано эффективность действия друга. Государство не существовать без права, но и не может без государства.

Право в структуре выполняет, фундамента в системе политической и зачастую выступает проведения политики государства. В свою государство тем необходимым элементом в права, которое , применяет и гарантирует нормы[17].


органы государственного становятся теми структурами, контролирующими правовых и реализующими в случае их соответствующие юридические .

Если учитывать, тот , что государство по средствам экономического и воздействия управлять отношениями, то для их реального оно должно принимать общеобязательные поведения в виде норм или придать правовым . Право - единственная , в которой государство выражать свои в качестве [18].

Исходя из этого констатировать, что основными и условиями возникновения во многом причинам, породившим . Однако следует , что между мононормами и права более глубокая , чем между органами самоуправления и органами . Вековые, многими поколениями расценивались как данные , как правильные и справедливые.

2. Анализ теорий происхождения государства и права

2.1. Теория

Теологическая объясняет права и государства волей. Представителями теории являлись религий Востока, религиозные средневековых европейских , мусульманские идеологи.

данной , получившей наибольшее в XII-XIII вв., церковь от получила два меча, из которых себе, а другой государям как символ божественной воли на . Поэтому государь является церкви, только при условии он получает от «бога» и управлять государством.

По мнению, наряду с представителями этого , такими как: Аквинский, Августин и т.д., можно выделить и ученых, политических и деятелей, ин наследие которых интересовало ученых , но которое, тем не менее, дало науке. Вот некоторые из них:

(Квинт Септимий Тертуллиан, Quintus Florens ) (родился 155 г. или 165 г. Карфаген – после 220 г. н.э., вероятно, там же), христианский и писатель, основатель и из крупнейших латинской патристики.

По теоретических достижений ( создание латинской лексики) – важнейший (наряду с ) посредник между и зрелой патристикой. Однако его значение в том, что, не будучи сухим ематиком, не принимая античных и христианских и опасаясь живой веры абстракциями эллинского , Тертуллиан с редкой выразил глубокой пропасти религиозной метафизикой и античной философией[19].

Александрийский ( Великий) (295-373 гг.), со в должности Архиепископа , энергично отстаивал, во споров с , догмат о единстве Бога Отца и , и названный, поэтому православия. также выступал за неза церкви от императорской . Примечательно, что Афанасий, лучшим своего времени, тем не , прославился своими подвигами[20].


Мухаммед (; в европейской часто Магомет, Маго) (ок. 570-632 гг.), основатель , почитается как пророк. Выходец из Бану-хашим племени курейшитов. , по преданию, ок. 609 г. (или 610 г.) Аллаха, выступил в с проповедью веры. В 622 г. вместе с был вынужден переселиться (т.н. ) в Медину (Ясриб). В гг. мусульмане под Мухаммеда подчинили и значительную часть . Мухаммед стал теократического . Мусульманами, особенно , высоко чтится Мухаммеда – Фатима, его двоюродного Али[21].

Заратуштра (Заратустра) (.), Зороастр (греч.) ( 10 и 1-й пол. 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор религии, название зороастризм. древнейшую часть « ». В учении Заратуштры роль в уделялась жрецам (), которые давали на совершение любых самых дел. Магам также десятая часть дохода. Примечательно, что в еленное в зороастрийской Персии обряд, который обя в некоторых случаях Монарха ( царей) сидеть за столом с обычным , показывая важность последнего. « ежегодно устраивалось , которое должно было о первобытном равенстве и о теперешней их зависимости. Тогда короли Персии свою пустую на более величие, смешиваясь незнатными, но самыми классами своих . В этот все земледельцы без могли садиться за короля и его сатрапов. Мо принимал их , выслушивал их жалобы и с ними как с равными. «От трудов», говорил он им (и если не ис, то правдиво), «вы получаете средства существования, а спокойствие вы получаете от бдительности; быть, мы взаимно друг для друга; же жить как братья в и любви»[22]. В и деспотически управляемой такое празднество, , должно было на театральное , но по крайней мере это комедия, достойная присутствия и способная слу хорошим для молодого государя»[23].

2.2. Патриархальная

Патриархальная рассматривает государство формой , призванной обеспечить благо всем общества. При этом монарха как продолжение власти (патриарха) большой , распавшейся на мелкие . Соответственно и задача монарха в том, чтобы заботиться о подданных, созда условия для общего блага и послушание населения в обществе законам.

, например, из того, что люди как существа стремятся к и образованию семей, а семей к образованию государства. трактовал государство как размножения семей, их и объединения. По , государственная есть продолжение и отцовской власти. Он отож государственную с патриархальной властью семьи.

В Китае эту развивал Конфуций - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал как большую семью. императора уподобля власти отца, а правящих и - семейным отношениям, где зависят от старших и быть преданными , почтительными и во всем старших. же должны заботиться о подданных, как это принято в .