Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Понятие семейного воспитания
1.3 Методы и формы семейного воспитания
1.4 Взаимодействие семьи и школы
Глава 2. Практические методики диагностики семейного воспитания
2.1 Методика идентификации детей с родителями
Введение
Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.
Гипотеза данной темы заключается в том, что семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности. Обуславливается, она, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.
Объект исследования – воспитание школьников.
Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.
Задачи:
– изучить теоретические основы данной проблемы;
– раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания.
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Понятие семейного воспитания
В современном обществе главным институтом воспитания является семья. Для маленького ребенка семьей является целый мир, в котором он не только живет, но и развивается, делает открытия, учится радоваться и любить. Ведь именно в семье закладываются основы личности ребенка, также в семье он получает первый жизненный опыт, делает свои первые открытия. То, что ребенок смог приобрести закладывается у него в памяти и сохраняется в течение всей жизни. Важной особенностью семьи является то, что в ней ребенок находится в течение значительного времени своей жизни.[1]
В зависимости от особой воспитательной значимости семьи, появляется проблема, как поступить, чтобы свести к максимуму положительное воздействие и минимизировать отрицательное влияния семьи на воспитание ребенка. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль. Стили семейного воспитания — установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще. В каждой семье существует определенный стиль воспитания, который представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, которые осуществляют родители с целью формирования у ребенка определенных качеств и умений.
В литературе можно встретить достаточно много отечественных и зарубежных ученых, изучающих семью, стили семейного воспитания: Д. Баумринд, А. Я. Варга А. Е. Личко, Г. Т. Хоментаускас, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и другие.
Существуют также описание и неблагоприятных характерологических черт личности родителей, которые могут привести к различным нарушениям в воспитании: А. И. Захаров А. Адлер и другие. В дошкольном возрасте происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Начинает формироваться эмоциональное поведение. Особенностями формирования и функционирования эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте занимались следующие ученые: Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, Е. О. Смирнова, Б. И. Изотова, Я. З. Неверович, П. В. Симонов и другие. [2]
А. Л. Венгер определяет само понятие стиль воспитания, как стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером руководства поведения ребенка со стороны взрослых (демократический–авторитарный), количеством запретов (ограничительный–попустительский) и т. п. И. М. Марковская в своей монографии «Психология детско-родительских отношений» говорит, о том, что под стилем семейного воспитания чаще всего понимают систему приемов и способов воспитательного поведения родителей, обусловленную их личностными качествами и служащую средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Как полагает Д. Баумрид, для того, чтобы овладеть искусством воспитания, нужно научиться балансировать между степенью контроля за ребенком и духовной теплотой. Иначе говоря, отличием семейного воспитания от общественного является эмоциональная форма отношений между родителями и ребенком. Исследованием стилей семейного воспитания занимались многие отечественные и зарубежные психологи. А. Адлер уже в 1932 году описал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребёнок формирует ошибочные представления о жизни.
Так, он отметил, что родительское пренебрежение может препятствовать развитию у ребенка социального интереса; попустительство — к развитию неадекватных представлений ребенка о себе; недостаток родительского внимания лишает ребёнка возможности поверить в себя, и смелости справляться с возникающими жизненными трудностями.
В ходе исследования нами были определены стили семейного воспитания отцов и матерей, полученные данные, представлены на рис. 1. Рис. 1. Распределение отцов и матерей по стилям семейного воспитания, % Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что больший процент из общей выборки испытуемых имеет «авторитетный» стиль семейного воспитания матери — 67 %, отцы — 61 %. Родители, проявляя такой стиль воспитания осознают свою важную роль в развитии личности дошкольника, но и за детьми признают право на саморазвитие. [3]
Есть много определений семьи, если коротко, то это социальная структура, в которой связаны родители и дети. Эти отношения основаны на сильных аффективных связях. Каждое семейство является эксклюзивным, уникальным, подразумевает постоянный контакт всех его членов, не теряя при этом своей индивидуальности. То, что влияет на одного, прямо или косвенно затрагивает всю семью.
Важность моральных ценностей, таких как истина, уважение, дисциплина, автономия помогает детям адекватно сталкиваться с окружающим миром. Семья существовала на протяжении всей истории человечества. Что касается функций, которые она имеет, независимо от характеристики, она выполняет базовые требования.
Семья органически объединена с обществом, в этом смысле она трансформирует общество, она революционно вносит существенные изменения. Любовь, как основа семейной ценности, создает отношения взаимовыручки. Вот почему семья является первостепенным местом, где каждый человек учится жить в обществе с отношением уважения, служения, братства и привязанности к другим.
Важно признать, что дети сегодня больше нуждаются в близости, чем прошлое поколение. Большинство родителей понимают, что дети, которые не испытывают недостатка в чем-либо, идут в хорошую школу, имеют одежду, но им не хватает эмоционального присутствия родителей. Близость внушает безопасность, поэтому отцовство, материнство - это личные отношения, которые нельзя передать. Если у родителей не хватает активного и стабильного эмоционального присутствия, дети будут чувствовать себя одинокими, окруженные всевозможными игрушками, будут замкнуты и недоверчивы к людям. Что не хватает тогда? Что нужно делать родителям для выполнения этих задач?
