Файл: Государственное социальное страхование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные принципы социально?го страхов?ания определены в ст.4 ФЗ от 16 июля 1?999г. № 165-ФЗ «Об ос?новах обяз?ательного со?циального стр?ахования».

К ним относ?ятся:

  1. устойчивость об?язательного со?циального стр?ахования, по?ддерживаемая н?а основе э?квивалентност?и страхово?го обеспече?ния и стра?ховых взносов;
  2. всеобщий об?язательный х?арактер со?циального стр?ахования, доступность д?ля застрахо?ванных лиц ре?ализации стр?аховых гар?антий;
  3. государственная г?арантия соб?людения пр?ав застрахо?ванных лиц н?а защиту от со?циальных стр?аховых рис?ков и испо?лнение обяз?ательств по об?язательному со?циальному стр?ахованию нез?ависимо от ф?инансового положения страхо?вщика;
  4. государственное ре?гулирование с?истемы обяз?ательного со?циального страхо?вания;
  5. паритетность уч?астия предст?авителей субъе?кта обязате?льного социального стр?ахования в ор?ганах упра?вления систе?мы обязате?льного социального страхо?вания;
  6. обязательность у?платы стра?хователями стр?аховых взносо?в в бюджет?ы фондов ко?нкретных в?идов обязате?льного соц?иального стр?ахования;
  7. ответственность з?а целевое ис?пользование сре?дств обязате?льного соц?иального стр?ахования;
  8. обеспечение н?адзора и об?щественного ко?нтроля;
  9. автономность ф?инансовой с?истемы обяз?ательного со?циального стр?ахования.[26]

Однако, сле?дует отмет?ить, что при все?й правильност?и данных пр?инципов их мно?жественност?ь камуфлирует с?мысловые от?личия данно?го института от друг?их институто?в социально?й защиты.

Мировой оп?ыт развити?я социально?го страхов?ания позволяет в к?ачестве осно?вополагающ?их принципо?в выделить с?ледующие:

  • личная (индивидуальная) м?атериальна?я ответстве?нность - работники са?ми участву?ют в финанс?ировании с?воего стра?ховании, р?азмер выплат завис?ит от пред?варительны?х взносов р?аботников и и?х страхово?го стажа;
  • солидарная вз?аимопомощь – работодатели, н?аемные работ?ники и госу?дарство пр?инимают фи?нансовое уч?астие в стр?аховании, о?казывая сво?ими взноса?ми материа?льную помо?щь (при насту?плении стр?аховых случаев) менее обес?печенным;
  • оптимальная по?ддержка (субс?идиарность) – суть в том, что руководство ор?ганами соц?иального стр?ахования в исключите?льных случаях осуществляется по?лномочными пре?дставителя?ми работни?ков и работодателей;
  • взаимная от?ветственност?ь (реципро?кность) – институт со?циального стр?ахования мо?жет эффект?ивно функц?ионировать то?лько в случае, если все субъе?кты правоот?ношений со?циально от?ветственны з?а исполнение устано?вленных об?язанностей.[27]

Таким образо?м, несмотря н?а многочис?ленные критер?ии к опреде?лению осно?вополагающ?их принципо?в социально?го страхов?ания, опир?аясь на мировой, более че?м столетни?й, опыт раз?вития данно?й отрасли мо?жно выделит?ь 4 основн?ых принципо?в: принцип л?ичной (инд?ивидуально?й) материа?льной ответственности, при?нцип солид?арной взаи?мопомощи, пр?инцип опти?мальной по?ддержки (субс?идиарности) и пр?инцип взаи?мной ответст?венности (ре?ципрокности). И?менно они сост?авляют ядро построе?ния социал?ьного стра?хования.

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Финансовый ме?ханизм соц?иального стр?ахования пре?дставляет собо?й совокупность фор?м, методов и и?нструменто?в формиров?ания и испо?льзования сре?дств специ?ализирован?ных страхо?вых фондов н?а установле?нные госуд?арством или р?азрешенные з?аконом цел?и социально?й защиты н?аселения.[28]

В совокупност?ь условий и с?пособов вхо?дят: страхо?вые взносы, со?циальные выплат?ы, страхов?ые фонды, госу?дарственные субс?идии, бенеф?ициары. Ме?ханизм социа?льного стр?ахования пре?дставлен н?а рис. 1.

Бюджеты

Страхователи (р?аботники, р?аботодател?и, бюджеты)

Субсидии

Страховые вз?носы

Страховщики

Страховые в?ыплаты

Оплата соц?иальных ус?луг

Охрана здоровьяч

Реабили-тация

Содер

жание

Компенсации

Пособия

Пенсии

Бенефициары

Другие гру?ппы населения

Здравоохранение

Члены семе?й застрахованных

Рис.1. Фин?ансовый ме?ханизм соц?иального стр?ахования

Ключевым э?лементом ф?инансового ме?ханизма со?циального стр?ахования я?вляется со?вокупность стр?аховщиков к?ак централ?ьного звен?а механизм?а. Базовыми стр?аховщиками в с?истеме российского со?циального стр?ахования являются фонды со?циального стр?ахования:

  • Фонд социа?льного стр?ахования РФ (ФСС РФ);
  • Пенсионный фо?нд РФ (ПФР);
  • Федеральный и Терр?иториальны?й фонды об?язательного ме?дицинского стр?ахования РФ (ФФО?МС и ТФОМС).

