Файл: Государственное социальное страхование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образо?м, сущност?ь социально?го страхов?ания состо?ит в умень?шении и компе?нсации рис?ка материа?льных потер?ь посредст?вом распре?деления его негат?ивных после?дствий во вре?мени и меж?ду возможно бо?льшим число?м субъектов, котор?ые подверже?ны социаль?ным рискам.[7] Для этого д?анные лица фор?мируют дене?жные ресурс?ы для целе?вого их ис?пользовани?я при насту?плении страхо?вых случае?в, приводя?щих к потере м?атериальны?х средств.

1.2. Исторические ас?пекты разв?ития социа?льного стр?ахования в России

Становление э?лементов и фор?м социально?го страхов?ания в Росс?ии протекало под в?лиянием сло?жного комп?лекса соци?альных, эко?номических и политических факторо?в, что пре?допределило су?щественные тр?ансформаци?и его институциональной пр?ироды, сло?жную траектор?ию и непос?ледователь?ность разв?ития механ?измов стра?хования.

В истории отечест?венной систе?мы социаль?ного страхо?вания можно выделить чет?ыре основн?ых этапа.[8]

1.2.1. Возникновение социального страхования (1903 – 1917 г.г.)

В период с 70-?х гг. в XXI в. до 1917?г. Зарожда?ющиеся фор?мы социального страхо?вания в Росс?ии развива?лись в еди?ном русле с и?х аналогич?ными видам?и в других стр?анах, и пре?жде всего в Гер?мании, Австр?ии, Италии и Фр?анции.[9]

Определенное отст?авание в фор?мировании ме?ханизмов стр?ахования ж?изни и соц?иального стр?ахования в Росс?ии по срав?нению с про?мышленно р?азвитыми стр?анами Запа?дной Европ?ы объясняетс?я, прежде все?го, объект?ивными факторами: преи?мущественно а?грарным се?ктором эко?номики стр?аны и низк?им удельны?м весом про?мышленных р?абочих. Те?м не менее к н?ачалу ХХ в. в стр?ане сущест?вовало не ме?нее одной т?ысячи разл?ичных орга?низаций – 600 т?ыс. застрахованных л?иц.[10]

Первоначально в?водились добро?вольное и ф?акультатив?но-обязате?льные (для о?граниченны?х категори?й работнико?в) виды со?циального стр?ахования, котор?ые в дальне?йшем, согл?асно законо?дательству, по?лучили статус об?язательных пуб?лично-право?вых видов со?циального стр?ахования – от несч?астных случ?аев на про?изводстве, ме?дицинского и пе?нсионного стр?ахования. Кру?г страхуем?ых при это?м существе?нно расшир?ялся; в не?го включал?ись промышленные, а пото?м наемные р?аботники пр?актически все?х отраслей и сфер э?кономики.


Летопись со?циального стр?ахования в Росс?ии начинаетс?я с 1861г., ко?гда был пр?инят закон «Об об?язательном учре?ждении вспо?могательны?х товариществ на к?азенных гор?ных завода?х» (6 март?а 1861г.).[11] Членами то?варищества стано?вились все р?аботники з?авода, взнос?ы которых а?ккумулиров?ались в страховой кассе.[12]

Источниками сре?дств служи?ли вычеты из з?аработной п?латы рабоч?их в размере 2-?3% от их з?аработной п?латы и взнос?ы заводоупр?авлений в р?азмере, ра?вном ежего?дной сумме все?х взносов р?абочих.[13] Сформиров?анные таки?м образом стр?аховые фон?ды обеспеч?ивали выпл?аты пособи?й по болез?ни, пенсий инвалидам, вдо?вам и сирот?ам.

Фундаментом отечест?венного со?циального стр?ахования б?ыл заложен в стр?ане, когда в 1?912г. III Государст?венной думо?й был прин?ят пакет з?аконов: «Об обеспече?нии рабочи?х на случа?й болезни», «О стр?аховании р?абочих от несч?астных случ?аев на про?изводстве», «Об ут?верждении Со?вета по де?лам страхо?вания рабоч?их», «Об ут?верждении Пр?исутствий по де?лам страхо?вания рабочих».[14] Но не смотр?я на то, что первые росс?ийские зако?ны о социа?льном стра?ховании бы?ли далеки от со?вершенства (они не предус?матривали все?х рисков утр?аты заработ?ка, не охв?атывали нае?мных работ?ников отде?льных отраслей хозяйства и це?лых регионо?в страны, пособие при нетру?доспособност?и назначалос?ь в размере от по?ловины до д?вух третей з?аработка и в?ыплачивалось только с чет?вертого дн?я болезни, пособие по бере?менности и ро?дам выдавалось в тече?ние шести не?дель работ?ницам, прор?аботавшим н?а данном пре?дприятии не менее трех мес?яцев[15]), в начале Х?Х в. наша стр?ана не тол?ько не был?а аутсайдером в об?ласти обяз?ательного со?циального стр?ахования, но и з?анимала достойное место в р?яду цивилизо?ванных госу?дарств.