Школа жизни сегодня уже недостаточна. Настало время для родителей взять на себя ведущую роль в обучении и контроле над детьми. Эта задача может быть решена только волей каждого из родителей. А при поддержке школы, решить многие из задач, которые родители не могут или не хотят принимать. Что могут сделать родители, чтобы улучшить семейную жизнь?
Обеспечение точного определения семьи является сложной задачей из-за огромных разновидностей, с которыми мы сталкиваемся, и широкого спектра культур в мире. Семья исторически оказалась незаменимым ядром для развития человека, который зависит от него для выживания и роста.
Существует разница воспитания в некоторых семьях. Например, у одинокой матери, разлученных родителей, которые имеют своеобразную внутреннюю динамику. Нет недостатка в людях, которые обвиняют других в невыполении порученной миссии, будь то путем преднамеренной халатности или моральной усталости. Но, конечно, такие обвинения являются абсурдными, потому что семья не человек или вещь, а сообщество.
Однако некоторые из них правы, когда признают, что родители не всегда правильно воспитывают своих сыновей и дочерей. Это касается насилия в семье, сексуального насилия, отказа от родительских обязанностей, проблем общения, которые приводят к тому, что семья становится слабой. Подрастающее поколение уязвимо перед бесконечными рисками «на улице», такими как наркотики, насилие и другие преступления против общества. Как мы видели, существует несколько типов воспитания в семье, поэтому существует множество способов, которыми каждый из его членов связан и живет ежедневно. Чтобы лучше понять, как стать семьей, мы увидим некоторые из ее наиболее важных характеристик.
Жесткий тип семейного воспитания: сложность при принятии изменений в отношении детей. Родители рассматривают сыновей и дочерей как взрослых, которые подчиняются жесткости неизменно авторитарнх родителей.
Сверхопекающая семья: забота о чрезмерной защите своих чад. Родители не допускают развития и самостоятельности детей. Дети не умеют зарабатывать на жизнь и не защищаются, у них есть все основания, чтобы стать «инфантилоидами». Родители задерживают зрелость своих детей и в то же время делают их чрезвычайно зависимыми от своих решений.
Семья, ориентированная на детей. Бывают случаи, когда родители не знают, как бороться с собственными конфликтами и сосредотачивают свое внимание на детях. Вместо того чтобы обсуждать проблемы пары, они всегда привносят в разговор темы о своих детях, как если они были б единственной темой разговора. Этот тип родителей, ищет компанию детей и зависит от их мнения. Короче говоря, под лозунгом «живите ради детей».
Позволяющий тип семейного воспитания: в семье такого рода родители не могут дисциплинировать своих подопечных, и, оправдываясь отсутствием авторитета, они позволяют им делать все, что они хотят. В этих домах родители не проявляют себя в качестве отцов и матерей. И мы часто замечаем, что детки управляют больше, чем родители. Как вариант, родители не контролируют своих отпрысков, опасаясь, что они разозлятся.
Неудовлетворенная семья. Семья не живет как единое целое. Родители обособлены из-за отсутствия общих целей. Им сложно оставаться едиными, в результате чего из-за родительской неуравновешенности дети чувствуют себя небезопасно. У детей большие трудности в предоставлении и получении привязанности, они становятся пассивно-зависимыми от взрослых, неспособных выражать свои потребности. Из-за простой недосказанности дети растут с чувством вины и негодования за любые свои действия.
Стабильный тип семейного воспитания. Семья объединена, родители четко осознают свою роль. Мир, который они хотят дать и показать своим детям, полон целями и мечтами. Им легко оставаться едиными, чтобы дети становились уверенными в себе, легко находили и получали любовь. Взрослые активны и автономны, способны выражать свои потребности, поэтому они чувствуют себя счастливыми с высокой степенью зрелости и независимости.
В семейной реальности женщина имеет определенную роль, так же как и мужчина. Оба являются взаимодополняющими, каждый нуждается в другом, чтобы быть действительно собой и выполнять одну из основных функций пары, такую как материнство, отцовство и воспитание детей.
Дети учатся в соответствии с тем, что делают их родители и основанные на их опыте внутри дома, будут устанавливать отношения вне его. Родители - это зеркало, в котором они стремятся открыть мир и в большинстве случаев приобретают личность, жизненные обычаи, способ общения и действия.
Семья рассматривается как единое целое или живая система, которая рождается, растет, развивается, размножается и умирает. Существует жизненный цикл, в котором определены этапы: знакомства, брак, первый ребенок, школьный возраст, юность, молодость, уход детей и воссоединение пары, поскольку гнездо становится пустым. Пара проходит серьезный тест, когда дети уходят, потому что, если их объединяет любовь, они будут консолидированы друг с другом. Напротив, если связь была детьми, профсоюз вступает в серьезные конфликты.
Поэтому мы попытаемся определить некоторые из действий, которые отец и мать развивают в отношении своих детей, как способ нести ответственность за свою роль.