Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Социальное обеспечение: теоретические положения
1.1 Понятие социального обеспечения
1.2 Признаки и функции социального обеспечения
Глава 2. Анализ отдельных видов социального обеспечения
2.1 Пенсии как основной вид социального обеспечения
2.2 Государственные пособия гражданам, имеющим детей
Глава 3. Практика реализации прав граждан на социальное обеспечение
3.1 Особенности реализации права на социальное обеспечение
Нетрудоспособный инвалид-чернобылец обратился в Конституционный Суд в связи с тем, что судебным приставом-исполнителем со ссылкой на ст. 135 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» был составлен акт о невозможности исполнения судебного решения о взыскании в его пользу задолженности по выплатам компенсации возмещения вреда здоровью в сумме 171523,24 руб. с управления социальной защиты населения. Исполнительный документ был возвращен взыскателю. Таким образом, ввиду невозможности взыскания денежных средств с управления социальной защиты населения как с организации-бюджетополучателя было нарушено право Э.Д. Жуховицкого на судебную защиту конституционного права на социальное обеспечение. По жалобам Э.Д. Жуховицкого и иных заявителей Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 14 июля 2005 г. № 8-П 219 , в котором, опираясь на практику Европейского Суда по правам человека, указал следующее: предусматривая особенности исполнения судебных решений по искам к РФ и по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, законодатель обязан обеспечить для взыскателя реализацию в полном объеме его конституционных прав на судебную защиту и на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц[39].
Следовательно, взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Решением Конституционного Суда РФ часть оспоренных норм, в т.ч. ст. 135 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», была признана не соответствующей Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ за период своей деятельности осуществил конституционный контроль в отношении большого количества норм законодательства о социальном обеспечении.
Небольшую долю в общем количестве вынесенных Конституционным Судом РФ решений составляют решения по делам о соответствии Конституции РФ норм законов субъектов РФ по вопросам права социального обеспечения, и подавляющая часть таких дел связана с передачей ряда федеральных полномочий по социальному обеспечению субъектам РФ. В случаях, когда нормы законодательства о социальном обеспечении не соответствуют Конституции РФ, либо законодательство не содержит норм, необходимых для реализации права граждан на социальное обеспечение, Конституция может применяться непосредственно.
Конституционный Суд РФ в необходимых случаях устанавливает временный порядок применения конституционных норм и положений законодательства в их системном единстве в целях реализации права граждан на социальное обеспечение.
Итак, вновь, как и при анализе решений Конституционного Суда РФ, вынесенных при рассмотрении норм пенсионного законодательства, следует констатировать особую роль сформулированных Конституционным Судом РФ принципов правового регулирования отношений в сфере права социального обеспечения и необходимость их закрепления в базовых федеральных законах о социальном обеспечении.
Заключение
Таким образом, стоит сделать следующие выводы: в настоящее время в российском законодательстве отсутствует нормативное определение понятия «социальное обеспечение». Однако существует множество научных точек зрения, характеризующих социальное обеспечение через разные его признаки и содержание.
Исходя из приведенных выше определений к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем, социальные гарантии в образовательной сфере и многие другие вопросы, основанием которых не являются события, т.е. необходимые факторы, с которыми связывается социальное обеспечение.
Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время можно понимать, комплекс организационных, правовых, экономических и других мер обеспечиваемых государством, направленных на соблюдение и реализацию социально-экономических прав граждан в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе его развития социально значимыми, с целью достижения жизненного уровня, гарантирующего удовлетворение всех основных потребностей человека и социальной стабильности общества.
Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловлены тем, какие функции оно выполняет и какие социальные проблемы позволяет решить.
Как выяснилось, пенсия является основным источником социального обеспечения нетрудоспособных граждан.
Регулирование пенсий в последнее время достаточно усложнено, что связано с проведением пенсионной реформы и принятием ряда новых законодательных актов.
Новое законодательно определило следующие группы пенсий:
- страховая пенсия;
- пенсия по государственному обеспечению;
- накопительная пенсия;
- пенсия по негосударственному обеспечению.
На сегодняшний день страховая пенсия – самый распространенный вид пенсии в России.
Пенсии, пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми являются наиболее значимыми институтами в системе социального обеспечения. Все большее развитие получает социальное обслуживание семьи и детей, совершенствуются его формы, появились новые виды учреждений, предоставляющих социальные услуги.
Учреждения социального обслуживания семьи и детей активно работают над решением проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», оказывая соответствующие услуги; существенную роль в отношении социального обеспечения семей с детьми является институт государственной социальной помощи.
Во всех регионах нашей страны государственная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется по-разному, имеются свои преимущества и недостатки.
