Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Социальное обеспечение: теоретические положения
1.1 Понятие социального обеспечения
1.2 Признаки и функции социального обеспечения
Глава 2. Анализ отдельных видов социального обеспечения
2.1 Пенсии как основной вид социального обеспечения
2.2 Государственные пособия гражданам, имеющим детей
Глава 3. Практика реализации прав граждан на социальное обеспечение
3.1 Особенности реализации права на социальное обеспечение
3. Закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга подлежащих обеспечению лиц, к которым относятся различные категории граждан, установленных законом (нетрудоспособные, потерявшие кормильца, дети, семьи с детьми, беженцы, вынужденные переселенцы, лица пострадавшие в результате катастроф природного и техногенного характера, безработные, жертвы политических репрессий, ветераны и др.).
4. Нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого последнее не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, их уровня и условий предоставления. Устанавливаются множество видов социального обеспечения и возможностей их комплексного применения, минимальные нормы социального обслуживания, а также иные социально-значимые минимальные стандарты (величина прожиточного минимума, минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальные размеры пособий и иных социальных выплат)[8].
Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловлены тем, какие функции оно выполняет и какие социальные проблемы позволяет решить[9]. Исходя из этого под функциями социального обеспечения можно понимать основные либо отдельные направления деятельности социальных институтов (государство, армия, семья, школа и т.п.) и социальных систем (политическая, экономическая, культурная и т.п.), с помощью которых планируется достижение основных целей социального обеспечения. Из приведенной дефиниции видно, что понимание функции как элемента, характеризующего социальное обеспечение, возможно через ее цель. В частности, можно выделить две основные группы функций в сфере социального обеспечения: правовые и социальные[10].
Правовые (специально-юридические) функции обеспечивают правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения и включают в себя две составляющие:
- регулятивную (содействует развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей, регулирует общественные отношения); данную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан;
- охранительную, производную от регулятивной функции и призванную ее обеспечивать (осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний и пр.); эта функция права представляет собой обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану социально значимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений[11].
Социальные функции более многообразны и включают в себя экономическую, политическую, демографическую, социально-реабилитационную, духовно-нравственную, защитную и другие функции.
Экономическая функция заключается в необходимости создания эффективной системы социального страхования и распределения части ВВП с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей стариков, больных, инвалидов, детей, лиц потерявших кормильца, безработных, иных членов общества нуждающихся в социальной помощи, а также условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Демографическая функция направлена на достижение двух основных целей: стимулирование роста населения страны и продолжительности здоровой, активной жизни граждан. Реализация этой функции предполагает широкий комплекс мероприятий по увеличению рождаемости, установлению дополнительных мер социальной поддержки семьи, мероприятий по охране и укреплению здоровья населения. Активно развивается частная система здравоохранения, стимулируются виды деятельности, способствующие укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию
Социально-реабилитационная функция выполняется с целью формирования признаваемого обществом высокого социального статуса инвалидов, пожилых граждан, нетрудоспособных и других социально зависимых групп населения, который позволяет этим лицам ощущать себя полноценными членами социально ориентированного общества. Реализация данной функции предполагает, прежде всего, осуществление комплекса мероприятий по созданию специальной инфраструктуры и условий, позволяющих нуждающимся гражданам, в том числе инвалидам, самостоятельно себя обслуживать, передвигаться, общаться, обучаться, работать, а также проведение реабилитационных мероприятий по восстановлению трудоспособности и адаптации граждан к реалиям современной общественной жизни. Духовно-нравственная функция направлена на формирование у человека социально ориентированных нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Невозможно создать высоконравственное общество, минуя человека, его принципы, состояние и качество внутренней жизни. Формирование в человеке потребности любви к родителям, сочувствия и сопереживания близким, уважения и милосердия к старикам, инвалидам, больным, сострадания их судьбам, любви к высшему духовному и нравственному началу поднимает личность на более высокий уровень, вырабатывает способность к бескорыстному и даже жертвенному служению обществу и другим людям[12].
Таким образом, в широком смысле социальное обеспечение - это один из основных способов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков.
Глава 2. Анализ отдельных видов социального обеспечения
2.1 Пенсии как основной вид социального обеспечения
Реформирование пенсионной системы является неотъемлемым звеном реформы всей экономики России и касается каждого, как нынешних пенсионеров, так и будущих. Уже сегодня почти 100 миллионов россиян выступают потенциальными пенсионерами. В мире резко ускоряется рост удельного веса пожилого населения, доля которого к 2050 г. удвоится по сравнению с нынешним уровнем.
