Файл: Валютные системы - национальная, мировая и региональная.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
Центростремительные тенденции привели к подписанию в 1957г. Римского договора о создании с 1958г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Участники должны были руководствоваться интересами Сообщества при проведении денежно-кредитной политики и принять счетную единицу, эквивалентную по золотому содержанию доллару США.
В 1962 г. Комиссия ЕЭС первый раз внесла предложения по созданию экономического и валютного союза, которые на тот момент многие страны не готовы были принять. В 1964 г. был основан Комитет президентов центральных банков («Комитет гувернеров»), который наделили функциями координации кредитно-денежной политики Сообщества.
В 1969 г. рабочей группе под руководством премьер-министра Люксембурга П. Вернера было поручено разработать план поэтапного создания до 1980 г. валютно-экономического союза.
Планировалось создание единой бюджетной системы, гармонизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.
В марте 1972 г. Совет Министров ЕЭС принял решение о создании Европейского фонда валютного сотрудничества и об ограничении колебаний курсов валют стран-участниц по отношению друг к другу до ± 2,25%. До марта 1973 г. совместное движение курсов валют стран ЕЭС («валютная змея») было ограничено фактически «внешними границами» максимально возможного отклонения от установленного курса по отношению к доллару («валютный туннель») и более узкими границами допустимых отклонений друг по отношению к другу. Эта система получила название «змея в туннеле». С переходом с марта 1973 г. к свободному плаванию доллара границы «туннеля» исчезли, так что стали говорить просто о «змее».
Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе, «План Вернера» потерпел провал. Это было обусловлено разногласиями между странами «Общего рынка», в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования, дифференциацией экономического развития стран-членов, кризисами.
Современный этап развития Европейской валютной системы.
Планы создания единого валютного и экономического союза реализовались в полном объеме, причем были выдержаны сроки. Как и планировалось, до начала 2002 г. в зоне евро использовалась безналичная валюта евро, а также банкноты и монеты всех стран, которые фактически стали наличными эквивалентами новой валюты. Курсы валют были зафиксированы друг по отношению к другу. Декларировался принцип равноправия всех валют.
В настоящее время в состав ЕС входят 28 европейских стран. Переход к единой валюте обусловил необходимость создания единой системы центральных банков стран – участниц зоны евро. Ответственным за проведение кредитно-денежной политики в зоне евро стал Европейский центральный банк (ЕЦБ) – первый в истории наднациональный центральный банк, начавший свою активную деятельность в 1999 г. с переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро. ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).
Европейская система центральных банков состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков всех стран Евросоюза. Основной официальной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен в зоне евро. В ее задачи также входит разрабатывать и проводить денежно-кредитную политику в зоне евро, проводить международные валютные операции, хранить официальные резервы иностранной валюты государств-членов и управлять ими, содействовать плавному функционированию платежной системы. После введения евро сложилась Евросистема (Eurosystem), которая включает ЕЦБ и национальные центральные банки стран зоны евро. То есть ЕСЦБ шире, чем Евросистема.
Руководящие органы ЕЦБ состоят из Правления (Executive Board) и Совета управляющих (Governing Council), включающего членов Дирекции и управляющих национальными центральными банками стран зоны евро. Возглавляет ЕЦБ президент, избираемый сроком на 8 лет. Совет управляющих состоит из членов Дирекции ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками стран еврозоны. Право голоса имеют только члены Совета управляющих, присутствующие лично или принимающие участие в телеконференции. Член Совета управляющих может назначить себе замену, если в течение длительного времени не имеет возможности присутствовать на заседаниях.
Для проведения голосования требуется присутствие 2/3 членов Совета, однако, может быть собрано чрезвычайное заседание ЕЦБ, для которого не устанавливается минимальное количество присутствующих. Решения принимаются большинством, в случае равенства голосов, голос Председателя имеет больший вес. Решение вопросов касающихся капитала, распределения прибыли определяется голосованием, вес голосов пропорционален долям национальных банков в уставном капитале ЕЦБ.
Совет управляющих определяет денежно-кредитную политику ЭВС, устанавливает процентные ставки и управляет официальными резервами ЕСЦБ. Дирекция превращает решения Совета управляющих в инструкции национальным центральным банкам. Исключительное право санкционировать эмиссию евро имеет Совет управляющих ЕЦБ, выпускать денежные знаки могут ЕЦБ и национальные центральные банки.
ЕЦБ регулирует распределение денежной массы между финансовыми учреждениями, государством и компаниями. Для этого используются традиционные инструменты:
- операции на открытом рынке,
- суточные ссуды и депозиты,
- норматив минимальных обязательных резервов.
