Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие и виды мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

современной организации

Рассмотрим примеры некоторых методов мотивации.

Денежные выплаты за осуществление установленных целей - наиболее популярный тип мотивации на предприятиях. Подобные выплаты осуществляются при соответствии сотрудника некоторым предварительно определенным аспектам. Такая оценка может проводиться на основе финансовых показателей, сбалансированной системы показателей (ССП), ключевых показателей деятельности компании (KPI), оценки работников другими лицами и др. Любое предприятие самостоятельно определяет такие критерии [23, C.167]

Следующий вид мотивации, применяемый предприятиями - это дополнительные выплаты к оплате труда с целью стимулирования здорового образа жизни сотрудников. Это выплаты в виде финансового вознаграждения за отказ от курения, работникам, которые не пропустили рабочие дни в течение года вследствие болезни, сотрудникам, стабильно занимающимся спортом и т.п.

Специальные индивидуальные вознаграждения - это особые премии, выплачиваемые за владение умениями, необходимыми предприятию в данный период.

Социальная политика предприятий - также необходимый инструмент денежного стимулирования. Социальная политика компании в качестве составной части политики управления персоналом предполагает применение стимулов, которые связаны с предоставлением сотрудникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального направления.

Усовершенствование координации и взаимодействия между работниками предприятия, грамотное разделение должностных обязанностей, эффективная система продвижения карьеры, улучшение взаимоотношений между начальниками и подчиненными - все это способствует увеличению результативности, производительности и мотивации труда.

Обобщение опыта практической работы российских компаний в изучаемой области выявили значительность нематериальных инструментов стимулирования для работников предприятия и подтвердили ошибочность суждений об абсолютном значении материальных методов в формировании эффективной политики управления персоналом.

Примеры нематериального стимулирования:

-создание положительного психологического климата в коллективе;

-развитие корпоративной культуры;

-формирование у работников предприятия чувства справедливости, построения систем обратной связи;

-внимательное отношение к проблемам работников и формирование у них чувства защищенности. [10, C.33]

Таким образом, мотивация работников предприятия занимает немаловажное место в управлении персоналом, поскольку она является непосредственной причиной его поведения. Направленность сотрудников на рост эффективности деятельности предприятия по существу представляется основной целью руководства персоналом. Это свидетельствует о том, что методы мотивации и стимулирования являются обязательными элементами управленческой деятельности.


Можно отметить основные направления, которые должна охватывать эффективная система стимулирования, позволяющая человеку получать не только удовлетворение, но и радость от успешного выполнения своей работы.

  • Креативный подход к решению проблемы, т. е. путь решения проблемы должен содержать элемент творчества, созидательное начало. Труд людей не должен быть полностью формализован и регламентирован, должно оставаться место для самостоятельного принятия решений, для выбора, для созидания. Это требует определенного доверия к каждому сотруднику, контроль не должен быть излишне навязчивым.
  • Трудовой коллектив должен стать командой. В команде важен каждый человек. Каждое предложение рассматривается и из него извлекается позитивное зерно.
  • Труд каждого человека важен. Для реализации данного подхода необходимо четкое планирование и организация работы команды. Не должно быть лишних действий, лишних или случайных людей. Способности каждого человека должны быть оценены и использованы.
  • Важным аспектом является энтузиазм самого руководителя, высокая степень его заинтересованности не только в результатах работы, но и в каждом члене своей команды. Нужно любить своих сотрудников, знать их сильные и слабые стороны, проявлять к ним внимание и заботу и обеспечивать им справедливое вознаграждение.
  • Необходима атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов.
  • Недопустима «уравниловка» в системе материального стимулирования
  • труда.
  • Важно обеспечить переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирмы и ее сотрудников, высокую зависимость сотрудников от своей фирмы, предоставление им значительных социальных гарантий в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы.
  • Важен психологический климат в коллективе. Учет социальной и психологической совместимости членов команды.