Сегодня мы подошли к одному из самых ответственных этапов – на законотворческом уровне с 1 января 2015 г. в России начал действовать новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчет размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия гарантированы законом. Общепризнано, что принцип уважения прав и основных свобод человека является общим принципом международного права.
В рамках пенсионной модели России выделяется четыре вида пенсий: страховая пенсия, накопительная пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению и пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению.
До 2015 года страховая и накопительная пенсия были двумя частями трудовой пенсии по старости, сейчас это отдельные виды пенсий.
Пенсии - это основной вид социального обеспечения для нетрудоспособных граждан.
Для эффективного функционирования пенсионная система должна иметь в своей основе действенный механизм управления и совершенное пенсионное законодательство. Уровень пенсионного обеспечения определяет уровень жизни нетрудоспособных граждан, пенсионеров, что накладывает особую ответственность государственных органов (в том числе и законодательных) за принимаемые решения.
Словарь бизнес-терминов определяет пенсию как регулярную денежную пособие (обычно - ежемесячную), которое выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность или потеряли кормильца[13]. Иными словами данная выплата производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
На данный момент все пенсии, которые выплачиваются на территории Российской Федерации можно разделить на два основных вида, опираясь на особенности законодательного регулирования и источники выплаты:
- пенсии по обязательному социальному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в пенсионном фонде Российской Федерации);
- пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование которых производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению).
Страховая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, компенсирующая гражданину доход, который он получал в период трудовой деятельности, а также компенсирующая доход, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. Страховая пенсия выплачивается в трех случаях:
Страховая пенсия по старости назначается застрахованным лицам при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных коэффициентов. До 2015 года страховая пенсия по старости называлась страховой частью трудовой пенсии по старости.
Страховая пенсия по инвалидности назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа. До 2015 года страховая пенсия по инвалидности называлась трудовой пенсией по инвалидности.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. До 2015 года страховая пенсия по потере кормильца называлась трудовой пенсией по потере кормильца.
До 2015 года трудовая пенсия по старости состояла из двух частей: страховой части и накопительной части. С 1 января 2015 года обе части трудовой пенсии преобразованы в отдельные виды пенсий:
страховую пенсию по старости;
накопительную пенсию.
В 2015 году пенсионный возраст не изменился. Право на назначение страховой пенсии по старости и накопительной пенсии имеют женщины при достижении 55 лет и мужчины при достижении 60 лет. Однако теперь возраст выхода на пенсию влияет на размер пенсии. Чем позже гражданин обратится за назначением страховой пенсии, тем выше она будет. Другие не менее важные условия для назначения страховой пенсии – это наличие необходимого страхового стажа (6 лет в 2015 году) и суммы пенсионных баллов (6,6 баллов в 2015 году)[14].
Расчет размера трудовой пенсии по старости проводят простым суммированием рассчитанных ежемесячных выплат накопительной пенсии и страховой пенсии.
Минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан не может быть ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он проживает. Если размер страховой пенсии вместе с другими выплатами ниже прожиточного минимума, то устанавливается социальная доплата.
В связи с ростом цен, все виды пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом России, ежегодно 1 февраля индексируются по уровню инфляции за прошлый год. В 2015 году пенсии индексируются на 11,4%. В результате средний размер страховой пенсии вырастет на 743 рубля.
Граждане 1967 года рождения и моложе, формирующие пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования, в течение 2014– 2015 годов должны выбрать вариант пенсионного обеспечения.
Продолжить формировать пенсионные накопления и оставить 6% тарифа страховых взносов на накопительную пенсию,
Отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы на формирование страховой пенсии[15].
В 2014–2015 годах пенсионные накопления не формируются. Все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии и засчитываются в качестве индивидуальных пенсионных коэффициентов. Все ранее сформированные пенсионные накопления по-прежнему инвестируются текущими страховщиками по ОПС и будут выплачены при назначении трудовой пенсии.
Накопительная пенсия нужна:
Пенсионными накоплениями можно управлять – можно выбрать негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию для инвестирования средств.
Пенсионные накопления наследуются правопреемниками застрахованного лица.
Пенсионные накопления – это реальные деньги на индивидуальном счете в отличие от средств, которые направляются на формирование прав на получение страховой пенсии.
Каждый гражданин решает самостоятельно – нужна ему накопительная пенсия или нет.
Тем, кто решил сохранить отчисления на накопительную пенсию в размере 6%, необходимо самостоятельно выбрать страховщика по обязательному пенсионному страхованию (негосударственный пенсионный фонд, государственную или частную управляющую компанию) и подать соответствующее заявление в местное отделение ПФР.
Граждан, которые никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании или о выборе негосударственного пенсионного фонда, называют «молчунами».