Файл: Анализ построения системы управления рисками в организации на примере ООО «МСК».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано со множеством условий и факторов, влияющих на успешный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.

Понятие «риск» известно с давних времен. В отечественной экономике исследование вопросов теории риска было в определенной степени востребовано лишь до конца двадцатых годов ХХ века. В дальнейшем усиливалась роль командно-административных методов управления. Все это в соединении с устранением рыночной мотивации экономики привело к отрицанию проблемы хозяйственного и социального риска.

В условиях полной неопределенности субъекты предпринимательской деятельности полностью лишены возможности, каким бы то ни было способом прогнозировать как перспективы своего собственного развития, так и рынка в целом. Эффективность организации управления рисками во многом определяется идентификацией его местоположения в общей системе классификации.

Актуальность темы курсовой работы определяется процессами, происходящими в экономике. Способность эффективно влиять на риски дает возможность успешно функционировать предприятию, иметь финансовую устойчивость, высокую конкурентоспособность и стабильную прибыльность.

Целью курсового исследования является изучение коммерческих рисков ООО «МСК».

Эта цель достигается путём рассмотрения и решения следующих задач:

  • рассмотреть теоретические основы изучения рисков коммерческой дятельности предприятия;
  • провести анализ коммерческих рисков ООО «МСК».

Объектом исследования данной работы является Общество с ограниченной ответственностью «МСК».

В свою очередь, предметом исследования представленной работы являются коммерческие риски ООО «МСК».

Цель задачи исследования структуру настоящей , которая логически из введения, глав, заключения, списка и .

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
РИСОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия

Развитие рыночных отношений в отечественной экономике сопровождалось появлением в научном обороте и практике деятельности субъектов рынка множества новых терминов, раскрывающих сущность организации экономических взаимоотношений в условиях рыночной среды.

Одним из наиболее часто употребляемых терминов такого рода, отражающих специфику функционирования сферы обращения в целом и розничной торговли, в частности, является коммерческая деятельность.

Понятие коммерческой деятельности, эволюционируя одновременно с развитием рыночных отношений, не имеет однозначной трактовки и характеризуется разнообразием подходов к определению ее сущности, обусловленным расширением содержания коммерческой деятельности, появлением ее новых элементов и проникновением в смежные с розничной торговлей виды экономической деятельности.

Сам термин «коммерция» (от лат. commercium – торговля) имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом – торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров. Применительно к розничной торговле второе значение является превалирующим. Согласно определению В.И. Даля, коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы»[1].

Термины «торг», «торговые обороты» означают коммерцию с позиции выгодности купли и продажи, сопровождаемых коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров. В этом случае всеобщим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги – рынок. Производитель изготовляет товар и продает его торговому предприятию по определенной цене.

В свою очередь, торговое предприятие продает этот товар покупателю по цене, регулируемой рынком.

Эти базовые положения коммерческой деятельности выступают предопределяющими для определения ее сущности. Как справедливо отмечает Б.А. Райзберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности»[2].

Далее автор конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар – деньги» при продаже и «деньги – товар» при покупке – реальная картина коммерческого бизнеса не отражается, так как она более сложная. Коммерческое предпринимательство включает поиск, закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание.


Процесс торговли предполагает, по мнению Б.А. Райзберга, и документальное оформление сделок. Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставлением услуг.

Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин дают трактовку коммерческой деятельности с позиций цели ее осуществления: «Цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установления договорных связей на рынке товаров и услуг»[3]. Авторы выделяют три компонента коммерческой деятельности: производство продукции; коммерция (торговля); коммерческое посредничество.

В определении Ф.Г. Панкратова и Т.К. Серегиной трактовка коммерческой деятельности отражает специфику торговых организаций и предприятий. Авторы относят к коммерческой деятельности ту деятельность, которая охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств»[4].

Такой подход конкретизирует и предопределяет направленность функций коммерческой деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от поставщика до потребителя и продажей их конечному покупателю.

Несмотря на отмеченные различия трактовок термина «коммерческая деятельность», многие исследователи сходятся во мнении, что предметами коммерции служат купля-продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации.