Каждый из эт?их фондов я?вляется обособ?ленным и обр?азуется за счет вз?носов граж?дан и хозя?йствующих субъе?ктов, а та?кже посредст?вом финансового участ?ия государст?ва. Деятел?ьность каж?дого фонда пре?дназначена д?ля защиты о?пределенны?х видов со?циальных стр?аховых рис?ков путем о?казания матер?иальной и и и?ной помощи з?астрахован?ным в соот?ветствии с з?аконодательно закрепленными ус?ловиями.[29]


Особенностью ф?инансового ме?ханизма со?циального стр?ахования я?вляется то, что в от?личие от со?циального обес?печения сре?дства федер?ального бю?джета испо?льзуются л?ишь в случ?ае возникно?вения необ?ходимости в поддержании ф?инансовой усто?йчивости фо?ндов социа?льного стр?ахования (?кроме стра?ховых взносо?в за неработ?ающее насе?ление. Одн?ако, здесь госу?дарство высту?пает в рол?и страховате?ля[30]). Сам факт о?казания госу?дарственно?й материальной по?мощи фонда?м свидетел?ьствует об э?кономическ?и непроработ?анном или нере?ализованном финансо?вом механиз?ме социаль?ного страхо?вания, а ко?нкретно – о не?верных актуар?ных расчет?ах, о дире?ктивном, ос?нованном н?а популист?ических сообр?ажениях из?менений стр?аховых тар?ифов, об из?менении действу?ющего законодательства в у?году сиюми?нутным сообр?ажениям.[31]

В мировой пр?актике сло?жились два ос?новных способ?а использо?вания средст?в фондов:

  1. по текущему р?аспределен?ию ущерба. Этот с?пособ пред?полагает по?крытие теку?щих расходо?в текущими стр?аховыми вз?носами, а стр?аховые выплат?ы зависят от собр?анных стра?ховых взносо?в;
  2. по принципу н?акопления. Этот с?пособ осно?ван на пре?дыдущих на?копленных и?ндивидуаль?ных страхо?вых взноса?х. Страхов?ые выплаты по это?му способу р?авны собра?нным страхо?вым взноса?м, умножен?ным на нор?му процент?а доходност?и или с учето?м дисконтиро?вания. Дан?ный механизм в ос?новном может пр?именяться пр?и долгосроч?ных видах стр?ахования, напр?имер при об?язательном пе?нсионном стр?аховании.[32]

Основными в?идами соци?ального стр?ахования, пр?именяемыми в н?астоящее время в Росс?ии, являютс?я:

  • обязательное и добро?вольное пе?нсионное стр?ахование;
  • обязательное и добро?вольное ме?дицинское стр?ахование;
  • обязательное со?циальное стр?ахование;
  • обязательное со?циальное стр?ахование от несч?астных случаев на произ?водстве и професс?иональных з?аболеваний;
  • различные в?иды доброво?льного соц?иального стр?ахования, не и?меющие обяз?ательной фор?мы.

2.1. Принципы социальной защиты

Ведущим пр?инципом со?циальной з?ащиты являетс?я социальная с?праведливость, в соответст?вии с которо?й всем чле?нам общест?ва на право?вой основе обес?печиваются р?авнодоступ?ные социал?ьные блага и г?арантии.


Адресность со?циальной з?ащиты является сре?дством обес?печения со?циальной спр?аведливост?и, так как уч?итывает ин?дивидуальну?ю трудную ж?изненную ситу?ацию конкрет?ного челове?ка. Критер?иями предост?авления адресной социал?ьной помощ?и являются:

размер сово?купного се?мейного ил?и среднеду?шевого дохо?да;

отсутствие сре?дств к сущест?вованию;

одиночество и не?приспособле?нность к с?амообслужи?ванию;

материальный у?щерб или ф?изические по?вреждения (?вследствие ст?ихийных бедств?ий, катастроф). [28]

Контингент з?ащищаемых  л?юдей в зако?нодательно?й практике о?граничен те?ми категор?иями населе?ния, котор?ые полност?ью или част?ично лишен?ы способности к тру?ду и самообес?печению. А?дресная по?мощь нужда?ющимся пре?доставляетс?я в соответст?вии с соци?альными кр?итериями. Кр?итерии базируются на со?циальных нор?мативах, пре?дставляющи?х собой науч?но обоснованные пок?азатели уро?вня потреб?ления важне?йших благ и ус?луг, размер?а денежных дохо?дов и друг?их данных, х?арактеризу?ющих услов?ия жизнеде?ятельности чело?века.

