Файл: Понятие социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Важнейшим институтом политической системы общества, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство. Государство - институт, организующий политическими, административными и иными методами совместную жизнь населения на определенной территории, обеспечивающий там должный социальный порядок посредством создания и поддержания соответствующих норм и правил человеческого общежития. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения.

Исторически государство имеет определенные функции, одна из важнейших среди которых - социальная. Социальная политика представляет собой комплексную характеристику государственного управления, включающую в себя доктринальную, нормативную, организационную, инструментальную, процедурную составляющие, при помощи которых государство реализует свою социальную функцию. На современном этапе государство, выполняя эту функцию, корректирует негативные социальные последствия действия рыночных механизмов, а также реформ, связанных с переходом России к рынку, и решает задачу повышения качества жизни ее граждан. Поэтому принципиально важными направлениями социальной политики в современной России становятся, во-первых, поддержка социально уязвимых групп населения, во-вторых, вложение инвестиций в повышение жизненного уровня населения.

Согласно ст. 28 Всеобщей декларации прав человека (далее – Декларация)[1] каждый человек имеет право на социальный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены. Провозглашенные Декларацией социальные права человека нашли отражение в ст. 39 Конституции Российской Федерации[2], в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, социальные пособия устанавливаются законом, поощряется добровольное социальное страхование.

В современном обществе все в большей степени нарастает интенсивность и многообразие рисков, влекущих за собой необходимость социальной защиты. Российская Федерация, признавая себя социальным государством, создает условия, обеспечивающие поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.


На данный момент государство осуществляет формирование финансовой базы и различных организационных структур, которые позволяют реализовывать данное право на социальное обеспечение. Государственная система социального обеспечения предполагает следующие подсистемы: обязательное социальное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета, государственная социальная помощь.

Основными формами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Также имеют место и другие формы социального обеспечения, как государственные (бюджетные и внебюджетные), так и международные.

Необходимо отметить, что социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).

Многие виды социального обеспечения, такие как социальное обслуживание, основные виды медицинской помощи и лечения, установление и предоставление различных видов пособий и льгот, организуются непосредственно региональными властями. Даже такой вид социального обеспечения как пенсионное, которое ранее было исключительно в ведении Российской Федерации, в настоящее время в отношении отдельных категорий граждан реализуется на региональном и муниципальном уровнях на основании законодательства регионов (государственные гражданские служащие субъектов РФ, муниципальные служащие, главы субъектов РФ и др.). В целях более эффективного правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения отдельные субъекты РФ приняли кодифицированные нормативные правовые акты: Социальный кодекс Санкт-Петербурга; Социальный кодекс Ярославской области; Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан.

В настоящее время нормы права социального обеспечения затрагивают интересы практически всех слоев населения и порой охватывают те области, которые ранее находились за рамками правовой регламентации.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе социального обеспечения.

Предмет исследования – нормы права, регламентирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации социального обеспечения.

Цель курсовой работы – проанализировать понятие и виды социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:


- рассмотреть теоретические положения социального обеспечения;

- выявить виды социального обеспечения;

- дать анализ отдельных видов социального обеспечения, более распространенных в социальной сфере;

- исследовать проблемы, связанные с несовершенством правового регулирования исследуемой темы;

- проанализировать материалы судебной практики по исследуемой теме.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федеральный закон «О страховых пенсиях» и др.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: А.Е. Ефремов, М.Л. Захарова, А.А. Панова, Н.Л. Смирнова, К.Г. Шуйская и др.

Глава 1. Социальное обеспечение: теоретические положения

1.1 Понятие социального обеспечения

Термин «социальное обеспечение» возник в период становления нового советского государства и отражал особенности социальной поддержки работающих граждан[3]. Социальное обеспечение распространялось на случаи оказания различных видов медицинской помощи, а также утраты средств к существованию, как временно, так и постоянно (вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т.п.). Более широкое распространение понятие «социальное обеспечение» получило после принятия в 1948 г. ООН Всеобщей декларации прав человека.

Согласно ст. 22 Декларации, признаваемой большинством стран мира, в том числе и СССР, каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. Понятие социального обеспечения и его содержание изучается многими общественными и гуманитарными науками: философией, социологией, политологией, экономикой, юриспруденцией, в том числе отраслевыми юридическими дисциплинами.

В настоящее время можно выделить несколько возможных подходов к пониманию социального обеспечения в зависимости от особенностей его исследования. Социальное обеспечение можно рассматривать:


- во-первых, как особую форму распределительных отношений складывающихся в обществе;

- во-вторых, как одну из функций государства по обеспечению и обслуживанию нетрудоспособной части населения;

- в-третьих, как правовую категорию, отражающую субъективное право граждан на получение помощи со стороны государства, отдельных физических или юридических лиц;

- в-четвертых, как государственную систему материального обеспечения граждан в случае утраты трудоспособности, при потере кормильца, по старости и в других случаях;

- в-пятых, как комплекс организационных, правовых, экономических и других мер по социальной защите граждан в предусмотренных законодательством случаях;

- в-шестых, как отрасль права; и т.д.

Современная правовая концепция социального обеспечения основывается на работах В.С. Андреева, основоположника права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права в нашей стране. Ученый указывал, что социальное обеспечение - это «совокупность определенных социально- экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности»[4].

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует нормативное определение понятия «социальное обеспечение». Однако существует множество научных точек зрения, характеризующих социальное обеспечение через разные его признаки и содержание.

Так, М.О. Буянова определяет социальное обеспечение как форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества[5].

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова указывают, что понятие «социальное обеспечение» обозначает один из возможных способов распределения части ВВП путем представления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса[6].


В.Ш. Шайхатдинов определяет социальное обеспечение как систему общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, органами местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении социальных рисков, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, с целью предупреждения, смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления этих рисков[7].

Исходя из приведенных выше определений к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем, социальные гарантии в образовательной сфере и многие другие вопросы, основанием которых не являются события, т.е. необходимые факторы, с которыми связывается социальное обеспечение.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время можно понимать, комплекс организационных, правовых, экономических и других мер обеспечиваемых государством, направленных на соблюдение и реализацию социально-экономических прав граждан в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе его развития социально значимыми, с целью достижения жизненного уровня, гарантирующего удовлетворение всех основных потребностей человека и социальной стабильности общества.

1.2 Признаки и функции социального обеспечения

Приведенные выше определения содержат сформулированные М.Л. Захаровым и Э.Г. Тучковой сущностные признаки социального обеспечения, к которым относятся:

1. Государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения, т.е. из государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов, образованных государством (пенсионного, социального и медицинского страхования).

2. Законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для представления тех или иных видов социального обеспечения. В данном случае право на социальное обеспечение устанавливается для определенной группы граждан только при наступлении указанных в законе обстоятельств, которыми преимущественно являются события: достижение определенного возраста, временная нетрудоспособность, инвалидность, смерть, рождение, доходы ниже ВПМ и др.