Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
2.3 Прогноз инфляции на 2019-2024 год и пути ее управления
В условиях экономической нестабильности сложно достаточно точно предсказывать, в какую сторону и насколько резво качнется маятник инфляции. Тем не менее, ряд вполне обоснованных расчетов существует.
Таблица 4
Прогноз параметров инфляции на 2019-2024 г.г.[10]
2019 |
2020 |
2021-2024 |
|
Прогноз |
|||
4,3 |
3,8 |
4,0 |
|
Консервативный вариант |
4,6 |
4,0 |
4,0 |
В базовый сценарий ведомство заложило постепенное снижение цен на нефть до конца 2019 года. В базовом варианте уровень инфляции составит 4,3% в 2019 году, 3,8% в 2020 году и 4% в период 2021-2024 года.
Консервативный сценарий разработан Минэкономразвития России на основании предположения о существенном замедлении темпов роста мировой экономики, прежде всего, в результате реализации сценария «жесткой посадки» китайской экономики.
В консервативном варианте уровень инфляции в 2020 году будет несколько выше, чем в базовом варианте - 4,6% (в базовом варианте 4,3 %) вследствие более слабого курса рубля и увеличения
материальных издержек особенно в видах экономической деятельности с высокой импортозависимостью при одновременном сдерживании затрат на оплату труда. В последующие годы уровень инфляции вернется к целевому значению.
Стоит добавить, что указанные прогнозы учитывают эффект от повышения НДС и исходят из стабильности большинства прочих факторов. Однако всегда сохраняется риск серьезных зарубежных санкций на российскую экономику, а также опасность снижения цен на нефть. Если курс рубля к иностранным валютам из-за этих факторов окажется нестабильным, это окажет дополнительное давление и с точки зрения роста инфляции.
На рисунке 2 представлены основные направления повышения эффективности антиинфляционной политики в РФ.
Рисунок 2. Основные направления совершенствования антиинфляционной политики в РФ[11] |
В данной экономической ситуации следует проводить ограничительную политику, которая направлена на снижение инфляции и спроса на иностранную валюту – в том числе при помощи роста ставок процента денежного рынка, ограничения роста заработных плат и субсидирования реального сектора через механизмы налогово–бюджетной политики. При этом предполагается, что «рыночные силы» приведут к ликвидации неэффективного производства, за счет роста курса произойдет ограничение импорта, отрасли, направленные на экспорт продукции, а также отечественные производители получат дополнительные конкурентные преимущества, а рост процентных ставок снизит активность валютных спекулянтов.
Альтернативными вариантами, направленными на стимулирование экономического роста, являются некоторые меры кейнсианской экономической школы, которые доказали успешность на практике, например – в послевоенной Японии и Западной Европе, в современной экономке Китая.
Суть данных мер заключается в том, что с целью восстановления производственного роста, снижения безработицы и инфляции, а также стабилизации ситуации в денежно–кредитной сфере государству необходимо поддерживать не просто экономику через банки, а стимулировать конкретные отрасли, которые обеспечивают реальную модернизацию экономики, ее выход на новейший научно-технический уклад и обеспечить экономический рост.
Абсолютно необходимым условием для снижения инфляции является дисциплина как в государственных, так и в частных финансах. Просто «накачать» экономику деньгами и предоставить бизнесу дешевых кредитов (в конечном итоге за счет населения) приведет к неминуемому созданию противоречий между борьбой с инфляцией и экономическим ростом.
Одновременно нельзя абсолютизировать темпы экономического роста. Ускоренный рост, стремление увеличить темпы, не решив базисные проблемы, может привести к негативным последствиям, особенно если риски за инвестиции берет на себя не бизнес, а государство. Некачественный экономический рост и низкая эффективность капитальных вложений приведут к усугублению экономической ситуации, а также к возрастанию инфляционных рисков.
Общий подход и Банка России, и экономического блока Правительства сводится к следующему: снизить инфляцию, что приведет к понижению стоимости кредита для бизнеса, появятся денежные средства для долгосрочных инвестиций, начнется устойчивый экономический рост.
В современных условиях активная информационная политика является главным инструментом борьбы с проблемой инфляционных ожиданий, целью которой является повышение результативности проводимых мер в сфере денежно-кредитной политики[12].
Следует своевременно и исчерпывающе раскрыть данные о мерах, предпринимаемых Центральным Банком для достижения установленных целей, объяснить широкому кругу населения характер инфляционных процессов в нашей стране и результаты денежно-кредитной политики, способствовать повышению доверия к действиям власти, и снижать инфляционный ажиотаж в общественности.
В свою очередь, кредитные учреждения предоставляют денежные средства на длительный период под меньшие ставки, так как уверены, что инфляция не обесценит предоставленные деньги. Но необходимо учитывать, что для замедления ценового роста и удержания цен на потребительском рынке требуют время и чётко структурированная антиинфляционная политика [11].
Если конкретизировать данные меры с точки зрения сегодняшней экономической ситуации, то для реализации развития экономики в краткосрочном и среднесрочном периоде необходимо снижать ключевую ставку Центрального Банка России и повышать доступность кредитов для сельского хозяйства и промышленности, снижать налоговые нагрузки, поддерживать экспорт российской продукции, а также снижать внутренние цены на энергоресурсы, что позволит не только справиться с кризисом, но и запустить механизмы экономического развития. Также необходимо перекрыть незаконный отток капитала, установить налог на вывод денежных средств заграницу и навести порядок на бирже, которая оказывает немаловажное значение в повышении рубля.
