Файл: Пенсионный фонд рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) в 2016 году было застраховано 152,2 млн. чел., а в 2017 году 153,8 млн. чел. То есть количество застрахованных лиц выросло.

Число пенсионеров также увеличивается с 42,9 млн. до 43,5 млн. чел. Из них получают страховую пенсию 39,8 млн. чел. в 2017 году.

Средний размер страховой пенсии в 2017 году вырос на 581 руб. и составил 13 306 руб. Также увеличилась социальная пенсия на 152 руб. и составила 8 797 руб.

Для того, чтобы ПФР эффективно реализовывал свои функции и правильно определял стратегию своего развития целесообразно вести учет доходов и расходов. Процесс формирования доходов ПФР представлено в следующей главе.

Глава 2. Доходы Пенсионного фонда РФ

2.1. Особенности формирования доходов ПФР

Доходы Пенсионного фонда РФ - это перечень, установленных российским пенсионным законодательством, поступлений в фонд денежных средств, являющихся источником выплаты государственных пенсий в РФ и осуществления других расходов, предусмотренных для обеспечения фондом процесса обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд России имеет собственный бюджет, который формируется аналогично бюджетам других уровней. Согласно положению,
впервые закрепляемому в постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1, денежные средства этого бюджета считаются федеральной собственностью и не подлежат изъятию.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета[7].

При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Формирование бюджета ПФР, согласно пункту 1 статьи 17 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» происходит за счет[8]:


- средств государственного бюджета;

- страховых взносов работодателей;

- пеней и других денежных санкций;

- прибыли от инвестирования временно свободных средств ОПС;

- самостоятельных взносов физических и юридических лиц на добровольной основе;

- резервных средств на выплату накопительной пенсии;

- накопленных средств назначенных для выплаты срочной пенсии застрахованному лицу;

- других источников, разрешенных законодательством РФ.

Сформированные денежные средства обязательного пенсионного страхования, хранятся на счетах территориального отдела Федерального казначейства в подразделениях Центробанка России, для учета операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда.

Страховые взносы уплачиваются в Пенсионный фонд плательщиками (обычно страхователями), в денежном и натуральном эквивалентах в пользу работников, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение. Плательщиками могут быть[9]:

- Юридические лица (работодатели в России и иных государствах, а так же их филиалы).

- Иностранные предприятия, ведущие деятельность в России.

- Индивидуальные предприниматели и граждане, занимающиеся традиционными промыслами, ремеслом, художеством.

- Крестьяне и фермеры (имеющие собственное хозяйство).

- Индивидуальные предприниматели, проживающие в России, независимо от гражданства, оформляющие трудоустройство по договору.

- Граждане, официально трудоустроенные по договорам, получающие вознаграждения.

В денежной форме страховые взносы начисляются на все виды оплаты трудовой деятельности, из которых исчисляется пенсия, даже вознаграждения за выполненную работу, на основании договоров подряда и поручения.

Согласно пункту 2 статьи 17 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в состав средств государственного бюджета входят межбюджетные трансферты, как финансовая помощь бюджетам ПФР субъектов России[10]:

- на материальное обеспечение валоризации (повышения) пенсионного капитала;

- на компенсацию недостающих доходов бюджету ПФР (из-за понижения тарифов на взносы);

- на покрытие расходов на выплату страховой пенсии, при зачете в стаж следующих периодов: призывная военная служба, отпуск по уходу за ребенком, ухода за инвалидом, пребывание с супругами по месту службы;

- на осуществление прав отдельных категорий граждан на установление страховых пенсий, в соответствии с законом от 06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;


- на обязательное пенсионное страхование (в том числе для назначения досрочной пенсии);

- на материальное обеспечение выплат социального пособия для погребения умерших, получавших страховую пенсию.

Средства из бюджета рассчитываются и распределяются в порядке, установленном законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета».

Также на выплату государственных пенсий по выслуге лет и по другим основаниям, а также на выплату отдельным категориям граждан ЕДВ, ДЕМО, пособия на погребения и другие пособия средства поступают в ПФР за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Устанавливаются они и распределяются на основании Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ», принимаемого каждый год.

2.2. Динамика и структура доходов Пенсионного фонда РФ

Для того, чтобы ПФР эффективно реализовывал свои функции и правильно определял стратегию своего развития необходимо целесообразно вести учет доходов и расходов и на основе полученных показателей проводить необходимый анализ.

Динамика доходов пенсионного фонда представлена в табл. 2.