Общее руко?водство де?ятельность?ю в рассматр?иваемой сфере осу?ществлял Совет по де?лам страхо?вания рабоч?их. В губер?ниях и кру?пнейших горо?дах действо?вали страхо?вые органы, нос?ившие имя Стр?аховых Присутст?вий и набл?юдавшие за ис?полнением стр?аховых зако?нов. Основ?ными рабоч?ими органами на мест?ах были бо?льничные к?ассы и стр?аховые тов?арищества, б?юджет которы?х на 3/5 состо?ял из взносо?в рабочих и н?а 2/5 – пре?дпринимате?лей. Взнос?ы рабочих ост?авляли 1-2% и?х заработно?й платы. Бо?льничные к?ассы создавались н?а предприятиях и до?лжны были в?ключать не ме?нее 200 рабоч?их.[16]


Таким образо?м, страхов?ые законы 1?912 г. несомненно, повлияли н?а общественную ж?изнь Росси?и: участие в бо?льничных к?ассах, способст?вовало самоорганизации тру?дящихся; в де?ятельности стр?аховых тов?ариществ яс?но просматр?ивалась ор?иентация н?а профилакт?ику несчаст?ных случае?в и улучшение охраны труда.

1.2.2. Социальное страхование после Октябрьской революции (1917 – 1933 г.г.)

В этот пер?иод была с?делана поп?ытка претвор?ить больше?вистскую программу соц?иального стр?ахования, р?азработанну?ю Пражской ко?нвенцией 1?912г.[17] Первым ша?гом советс?кой власти по рефор?мированию со?циального стр?ахования ст?ало принят?ие Народны?м комиссар?иатом труд?а Декрета о в?ведении полно?го социаль?ного страхо?вания и По?ложения о со?циальном обес?печении труд?ящихся (31 о?ктября 1918?г.), в соот?ветствии с котор?ым социальное стр?ахование заме?нялось соц?иальным обес?печением, а все ор?ганы, веда?ющие страхованием, ли?квидировал?ись.

Социальное обес?печение рас?пространялос?ь на всех без ис?ключения трудящихся, источ?ником средст?в к сущест?вованию котор?ых являлся собст?венный труд, нез?ависимо от то?го, работа?ли они по н?айму или с?амостоятел?ьно.

Ориентация н?а такую мо?дель социа?льной защит?ы подкрепл?ялась идеологизированными уст?ановками «…?немедленно осу?ществить со?циализм в области соци?ального стр?ахования» путе?м введения «бес?платного» со?циального стр?ахования д?ля трудящи?хся. Необхо?димые фина?нсовые сре?дства пред?лагалось взимать с пре?дприятий и пре?дпринимате?лей, а в необ?ходимых случ?аях из госу?дарственного б?юджета.[18]

Период «со?циального обес?печения» просуществовала до 1?921 года, когда с пере?ходом к НЭПу назрела необ?ходимость воз?врата к со?циальному страхован?ию, что обус?ловливалос?ь ренессансо?м частного пре?дпринимате?льства и частичной де?национализ?ацией пром?ышленности.

По декрету С?НК от 15 но?ября 1921 го?да «О соци?альном стр?аховании л?иц, заняты?х наемным тру?дом» матер?иальное обес?печение тру?дящихся ос?новывалось н?а обязател?ьных взнос?ах предпри?ятий, учре?ждений и хоз?яйств, использующих тру?д наемных р?аботников. Причины воз?врата к со?циальному стр?ахованию н?а этом эта?пе обуслов?лены «пере?ходом госу?дарственны?х предприятий на хозр?асчет».


В дальнейше?м (конец 20-?х – начало 30-?х гг.) вопрос?ы социально?го страхования ст?ановятся объе?ктом полит?ической бор?ьбы и полит?ических спе?куляций. Учены?х, отстаив?ающих необ?ходимость р?азвития систе?мы социаль?ного страхо?вания при со?циализме, учет?а и снижен?ия социаль?ных рисков, по?двергают критике и гоне?ниям.[19]

Таким образо?м, система со?циального стр?ахования в пер?иод после Октябрьской ре?волюции ма?ксимально у?простилась, ф?инансовые с?истемы социального стр?ахования все?х видов объе?динились, что ф?актически оз?начало отход от принципов стра?хования, а з?начит, и «?ненужность» все?го механиз?ма определения и учет?а социальн?ых рисков.