На основе анализа причин инфляции и статистических данных можно определить следующие необходимые меры антиинфляционной политики:
- контроль денежной эмиссии;
- ограничение роста цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ и при этом усиление контроля над издержками монополистов;
- повышение доверия населения к банковской системе и финансовым рынкам путем совершенствования системы статистических показателей инфляции и их прозрачности;
- соблюдение ежегодных ориентиров;
- обеспечение денежного предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота;
- уменьшение зависимости инфляции и экономического роста от влияния внешних факторов конъектуры мировых рынков;
- увеличение объема инвестиций в производственные технологии и инфраструктуру для модернизации экономики.
В настоящее время цель антиинфляционной модели для России - не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрена сущность инфляции, ее уровень в РФ и основные причины, поэтому цель работы считается выполненной.
По результатам теоретического обзора, можно сделать вывод, что инфляция (от лат. inflatio - вздутие) ‑ обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.
Формы проявление инфляции:
- рост цен на товары и услуги, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;
- понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной.
- увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
По результатам аналитической главы курсовой работы сформулируем ряд выводов:
- Инфляция за весь 2017 год оказалась равной 2,5% – это минимум в истории буржуазной России. Причин победы над инфляцией несколько. Прежде всего, это заслуга Банка России, главный фактор – его жесткая монетарная политика.
- В целом за 2018 год инфляция составила 4,2%. Показатель 2018 года стал вторым показателем за новую историю с точки зрения минимального роста цен.
- Во всех странах об уровне инфляции говорит индекс потребительских цен. Он характеризует изменения цены в стране за определенный период. За основу берется фиксированный потребительский набор. Рассчитывается в процентном соотношении. В мае 2019 г. по сравнению с апрелем 2019 г. индекс потребительских цен составил 100,3%, по сравнению с декабрем 2018 г. – 102,4% (в мае 2018 г. – 100,4%, по сравнению с декабрем 2017 г. – 101,6%).
- На основании Прогноза социально-экономического развития до 2024 года уровень инфляции составит 4,3% в 2019 году, 3,8% в 2020 году и 4% в период 2021-2024 года.
На основе анализа причин инфляции и статистических данных можно определить следующие необходимые меры антиинфляционной политики:
- контроль денежной эмиссии;
- ограничение роста цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ и при этом усиление контроля над издержками монополистов;
- повышение доверия населения к банковской системе и финансовым рынкам путем совершенствования системы статистических показателей инфляции и их прозрачности;
- соблюдение ежегодных ориентиров;
- обеспечение денежного предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота;
- уменьшение зависимости инфляции и экономического роста от влияния внешних факторов конъектуры мировых рынков;
- увеличение объема инвестиций в производственные технологии и инфраструктуру для модернизации экономики.
В настоящее время цель антиинфляционной модели для России - не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андрианов В. Д. Инфляция: причины возникновения и методы ее регулирования. – М.: Экономика, 2017. – 184 c.
- Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.:Высшее образование, 2019. – 392 с.
- Бруева М. А. Инфляция: сущность, формы проявления и последствия // Молодой ученый. – 2019. – №13. – С. 126-128.
- Вахаева Х. С. Инфляция как следствие кризиса в экономике Российской Федерации // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 483-485.
- Десятниченко Д.Ю. Основные направления повышения эффективности антиинфляционной политики в РФ // Экономика и бизнес: теория и практика – 2019. – №6. – С. 45-51
- Дмитриева О. Инфляция спроса и инфляция издержек: причина формирования и формы распространения // Вопросы экономики. – 2014. – № 3. – с. 40-52.
- Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Жукова Е.Ф. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во Юнити-Дана, 2015. – 784 с.
- Илларионов А. Природа российской инфляции. //Вопросы экономики. – 2017. – № 3. – с. 14-26
- Картавцева А. В. Эконометрический анализ инфляции в Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. - 2018. - №5. - С. 29-33.
- Красавина Л.Н. Актуальные проблемы инфляции и ее регулирования в России: системный подход // Деньги и кредит. – 2017. – № 3. – с. 19-28.
- Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 464 с.
- Махмутова Д. Р. Антиинфляционная политика Российской Федерации на период с 2014 по 2018 гг. и ее эффективность // Новое слово в науке: перспективы развития. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – № 3 (5). – С. 308–309.
- Нуржигитова А. С. Современная инфляция // Молодой ученый. - 2018. - №13. - С. 481-482.
- Петров И.П. Сущность и причины современной инфляции // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2019. № 11. – С. 46-53.
- Хабибуллина С. Р., Гумерова Э. Т., Иштуганова Г. З. Проблема инфляции в Российской Федерации: причины и последствия // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 397-400.
- Чалых Е.В. Антиинфляционная политика и пути ее совершенствования в РФ / Е.В. Чалых // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2018. – № 1. – С. 12-15
- Шахнович Р. М. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике. – М.:Либроком, 2016. – 392 c.