Файл: Основные функции менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Теория менеджмента стала известной в России в 90-ые годы XX века. Основным направлением развития менеджмента в Российской Федерации в этот период было прямое заимствование готовых приемов американской практики менеджмента без их необходимого осмысления. Активно использовались в российской практике управления без какой-либо адаптации сравнения эффективности, аутсорсинг, реинжиниринг, методы оценки персонала и т.д.

В наши дни управление является одним из важнейших видов деятель-ности человека. В условиях рыночной экономики особую роль играет управление хозяйственными организациями, призванное обеспечить высокую эффективность и результативность их функционирования в интересах обеспечения социально-экономических потребностей общества. Постоянное возрастание требований к качеству управленческой деятельности обусловлено разнообразными факторами: увеличением размеров современных предприятий и усложнением их целей, стремительным ростом научно-технического прогресса, геополитическими и социально-экономическими изменениями в мире, возрастанием разнообразия и сложности используемых технологий, изменением предпочтений потребителей, усложнением конкурентной среды и т.п.

Теорию и практику высокоэффективного управления хозяйственными организациями во всем мире традиционно называют менеджментом. Менеджмент как система принципов, методов и форм управления организациями охватывает деятельность промышленных предприятий, оптовых и розничных торговых фирм, банков и страховых компаний, гостиниц и ресторанов, туристических фирм, спортивных клубов, транспортных компаний и других хозяйственных организаций, выступающих на рынке в качестве самостоятельных экономических субъектов.

В настоящее время в мире происходит формирование новой парадигмы менеджмента. Традиционные стили, методы и инструменты управления, сложившиеся в середине прошлого века, заметно меняют свой облик. Подвергаются сомнению и испытываются на прочность представления о формальной структуре и иерархии организаций, полномочиях и формах власти руководителей, значении отраслевого опыта и трудового стажа, контроля и координации действий. Однако ни одна из этих тенденций, ни одно управленческое ноу-хау, являющееся детищем XXI века, не говорит о необходимости или даже возможности полностью отказаться от принципов, идей и методов, родившихся в ходе многолетней эволюции такого сложного и многогранного явления, как менеджмент.


Цель данной работы - раскрытие основных функций менеджмента.

В задачи входит раскрытие и анализ:

-основных функций менеджмента.

При выполнении работы использованы такие методы как метод научного анализа, сравнительный метод, мотивация и контроль.

Глава 1. Теоретические основы функций менеджмента

1.1. Сущность функций менеджмента

Функцию можно считать ролью, которой выполняет субъект или объект необходимой сфере деятельности. Научно доказано, что вся сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях (лат. functio – обязанность, круг деятельности, назначение, роль). Процесс управления раскрывается в его функциях, которые возникают в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Функции управления – составные части любого процесса управления.

В частности возникает вопрос, каким образом можно реализовать функции в любой организации? При управлении предприятием реализуются как общие функции, характерные для всех систем, так и функции, присущие только данной системе. Наличие общих функции предопределяет принципиальное единство структуры процесса управления на предприятиях независимо от их отраслевой принадлежности.

Функции менеджмента – это вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну определенную, в тоже время важную для организации функцию.. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности считается совокупностью функций, связанных единым управленческим циклом.


Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников организации. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и другие. В этом случаи, всю программу можно представить в виде кластера, в котором фундаментом теории является развитие менеджмента.

Особое полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим требованием управления социальными и социально-экономическими процессами. Из этого приходится прийти к выводу, что основными функциями менеджмента считается: планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль. Исходя из этого основные функции руководства характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в различных сферах работе. Главная их особенность в том, что каждая необходимая функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Управление формируется как особый и своеобразный вид деятельности человека, который, по мере увеличения объема управленческой деятельности (а это закономерный процесс), сначала выделяется из общей совокупности видов производственной и общественной деятельности человека, потом обособляется и далее специализируется. Возникает система управления, возникает разделение социально-экономической системы на управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления). В дальнейшем управление становится таким видом профессиональной деятельности, которая нуждается в специальном образовании, подготовке, овладении навыками и обладает определенными способностями (коммуникабельность, предприимчивость, организаторские способности и др.). Основными функциями управления, раскрывающими содержание управленческой деятельности, являются предвидение и планирование, организация, контроль, координация и регулирование, активизация и мотивирование, исследование. Названные функции как бы дают ответ на вопрос: что надо делать, чтобы управлять?


Предположим, что состав их принят на изучения анализа практической деятельности менеджера. Эти функции реализуются как в индивидуальной деятельности менеджера, так и в коллективной работе его команды или управляющей системы. Эти функции объединяют персонал общим смыслом его деятельности. Однако они неравнозначны друг другу. В практике управления всегда по тем или иным причинам отдаются приоритеты тем или другим функциям управления, распределяются усилия определенным образом. Отсюда – типология управления, разнообразие стилей, что оказывает влияние на организацию управления и в итоге на конечный его результат.

Распределение усилий, внимания и приоритетов в основных функциях управления уходит в область искусства, которое, однозначно , развивается на основе опыта и образования субъекта и объекта.

Отличительная черта управления заключается в целенаправленном воздействии на процессы совместной деятельности людей. При этом воздействие не следует понимать, как только лишь административное распоряжение.

Это сознательное влияние, предназначенное для согласования и активизации труда. Оно может быть не только формальным, но и неформальным.

Менеджер воздействует на подчиненных и своим поведением, и отношением к делу, к людям. И во многих случаях такое воздействие бывает более эффективным, чем формальное указание или распоряжение.

1.2. Классификация и содержание функций менеджмента

Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 г. знаменитым А. Файолем.  В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля: "Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать". В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления, которым посвящена настоящая глава.

 Француз Анри Файоль (1841-1925) более 30 лет управлял горно-металлургическим синдикатом. В 1916 г. в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован его основной труд "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль", который затем неоднократно переиздавался на различных языках. Вместе с Фредериком Тейлором, Генри Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием научной теории управления. Таким образом, научный менеджмент появился сравнительно недавно - в начале ХХ века. Бурное развитие этой научной дисциплины продолжается. Так, лишь в последние годы выявилась важная миссия контроллинга - современной концепции системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное существование.


 Мотивация и развитие к сегодняшнему дню доступно в любых областей деятельности предприятия.

Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.

В книге М.X. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури принят подход,

основанный на объединении существенных видов управленческой деятельности в небольшое число категорий, которые в настоящее время

общепринято считать применимыми ко всем организациям: процесс

управления состоит из функций планирования, организации, мотивации

и контроля. Остальные функции управления принято считать вторичными, которые поглощаются первичными, или несущественными (специфичными), т.е. не характерными для большинства организаций.

Рис.1.Взаимосвязь основных функций менеджмента

Источник: Михненко П.А., 2011

Согласно данному подходу эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия

решения.

Взаимосвязь между функциями управления может быть представлена диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, сферы деятельности,организационной структуры, формы собственности и т.д.) той или иной хозяйственной организации. Для выполнения всех управленческих действий в центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса управления и с мотивированием управленческой деятельности всех участников организации. Это означает, что процесс управления состоит из строго последовательного движения четырех стадий: планирования, организации, мотивации и контроля.

Однако если предположить, что функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды

управленческой деятельности, то стрелки между этими функциями

не означают направление управленческого воздействия, а лишь последовательность выполнения работ.