Проводя мероприятия по мотивации работы персонала, необходимо следить за изменениями в поведении работников. Отношение персонала будет меняться в случае, когда руководство будет принимать конструктивную критику в свой адрес, своевременно вознаграждать работников, на личном примере демонстрировать правильное поведение, персонал будут обучать нужному поведению.

На этапе совершенствования системы мотивации персонала необходимо внедрять нематериальные методы стимулирования сотрудников. Работников нужно убедить в необходимости повышения продуктивности их труда.


Этап «Заслуженного вознаграждения». В компании должна быть разработана система премий и поощрений. Когда сотрудники увидят, что их старания поощряются, они начинают качественнее и продуктивнее работать. [4, C.16]

Многие из представленных метод мотивации персонала не требуют больших затрат и перестройки налаженных бизнес-процессов. И в то же время способствую установлению контакта между руководством и коллективом, улучшают эффективность труда, помогают получить устойчивый экономический результат и сохранить здоровую атмосферу в коллективе [7].

В заключение можно сказать, что единого правила или лучшего метода мотивации персонала не существует. Часто нематериальные способы вознаграждения помогают достичь желаемого результата намного быстрее, чем денежные выплаты. Самое правильное решение - это использовать комплекс мероприятий, направленных на стимулирование работы

Глава 2. Анализ мотивации персонала на примере АО «Донская кондитерская фабрика»

2.1 Общая характеристика деятельности АО "Донская кондитерская фабрика"

Открытое акционерное общество "Кондитерская фабрика "Донская кондитерская фабрика" - это современное предприятие, специализирующее на выпуске кондитерских изделий. На сегодняшний день фабрика "Донская кондитерская фабрика" является крупнейшим в России предприятием, выпускающим торты, печенье, конфеты, кексы и рулеты.

Главной целью предприятия является удовлетворение спроса потребителей и повышение конкурентоспособности продукции. Качество - важнейшее, неизменное средство достижения поставленной цели. Это подтверждается почетными дипломами и медалями, которыми награждено предприятие на выставках.

Предприятие имеет самостоятельный баланс, счета в т. ч. валютный и расчетный счета в банковских учреждениях, товарный знак, гербовую и другие печати и штампы со своим наименованием. Осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.


Количество акционеров - 4223, в том числе 2 юридических.

В настоящее время производственные мощности комбината представлены четырьмя производственными цехами:

  • бисквитный;
  • конфетно-розничный;
  • кондитерский;
  • карамельный.

По обслуживанию основных цехов работают шестнадцать вспомогательных служб.

Организационная структура АО «Донская кондитерская фабрика» линейно - функциональная.

Линейно-функциональная структура управления - структура органов управления, состоящая из:

  • линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;
  • обслуживающих функциональных подразделений.

При линейно-функциональном управлении линейные звенья

принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.

Остановимся на организационной структуре кондитерского цеха, все остальные цехи предприятия работаю с той же структурой.

Его организационная структура так же линейно- функциональная (Рисунок 4).

Рисунок 4. Организационная структура кондитерского цеха "Донская кондитерская фабрика"

Номенклатура продукции предприятия включает рулеты, торты, пирожное, кексы, печенье, десерты. В целом ассортимент продукции включает в себя около 50 наименований. Структура сбыта предприятия в 2018 году представлена на рис. 4. Ежемесячный выпуск продукции составляет 2 тыс. тонн тортов, 40 тонн пирожных, до 2000 тонн печенья, 400-450 кексов.

В 2018 году у предприятия произошел прирост объема производства на 37336 тыс. руб., объема реализации на 25381 тыс. руб. по сравнению с уровнем прошлого года. Объем продаж на одного работающего вырос на 1,4 %, что обусловлено ростом наряду с объемом реализации среднесписочной численности сотрудников на 30 человек. Объем среднегодовой стоимости активов в 2018 году увеличился, как за счет роста среднегодовой стоимости основных средств, так и за счет роста среднегодовой стоимости оборотных активов. Рост балансовой прибыли составил 3,963 млн. руб., уровень рентабельности реализованной продукции существенных изменений не претерпел. Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции упал на 2 %, составив в 2018 году 82,05 коп. (Таблица 2).

Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности АО "Донская кондитерская фабрика"

Показатель

2017 год

2018 год

Абсол. отклоне ние

Общий объем производства продукции в натуральном выражении тонн, в том числе:

64761

69342

4581

Пирожные

18339

19325

986

Торты

23286

23432

146

Рулеты

501

490

-11

Десерты

442

410

-32

Кексы

17796

19085

1289

Конфеты

4397

6600

2203

Общий объем производства в стоимостном выражении, тыс.

руб.

924984

962320

37336

Общий объем продаж, тыс. руб.

929769

955150

25381

Объем продаж на 1 работающего, тыс. руб.

593

601

8

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.

Руб.

140266

143423

3157

Среднегодовая стоимость оборотных фондов, тыс. руб.

117313

121075

3762

Среднегодовая списочная

893

923

30

численность, чел.

Балансовая прибыль

82709

86672

3963

Рентабельность реализованной

15,61

15,61

0,00

продукции

Затраты на 1 рубль товарной

83,72

82,05

-1,67

продукции, коп.


Анализ финансовых результатов по данным отчета о прибылях и убытках АО «Донская кондитерская фабрика» показал, что в первом квартале 2018 г. прибыль комбината от продаж меньше примерно в три раза, чем в аналогичном квартале 2017 г., что было вызвано тем, что продукция по стоимости была выше, чем у конкурентов, и спрос на нее уменьшился. К третьему кварталу увеличивается прибыль предприятия примерно в два раза. В четвертом квартале 2018г.

прибыль комбината оказалась больше, чем за четвертый квартал 2017 г. Превышение результатов за отчетный период 2018г., по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. связано с тем, что была уменьшена себестоимость продукции, а также уменьшение операционных расходов превышает уменьшение операционных доходов предприятия. Также сравнивая финансовые показатели можно выделить уменьшение практически в половину, внереализационных расходов. Чистая прибыль предприятия на конец года увеличилась больше чем в половину за прошлый год и составила 36267 тыс. руб. Это вызвано расширением ассортимента продукции, увеличение сервисного обслуживания клиентов (реклама продукции, доставка автотранспортом комбината).

В 2018 году у предприятия наблюдался рост производства тортов, пирожных, кексов и конфет. Наибольший прирост произошел по конфетам, что обусловлено усовершенствованием технологии производства данного продукта и повышением потребительского спроса на него.

Вся продукция вырабатывается по передовым технологиям, утвержденной нормативно-технической документации и отвечающей высокому научно-техническому уровню, что подтверждается многочисленными наградами. В 2018 году предприятие завоевало две платиновых и одну золотую медали, смотра-конкурса "Всероссийская марка (III тысячелетие) Знак качества XXI век".

При постоянном улучшении качества и внешнего вида продукции и с вводом нового оборудования растет уровень продаж основных видов продукции АО "Донская кондитерская фабрика", несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны зарубежных и отечественных производителей.

Предприятие динамично завоевывает рынки сбыта, его продукция пользуется большим спросом как в Санкт-Петербурге, так и за его пределами, осваиваются рынки ближнего зарубежья. По данным маркетинговых исследований торты предприятия занимают — 90% рынка продукта в г. Екатеринбурге и Свердловской области.

На предприятии целенаправленно осуществляется техническое перевооружение и реконструкция действующих цехов, внедряется новая техника, модернизируется оборудование, ведется строительство производственных объектов. В 2017 г. инвестировано в развитие производства около двух миллионов долларов. Разумная ценовая политика, правильное направление финансовых потоков, минимизация издержек позволяют наращивать показатели прибыльности предприятия и вести реконструкцию и модернизацию производства на собственные средства. В 2015 году на техническое перевооружение и реконструкцию планируется израсходовать более 60 процентов чистой прибыли предприятия.