Интерес представляет и защита прав социального обеспечения в судебных органах, в частности в Конституционном суде РФ, в связи с чем была проанализирована судебная практика.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Нами предложено внесение изменений по совершенствованию действующего законодательства в сфере социально-правовой защиты семьи в следующем:
- внести дополнения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части назначения и выплаты пособия на несовершеннолетних детей (по аналогии с усыновителями), при прочих равных условиях лицу (как мужчине, так и женщине), назначенному опекуном ребенка в возрасте до трех месяцев («родительского пособия по уходу за новорожденным»);
- исходя из принципов обязательного социального страхования, напрашивается вывод о необходимости исчислять единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью застрахованным гражданам не в твердом размере, а соразмерно с прожиточным минимумом, в качестве которого должен применяться действительно прожиточный минимум, и разработать действенный метод его индексации;
- в столь сложной ситуации даже легальное закрепление прав нуждается в их эффективной защите. Полагаем, что по искам о взыскании пособий необходимо обязать ответчика предоставлять все документы и доказательства в подлинниках самостоятельно, без истребования их судом. Целесообразно возложить такую процессуальную обязанность на работодателя с момента получения им надлежащего уведомления о поданном иске. Указанные меры, по-нашему, послужат оптимизации системы защиты прав семей в аспекте их социального обеспечения.
В целом, в настоящее время государственная социальная политика сконцентрирована по существу лишь на одной крупномасштабной цели – сокращение зоны бедности российского населения и регулирования доходов малообеспеченных групп. Более того, в последние годы другие направления социальной политики, формально преследующие иные цели, в реальности прямо или косвенно были подчинены именно этой задаче. Рельефным примером служит государственная политика на рынке труда. Ее основной функцией стала не борьба с безработицей, ее масштабом и продолжительностью, а попытка поддержания доходов безработных через выплату пособий по безработице, досрочных пенсий, доплат на иждивенцев и прочих денежных выплат и материальной помощи. Ресурсов эффективно выполнить и эту задачу у государства явно недостаточно, и естественным результатом этой порочной парадигмы стал провал политики занятости практически во всех ее направлениях
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты
- Всеобщая декларация прав человека [принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948] // Российская газета от 5 апр. 1995. N 67.
- Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4920.
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 18.
- Федеральный закон от 07.05.2013 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" по вопросу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 19. Ст. 2313.
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2014. N 2 (часть II) (поправка).
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Российская газета. N 297. 2006.
- Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 25. Ст. 3042.
- Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 N 15909) // Российская газета. N 15. 27.01.2010.
Учебная и научная литература
- Афонина Е.О. К вопросу о защите социальных прав граждан // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 3. С. 116-118.
Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения России : учебник / отв. ред. К.Н. Гусов. 7-е изд. М. : Проспект, 2016. – 369 с.
- Васильева Ю.В. О правоотношениях в праве социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. № 6. С. 276-285.
- Гусева Т.С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей, в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2016. N 1. С. 125 - 131.
Денисова А. Гарантии и льготы для отцов, воспитывающих детей без матери // СПС «КонсультантПлюс», 2016. С. 22-26.
Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с предоставлением гарантий лицам, воспитывающим детей без матери, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, при расторжении трудового договора // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 9. С. 88 - 92.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М. : Волтерс Клувер, 2016. – 627 с.
- Зеленина А.Ю. Правовое регулирование процедур в праве социального обеспечения // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 357. С. 126-129.
- Мачулъская Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская. - М., 2016. – 620 с.
- Мацнева В.В. Правоотношения по обеспечению пособиями // В сборнике: Юриспруденция в современном мире: проблемы и перспективы сборник научных трудов подготовленный по материалам общероссийской научно-практической конференции. Тамбов, 2016. С. 77-80.
Пенсия по случаю потери кормильца/Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2016. – 168 с.
Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // Science Time. 2015. № 1 (13). С. 360-363.
- Право социального обеспечения : учебник / М.О. Буханова [и др.] ; отв. ред. К.Н. Гусов. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2016. – 568 с.
Слобцов И.А., Кузнецова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2016. – 215 с.
Смирнова Н.Л. Пособие по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2016. – 312 с.
Шайхатдинов В.Ш. Актуальные правовые проблемы развития системы социального обеспечения в Российской Федерации // Разум власти прирастает наукой. Екатеринбург : Изд-во УрАГС, 2016. С. 206-213.
- Шуйская К.Г. Пенсии по-новому: виды, некоторые аспекты назначения, страховой стаж // Делопроизводство и кадры. 2016. N 2. С. 24 - 50.
- Якимчук С.В. Современные формы социальной защиты населения // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2016. № 1. С. 193-199.