Отличие от национальных денежных систем состоит в том, что вся денежно-кредитная политика ЕЦБ проводится на децентрализованной основе. ЕЦБ принимает решения и устанавливает правила их исполнения. Практические же действия совершают национальные ЦБ в строгом соответствии с инструкциями ЕЦБ. В ЕСЦБ используется четыре вида операций на открытом рынке. Главный из них — основные операции рефинансирования. Через них передается основная часть средств, направляемых ЕСЦБ банковскому сообществу. Ликвидность предоставляется сроком на одну неделю посредством торгов, которые проводятся раз в неделю на стандартных условиях. В начале торгов объявляется ставка — ориентир для данного недельного тендера. Коммерческие банки делают заявки на получение средств, и каждый из них указывает приемлемую для него ставку, которая не может быть ниже ставки-ориентира.
Традиционно все стандартные операции рефинансирования ЕЦБ проводятся по множественной ставке, или в форме так называемого американского тендера. Каждый коммерческий банк может подать две и более заявки с указанием разных сумм и разных ставок. Участники не знают объема всех поданных заявок. Объем рефинансирования по каждому конкретному тендеру определяет ЕЦБ. Удовлетворение заявок идет сверху вниз: от более высоких к более низким ставкам предложения. Часть заявок — по минимальным ставкам — не удовлетворяется. С середины 2008 в связи с мировым экономическим кризисом и нехваткой ликвидности в еврозоне ЕЦБ перешел к операциям рефинансирования по фиксированной ставке с полным удовлетворением заявок.
Долгосрочные операции рефинансирования — обратные сделки по обеспечению ликвидности. Проводятся раз в месяц, срок погашения — три месяца, цель — обеспечение контрагентов дополнительным и долгосрочным обеспечением.
Операции точной настройки осуществляются нерегулярно по мере необходимости для того, чтобы смягчить влияние внезапных колебаний ликвидности.
Структурные операции — выпуск долговых сертификатов, обратные и форвардные сделки. Цель — корректировка структурной позиции ЕС по финансовому сектору.
В операциях рефинансирования центральные банки кредитуют коммерческие банки под залог ценных бумаг. В операциях тонкой настройки и в структурных операциях используются не только возвратные сделки (займы), но прямые сделки по купле-продаже ценных бумаг. Соответственно, поток денежных средств может идти как от центральных банков в сторону коммерческих, так и в обратном направлении.
Суточные ссуды и депозиты (в зоне евро они официально именуются «standing facilities» — «постоянные инструменты») позволяют финансовым институтам зоны евро управлять ликвидностью в конце рабочего дня, когда межбанковский рынок закрывается. Благодаря суточной ссуде банк может совершить платеж при отсутствии собственных достаточных средств. Суточный депозит позволяет разместить под процент временно свободные средства. В докризисный период (1999—2007) ставка по суточным депозитам обычно была на 1 процентный пункт ниже ставки по основным операциям рефинансирования, а ставка по суточным кредитам — на 1 процентный пункт выше ее. Две названные ставки служат соответственно нижним и верхним пределом рыночной ставки овернайт.
Норма обязательных резервов определяется в зоне евро решением ЕЦБ. По правилам ЕЦБ, норматив обязательного резервирования должен выполняться в среднем в течение отчетного периода продолжительностью четыре недели. Срок выполнения норматива обязательного резервирования кратен частоте проведения тендеров по МRO.
Заключение
Эволюция мировой валютной системы :
1.Парижская валютная система (1867 – 1922 гг.)
2.Генуэзская валютная система (1922 - 1944гг.)
3.Бреттон-вудская валютная система (1944–1976 гг.)
4. Ямайская валютная система ( 1976 г.)
В развитии Европейской валютной системы можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный период, с начала 1950-х гг. до 1978 г.;
2. Период действия кредитно-денежного механизма, основанного на денежной единице – ЭКЮ и поддержании валютного коридора, с 1978г. по 1999г.
3. Современный – третий этап – связан с использованием в большинстве стран Европейского Союза (ЕС) единой валюты – евро (EUR).
Список использованной литературы
1. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / О.И. Лаврушин под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 448 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-04993-8.Деньги, кредит, банки.
2. Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. Учебник/Отв. Ред. Кроливецкая Л. П.- 3-е изд., пер. и доп. Гриф УМО. – М.: Юрайт, 2015.
3. Белоглазова Г. Н. Деньги, кредит, банки. Учебник для академического бакалавриата.- М.: Юрайт, 2014.
4. Антонов В.А. Международные и валютно-кредитные финансовые отношения. Учебник и практикум для бакалавров. М.: Издательство Юрайт. – 2013. 548 с.