Принцип эко?номической эффе?ктивности ориентирует н?а положите?льное соот?ношение затр?ат на соци?альную защ?иту и её со?циально-эко?номического эффе?кта. Объем?ы социальн?ых расходо?в должны н?аходиться в т?аком соотношении, чтоб?ы получение пособ?ия не стало пре?дпочтитель?нее заработ?ной платы. Отч?исления на ф?инансирова?ние социал?ьной сферы до?лжны соотноситься со все?ми экономичес?кими показ?ателями, в?ключая ВВП, фо?нд оплаты тру?да, доходы н?аселения и т.?д.

На основе пр?инципа ком?плексного по?дхода наибо?лее эффект?ивно решаются зад?ачи поддер?жки маргин?альных слое?в населени?я и стабил?изации эко?номического и со?циального р?азвития — ве?дущих целе?й социально?й политики. Комп?лексность обес?печивается коор?динацией и со?гласованност?ью действий субъе?ктов социа?льной полит?ики, единст?вом целей и н?аправлений и?х деятельност?и.

Принцип со?циального п?артнерства ориентирован н?а решение пр?актических социа?льных проб?лем государст?вом совмест?но с бизнесо?м, общественными орган?изациями, пре?дставителя?ми различн?ых уровней и вет?вей власти.

Принцип со?лидарности, суть которо?го заключаетс?я в перерас?пределении до?ходов от о?дних социа?льно-демогр?афических гру?пп другим.

Принцип ад?аптивности предполагает с?пособность с?истемы соц?иальной за?щиты к самор?азвитию и с?амосоверше?нствованию.

Принцип эко?номической с?праведливост?и заключается в  з?ащите всех уч?астников тру?довой деяте?льности за счет по?ддержания соот?ношения раз?мера оплаты тру?да между б?юджетными ор?ганизациям?и и субъект?ами рыночн?ых отношен?ий. Этот пр?инцип реал?изуется в д?вух формах: с?праведливо?го обмена и с?праведливо?го распреде?ления. Соц?иальная спр?аведливост?ь предпола?гает социа?льно-эконо?мическую по?ддержку те?х, кто не мо?жет участво?вать в экономических от?ношениях по объе?ктивным пр?ичинам (ин?валиды, дет?и, подростки, уч?ащиеся, бере?менные, мно?годетные м?атери и т.?д.) или утр?атил трудоспособность по р?азличным обсто?ятельствам.


Принцип пр?иоритета госу?дарственны?х начал предполагает, что государство до?лжно высту?пать гаранто?м экономичес?кого обеспече?ния социал?ьно-приемле?мого уровн?я жизни те?м, кто не мо?жет достич?ь этого са?мостоятель?но.

Принцип эко?номической с?амостоятел?ьности местных ор?ганов власт?и выделяет ро?ль местных ор?ганов власт?и. Социаль?ные пособи?я и другие выплаты на фе?деральном уро?вне гарант?ированы в м?инимальном р?азмере. Все в?ыплаты свер?х этого уро?вня произво?дятся из мест?ного бюджет?а и местны?х фондов д?ля того, чтоб?ы население ре?гиона и его а?дминистрац?ия были за?интересованы в р?азвитии эко?номики собст?венного ре?гиона. [28]

Право преве?нтивности мер по со?циальной з?ащите дает возмо?жность про?гнозироват?ь социальн?ые риски н?а регионал?ьном уровне д?ля более эффективного их устр?анения. Пре?дупреждение со?циальных р?исков осущест?вляется раз?ными механ?измами (на?пример, в с?лучае потер?и работы — по?мощь в трудоустройстве). Сочет?ание платн?ых и беспл?атных услу?г позволяет у?довлетворить широк?ий спектр со?циальных потреб?ностей люде?й.

Таким образо?м, финансо?вый механиз?м социально?го страхов?ания представляет собо?й совокупност?ь форм, мето?дов и инстру?ментов фор?мирования и ис?пользовани?я средств с?пециализиро?ванных стр?аховых фон?дов на уст?ановленные госу?дарством и?ли разреше?нные законо?м цели соц?иальной за?щиты населе?ния, центр?альным зве?ном которо?го являетс?я совокупност?ь страховщиков.

ГЛАВА 3. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

Прошедший ве?к ознамено?вался боль?шими преобр?азованиями в со?циальной сфере. Р?азвитие эко?номики, по?явление но?вых техноло?гий способст?вовали росту р?исков (потер?я трудоспособ?ности в резу?льтате тра?вм, заболе?вания, безр?аботица). Одновре?менно с ин?дивидуальн?ыми способ?ами защиты от т?аких риско?в на основе до?говоров лич?ного страхо?вания, инд?ивидуальны?х накоплений и благот?ворительно?й деятельност?и религиоз?ных организ?аций, госу?дарство постепенно нача?ло брать н?а себя обяз?анность по г?арантии ко?мпенсации пос?ледствий эт?их рисков.[33]