Таблица 2

Динамика доходов ПФР (млрд. руб.)[11]

Доходы

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Страховые взносы

2823,7

3038,8

3478,8

3711,8

3878,7

4144,5

4495,3

Средства бюджета РФ

2379,8

2815,6

2843,2

2410,2

3088,7

3352,2

3677,1

Пенсионные накопления, доброволь-ные взносы

3,8

4,5

6,3

7,5

12,3

9,6

10,6

Доходы от размещения

32,9

22,6

51,7

26,6

95,1

82,6

73,8

Прочие

15,4

8,9

8,4

3

51,8

36,3

3,3

Всего

5255,6

5890,4

6388,4

6159,1

7126,6

7625,2

8260,1


Доходы Пенсионного фонда России в 2017 году составили 8260,1 млрд рублей, что на 634.9 млрд рублей, или на 8,3 % больше, чем в 2016 году.

Поступления взносов на обязательное пенсионное страхование, которые являются основным источником доходов Фонда, составили 4495,3 млрд
рублей. По сравнению с 2016 годом сборы взносов выросли на 350,8 млрд рублей, или 8,5%.

Рис. 1. Динамика доходов и расходов Пенсионного фонда, трлн. руб.[12]

Из рисунка видно, что доходы Пенсионного фонда увеличиваются из года в год. Если в 2010 году доход ПФР был равен 4,61 трлн. руб., то к 2017 году он вырос до 8,26 трлн. руб.

Структура доходов ПФР представлена в табл. 3.

Таблица 3

Структура доходов ПФР (%)

Доходы

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Страховые взносы

53,7

51,6

54,5

60,3

54,4

54,4

54,4

Средства бюджета РФ

45,3

47,8

44,5

39,1

43,3

44,0

44,5

Пенсионные накопления, доброволь-ные взносы

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

Доходы от размещения

0,6

0,4

0,8

0,4

1,3

1,1

0,9

Прочие

0,3

0,2

0,1

0,0

0,7

0,5

0,01

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Основу доходов бюджета ПФР составляют страховые взносы – 54,4% в 2016 и 2017 году. Их доля не сильно изменяется в течении анализируемого периода.

Средства федерального бюджета также занимают высокую долю в структуре доходов ПФР – 44,5% в 2017 году. Их доля в сравнении с 2016 годом немного выросла на 0,5%, но по сравнению с 2011 годом наоборот снизилась (45,3% в 2011 году).


Важнейшей проблемой функционирования пенсионной системы РФ является растущий дефицит бюджета.

Собранных Фондом в виде страховых взносов средств, достаточно для выплаты текущих пенсий, но с учетом различных льгот, связанных с досрочным выходом на пенсию, пониженными тарифами страховых сборов для отдельных категорий плательщиков и учетом в страховой стаж нестраховых периодов, расходная часть бюджета ПФ ощутимо увеличивается, что приводит к необходимости целевых трансфертов из государственного бюджета[13].

По предварительным прогнозам, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации будет все больше нуждаться в поддержке от государства, и его дефицит будет набирать обороты. Такой неблагоприятный прогноз обусловлен ухудшением экономической обстановки в стране, снижения стоимости рубля, созданием новой пенсионной реформы и другими факторами.

Государство пытается усиленно стимулировать граждан к добровольному и самостоятельному увеличению пенсионного возраста, взамен предлагая увеличение накопительной и страховой пенсии и возможность государственного софинансирования накопительной пенсии, на выгодных для гражданина условиях.

В 2018 году введено поэтапное увеличение пенсионного возраста, что позволит уравновесить соотношение пенсионеров и работающих граждан. Данная мера является необходимой в связи с ежегодным естественным ростом пенсионеров в нашей стране. По предварительным прогнозам, к 2030 году пенсионный фонд сможет сэкономить около 600 млрд рублей.

Политика государства в ежегодном сбалансировании бюджета Пенсионного фонда эффективно помогает избежать большего уровня дефицита и предугадывает возможные неблагоприятные ситуации.

Таким образом, можно сказать, что проанализировав всю динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации можно проследить тенденцию на рост средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. По нашему мнению, главными причинами стремительного роста доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: рост пенсий, укладывание дополнительных функций по выплатам нестрахового характера на Пенсионный фонд, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, материнский (семейный) капитал); слабость законодательства в части администрирования страховых платежей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пенсионный фонд России (ПФР) - один из трех государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование в Российской Федерации.