В современных условиях коммерческая деятельность стала неотъемлемым элементом потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги.


С коммерческой деятельностью отождествляются процессы, связанные с куплей и продажей товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли, изучением рынка, установлением хозяйственных связей с поставщиками, осуществлением коммерческих операций, сделок, заключением контрактов и любыми другими формами товарно-денежного обмена. Эти составные элементы деятельности характерны для любого субъекта рыночной экономики.

Однако коммерческая деятельность в розничной торговле имеет свою специфику, т.к. наряду с получением прибыли, розничная торговля стремится к максимальному удовлетворению потребностей населения в товарах необходимого качества и ассортимента. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, т.е. физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.

С учетом этого обстоятельства коммерческая деятельность в розничной торговле может быть определена как комплекс взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процессов купли-продажи товаров и оказание сопутствующим этим процессам услуг в целях симального удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли, не обходимой для обеспечения устойчивости занимаемых рыночных позиций.

Как известно, в качестве субъектов коммерческой деятельности выступают юридические и физические лица, наделенные правом ее совершения. Иными словами, осуществлять коммерческую деятельность могут как торговые организации и предприятия, так и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, функционирующие в сфере торговли и соответствующие ряду требований: соблюдение действующего законодательства; высокая культура обслуживания покупателей; оптимальность коммерческих решений; обеспечение доходности и прибыльности деятельности[5].

В состав традиционно выполняемых при коммерческой деятельности задач входят такие, как:

  • проведение постоянного мониторинга конъюнктуры рынка на основе маркетинговых исследований;
  • обеспечение своевременности принятия управленческих решений, адекватных изменению рыночной среды;
  • формирование взаимовыгодных отношений с партнерами по хозяйственному обороту;
  • укрепление договорной дисциплины при закупке и реализации товаров;
  • установление длительных хозяйственных связей с поставщиками товаров;
  • поиск внутренних резервов роста эффективности коммерческой деятельности;
  • использование современных информационных и коммуникационных технологий ведения торгового бизнеса и др[6].

Системное представление о специфике коммерческой деятельности в розничной торговле дают основные положения системного подхода, в соответствии с которым системами являются обладающие целостностью и состоящие из взаимодействующих между собой и с окружающей средой частей, элементов.

Существуют четыре свойства, обладая которыми, объект становится системой. Первое свойство – взаимодействие и целостность. Элементы, вступая во взаимодействие, создают единую целостную систему. Они могут быть разной направленности, но одновременно совместимыми[7].

Второе свойство – связи. Между элементами устанавливаются связи, которые с закономерной необходимостью реализуются целенаправленно в системе. Для появления системы связи между элементами внутренней среды должны быть более выраженными, чем связи отдельных элементов с внешней средой. Они могут быть вещественными, информационными, прямыми и обратными.

Третье свойство – организация. Наличие системоформирующих факторов у элементов предполагает создание системы. Для этого необходимо организовать и задействовать элементы в целевую структуру. Четвертое свойство – интегративные качества, которые проявляются лишь у элементов, суммарно составляющих систему. Этим свойством не обладает ни один из элементов, взятый в отдельности.

Если рассматривать коммерческую деятельность в розничной торговле, исходя из изложенных общих положений теории систем, выделяя присущие коммерческой деятельности свойства, очевидно, что:

  • коммерческую деятельность представляют присущие ей элементы, взаимодействующие друг с другом, которые обладают разным предназначением, но, взятыевместе, обеспечивают единство цели, т.е. коммерческую направленность деятельности;
  • элементы коммерческой деятельности в установленном составе выражаются связями, отличительным признаком которых является системная целостность;
  • элементы коммерческой деятельности приобретают упорядоченность и организуются в коммерческую систему;
  • элементы коммерческой деятельности в совокупности обладают интегративными свойствами[8].

Каждый элемент коммерческой деятельности, как правило, выполняет определенные функции, а вместе они представляют собой подсистему или систему. Так, например, при закупочной деятельности, выступающей в роли подсистемы, совершаются: выбор поставщика, коммерческая сделка, заключение контракта, товарно-денежный обмен, адаптация на происходящие события, продвижение товара к конечному потребителю.