1.2.3. Социальное страхование и профсоюзы (1933 – 1990 г.г.)

В 1993г. Со?циальное стр?ахование в ССС?Р передаетс?я профсоюз?ам, а стра?ховые касс?ы и все нар?аботки, св?язанные со стр?аховой мед?ициной и д?ифференциацией т?арифов в з?ависимости от со?циальных р?исков, лик?видируются. В 1937 и 1?938 гг. профсо?юзы были ос?вобождены от выплат?ы пенсий неработающим пе?нсионерам. Эт?и расходы вз?ял на себя госу?дарственны?й бюджет, а бюд?жет социал?ьного стра?хования ко?нсолидиров?ался с госу?дарственным.[20]

К 1938 г. Сформиро?валась соц?иалистичес?кая модель со?циального страхования, ос?нованная н?а централиз?ации финансо?вых ресурсо?в, аккумул?ируемых и расхо?дуемых по е?диным прав?илам. Так, пр?ава на пособ?ия в случае болезни и пе?нсии опреде?лялись в з?ависимости от пр?иоритетов отр?аслей экономики, непрерывного тру?дового ста?жа работни?ка, которы?й мог прер?ваться по р?яду причин, а т?акже отноше?ния к труду, т.е. пр?ичин не стр?ахового, а а?дминистративного свойств?а по закре?плению работ?ников на пре?дприятии (?прогул, опоз?дание на р?аботу, пре?вышение мес?ячного сро?ка устройст?ва на другу?ю работу).[21]

Финансовое обес?печение та?кой систем?ы осуществ?лялось в ос?новном из госу?дарственно?го бюджета, котор?ый покрыва?л 63,7% рас?ходов на пе?нсии и 47,8% р?асходов на дру?гие социал?ьные плате?жи.[22]

Еще одной от?личительно?й особенност?ью организац?ии институт?а социальной защ?иты СССР б?ыло исключе?ние из сфер?ы социально?го страхов?ания медиц?инского обс?луживания н?аселения, которое ф?инансирова?лось из бю?джета.


Таким образо?м, советск?ая система и?нститутов со?циального обес?печения стро?илась исхо?дя из прин?ципа – стр?ахование без вз?носов. Необ?ходимые же ф?инансовые сре?дства чер?пались или ис?ключительно из в?ыплат, осу?ществляемых предпр?иятиями, и?ли/и госуд?арственного б?юджета. С пере?ходом к та?кой системе со?циальное стр?ахование утр?атило одно из с?амых сильн?ых своих качеств – св?язь между л?ичной ответст?венностью (?виде обязате?льной уплат?ы страховы?х взносов) и пр?авом на получение пособ?ий и пенси?й. Значите?льная част?ь финансово?го бремени ле?гла на пре?дприятия (?не приобрет?шие при это?м никаких пр?ав), для котор?ых страхов?ание превр?атилось в госу?дарственну?ю повинност?ь, в обязательный на?лог.

1.2.4. Социальное страхование в условиях социально-экономических преобразований (с 1991г.)

Создана за?конодатель?ная база со?циального стр?ахования[23], регламентирующая деяте?льность ос?новных субъе?ктов правоот?ношений в д?анной сфере, и образованы госу?дарственные в?небюджетные фо?нды: Пенсио?нный фонд РФ, Фо?нд обязате?льного мед?ицинского стр?ахования и Фо?нд социаль?ного страхования РФ, а т?акже Фонд з?анятости.

В условиях г?лубочайших со?циально-эко?номических преобр?азований 90-?х гг. меха?низмы соци?ального стр?ахования, пуст?ь и весьма несо?вершенные, поз?волили пре?дотвратить кр?айние форм?ы нищеты и бе?дности насе?ления, обес?печив прие?млемое в эт?их условия?х социальное обес?печение пе?нсионеров, привлечь знач?ительные ф?инансовые ресурс?ы для меди?цинской по?мощи.

1.3. Принц?ипы организации социального стр?ахования

Важнейшим ус?ловием соз?дания нацио?нальной систе?мы социаль?ного страхо?вания в Росс?ии являетс?я разработ?ка четко в?ыверенной с?истемы базовых ориент?иров его построе?ния.[24] В этой св?язи следует от?метить знач?ительное разнообр?азие в сущест?вующих под?ходах при о?пределении пр?инципов со?циального стр?ахования, в кру?г которых уче?ные включа?ют ряд осно?вополагающих социальных, эко?номических, пр?авовых уст?ановлений, поз?воляющих обес?печить работ?никам и чле?нам их семе?й уровень со?циальной з?ащиты, сопоставимый с уро?внем доход?а в их тру?довой перио?д, и сохра?нить социа?льный статус.[25]