Файл: Организация и разработка бизнес-плана организации ИП Светличной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любая деятельность начинается с планирования. Чем жестче и сложнее деятельность, тем четче должен быть прописан план действий.

Для развития бизнеса, таким планом действий является бизнес-план. Начинающие свою деятельность организации используют бизнес-план фундаментом для старта и развития, а действующие предприятия для развития и улучшения показателей в работе.

В рыночной экономике невозможно добиться стабильного успеха, если нет четкого и эффективного плана действий. Для эффективной деятельности необходимо постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии видов предпринимательства существуют ключевые способы, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшив риск в достижении поставленных целей.

Цель курсовой работы- изучить теоретические основы бизнес планирования в организации и разработать бизнес-план развития ИП Светличной.

Ведь успех любого проекта напрямую связан с глубиной и точностью проработки плана его подготовки и реализации, который предполагает предварительное экономическое обоснование его целесообразности, планирование действий и затрат, необходимых для его осуществления, а также оценку ожидаемых конечных результатов, в виде извлеченной прибыли, занятия определенной рыночной доли.

Глава 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИ

Понятие бизнес-плана

Бизнес-план (англ. Business plan)[1] — это плановый документ, который содержит основную информацию об организации, форме собственности, дате образования, учредителях, видах деятельности, ассортименте производимой продукции, планах на развитие, маркетинговых исследованиях, и выгодах которые предполагаются в определенный срок.

В зависимости от целей и заинтересованных лиц выделяют[2]:

- Производственный бизнес-план. В нем описана финансово-хозяйственная деятельность организации и основные бизнес-процессы. Также дается описание продукции, технологии производства, наличия необходимых для производства материальных ресурсов, оборудования, машин и механизмов.


- Инвестиционный бизнес-план[3] для наглядности и удобства восприятия может содержать диаграммы, рисунки, таблицы и графики и может быть интересен инвесторам, учредителям, банкам и другим финансовым учреждениям, необходим для подтверждения возвратности вклада, кредита или займа.

- В финансовом плане наибольший акцент делается на подробную разработку производственного план финансового оздоровления. Разрабатывается на предприятии, которое находится в состоянии банкротства или неплатежеспособности. «Дополнительно, кроме основной экономической, финансовой и производственной информации, данный план содержит комплекс мероприятий по выходу из убытков или долговых обязательств с указанием ответственных должностных лиц и сроков выполнения»[4].

Основы бизнес-планирования на предприятии

Прежде чем начать какую - либо деятельность должно быть тщательно продуманно, как именно будет осуществляться эта деятельность предприятия, сроки выполненения необходимых работ, а также способы и средства для начала своей деятельности.[5] Эти вопросы решатся в процессе бизнес планирования, позволяющего обосновать необходимость разработки того или иного проекта и возможность его реализации в действующих рыночных условиях. Преимущества планирования бизнеса для предпринимателя можно увидеть на схеме 1. [6]

Схема 1 - Преимущества бизнес планирования

для развития предпринимательской единицы

В основе бизнес планирования лежит составление бизнес - плана. Бизнес - план – это точное и понятное описание предполагаемого бизнеса.

Бизнес - план представляет собой некоторого рода пошаговую инструкцию действий руководства и подчиненных на начальных этапах создания предприятий или при его развитии.[7] Экономическая сущность бизнес - плана заключается в знакомстве потенциального инвестора с содержанием предлагаемого проекта и привлечении его к реализации проекта. Для того чтобы документ мог служить для них основанием принятия взвешенных бизнес решений, он должен соответствовать следующим критериям[8]:

1) полнота - содержание необходимых разделов, максимально отражающих проект;

2) полезность - четкая информация, оказывающая непосредственное воздействие на решение инвестора;


3) нейтральность - объективное освещение всех особенностей, достоинств и недостатков проекта;

4) достоверность - составление проекта на основе достоверной информации, выводы и доказательства, обоснованых реальными и достоверными фактами;

5) гибкость - возможность корректировки под изменяющиеся рыночные условия;

6) контролируемость - наличие инструментов, позволяющих отследить сроки выполнения работ, объем производства, поставки и реализацию, соответствие фактических показателей с плановыми;

7) понятность - написание доступным языком, использование недвусмысленных и четких формулировок;

8) компактность и структурированность - не более 50 - 80 печатных листов формата А4;

9) наглядность - графическое представление[9].

[10]В целом структура бизнес - плана выглядит следующим образом:

1) резюме;

2) введение;

3) текущая деятельность;

4) анализ рынка и маркетинговый план;

5) производственно - технический план;

6) производственно - экономический план;

7) финансово - экономическая деятельность;

8) организационно - правовые аспекты;

9) оценка экономической эффективности;

10) приложения.

Для разработки финансовых планов необходима внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация об анализе рыночной среды[11].

Основой информационного блока процесса бизнес - планирования являются:

  • экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции);
  • учетная информация (информация бухгалтерского учета и управленческого учета);
  • сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж; политическая информация и т. д.

Кроме того, функционирование системы бизнес - планирования осуществляется в рамках действующего нормативно - правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и другие[12].

Таким образом, бизнес планирование представляет собой сложный процесс, требующий тщательного анализа всех факторов на начальном этапе развития деятельности.

Руководитель организации при составлении бизнес - плана прежде всего должен понимать непосредственно цель проекта, что за объект создается, какого инвестора может заинтересовать и кем будет потребляться в дальнейшем. Необходимо проанализировать возможные риски в независимости размеров будущего предприятия[13].


Каждое подразделение фирмы разрабатывает собственные цели, задачи, свою стратегию на основе бизнес-плана. Бизнес-план дает представление о способах продвижения товаров, прогнозирует будущую прибыль, а также определяет риски и способы их снижения.

Бизнес-план оценивает ситуацию не только внутри фирмы, но и вне ее. Анализ внешней среды направлен на определение соответствия предприятия требованиям внешней среды. Анализ внешней среды оценивает возможные внешние опасности, которые могут влиять на достижении поставленной цели.

Основа бизнес-плана[14] — фокусирование финансовых ресурсов для решения задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи:

- Определить направление деятельности фирмы, место фирмы на рынках сбыта;

- Определение финансово-экономического состояния предприятия на данный момент;

- Оценить затраты, необходимые для сбыта продукции, сопоставить их с ценами, по которым будет продаваться продукция;

- Предусмотреть возможные риски, которые могут помешать достижению поставленной цели;

- Расчет ожидаемых результатов финансовой деятельности;

- Выработка стратегии и тактики конкуренции компании. Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела.

Объем и разделы бизнес-плана определяются спецификой и областью деятельности. Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов которые можно укрупнять или детализировать в разной степени.

Бизнес-план обязательно должен быть адаптирован к потребностям рынка. Для разработки хорошего бизнес-плана необходимо:

- Сосредоточиться на ключевых вопросах, иметь четкие цели и задачи;

- Давать индивидуальную трактовку фактам;

- Открыто говорить о рисках и способах их преодоления.

Применение графиков, диаграмм, схем позволяет лучше воспринимать представленные сведения[15].

Графики и диаграммы избавляют читателя от необходимости тратить время на изучение цифровой информации. Схемы лаконично показывают взаимоотношения и последовательности процессов[16].

Одной из организаций предлагающей стандарты для бизнес-планирования является United Nations Industrial Development Organization (UNIDO) — организация, борющаяся за глобальное процветание, поддерживая индустриальное развитии развивающихся стран и стран с переходной экономикой[17].


Основная цель деятельности Центра ЮНИДО в Российской Федерации заключается в содействии международному сотрудничеству в экономической, технологической, промышленной и научных сферах между российскими предприятиями, ассоциациями, организациями и фирмами из развитых и развивающихся стран.

Бизнес-план является основой при переговорах с инвесторами и при приглашении новых сотрудников[18]. В принципе, нет каких-либо строго регламентированных правил по оформлению бизнес-плана, однако есть некие моменты, которые необходимо учитывать, чтобы данный довольно серьезный документ был доступным и грамотным.

Ведь впоследствии именно от него будет зависеть степень доверия потенциальных инвесторов, к тому же он в обязательном порядке будет проверяться различными инстанциями. В бизнес-плане обязательно должны присутствовать разделы, в которых отражены основные идеи фирмы, цели, которые перед ней стоят, определяется организационная и производственная структуры, проводится анализ рынка и положение фирмы во внешней среде.

В бизнес-плане должно быть четко показано реальное положение дел в фирме[19]. Бизнес-план целесообразно составлять на 3-5 лет: для первого года основные показатели рекомендуется рассчитать по месяцам, для второго - по кварталам; начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.

В целом, время, в течение которого действует бизнес-план, зависит от характера и масштабов деятельности фирмы. Основное требование к нему: срок бизнес-плана должен быть достаточным для полного завершения реализации планируемого проекта. Если специалист хочет подготовить хороший бизнес-план, то ему необходимо пройти огромную подготовительную деятельность, а именно:

  • сбор и анализ информации о рынке;
  • сбор и анализ информации о продукции;
  • анализ конкурентоспособности фирмы;
  • oпределение потребностей компании;
  • оценка перспективы развития отрасли;
  • oпределение направленности планируемого проекта;
  • решение вопросов, касающихся оценки возможных рисков.

Согласно стандартам UNIDO, бизнес-план может иметь различную структуру[20]. Это зависит от специфики предприятия, от экономической ситуации сложившейся на рынке, от перспектив развития предприятия.

Основные пункты бизнес-плана[21]:

Резюме проекта - резюме самый главный раздел бизнес-плана[22]. Резюме должно быть кратким, не более трех страниц. Оно пишется в последнюю очередь, когда решены все остальные вопросы. Должно быть понятным не только специалисту, но и обычному бизнесмену.