Файл: Адаптация к школьному обучению первоклассников как психолого-педагогическая проблема (Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
адаптации к обучению использоваться в годы описания проблем и , возникающих у различного в связи с в школе.
В распространенном значении к школьному понимается приспособление к новой социальных , новым , требованиям, деятельности, жизнедеятельности. об как , следует о двух сторонах. С стороны, – это приспособления к жизнедеятельности. ребенка к – значит его к необходимости учебные и требования, на ролевые школьника. естественно, такое происходит только внешнем, уровне, и на , личностном; определенные . Личностные , делающие хорошим – послушным, , неконфликтным.
С стороны, подразумевает только . Но и условий последующего . Тогда , что ребенка – приспособить к развитию. В случае ощущает в конкретной среде своей , у него психологические и умения, в нужной соответствовать и нормам, у сформирована развиваться в среде, свои , не в противоречие средой. и ребенок адаптируются к другу.
год определяет всю школьную ребенка. В период под взрослых чрезвычайно шаги в развитии. отметить, начало обучения для ребенка стрессом. в школу большие в его . Все , наряду с их радости, или по всего в школе, тревогу, , напряжение.
первоклассники быть шумными, , они удержу по , отвлекаются уроках, могут себя с учителями; , капризничать. очень , робки, держаться , не , когда к обращаются с , при неудаче, плачут. У детей сон, , появляется к игрушкам, , книгам очень детей. У в первые (недели) школы сопротивляемость , могут сон, , повышаться , обостряться заболевания. , не у детей к школе с подобными ниями, но и такие, у этот сильно . Наблюдения первоклассниками , что адаптация проходить -разному.
исследования: изучить и проверить факторы к школьному первоклассников.
исследования: к школе.
исследования: факторы первоклассников к в школе.
исследования:
1. психолого- литературу проблеме .
2. Определить адаптации к школьному .
3. Раскрыть успешности первоклассников к обучению.
4. методы и для адаптации к обучению в .
5. Провести исследование факторов первоклассников к в школе.
исследования и : теоретический литературы, , эксперимент, математической данных , методика мотивации , методика « диктант» Д. Б. , методика «».
База : исследование в МОУ № 7 г. Жуковский. В приняли 14 первоклассников.
1. Адаптация к обучению как -педагогическая
1.1.Состояние адаптации к у первоклассников в -педагогической
Понятие «», возникшее в биологии, быть к таким понятиям, , по Г.И. Царегородцева, на «», «точках » наук даже в областях и экстраполируются в на сферы и социальных . Понятие «», как понятие, синтезу и знаний (природных, , технических) .
«Наряду с категориями, понятия объединению объектов наук в теоретические » [1, с. 19]. В этой вполне представляется зрения Ф.Б. , который адаптационную как « из подходов к изучению » [2, с. 258].
Существует определений , как общий, широкий , так и сущность процесса к одного множества - от до .
Так, , в общей А.В. Петровский, В.В. , Р.С. Немов одинаково адаптацию «ограниченный, процесс чувствительности к действию » [29, с. 240]. В более определениях адаптации может несколько , в зависимости рассматриваемого :
а) адаптация для процесса, котором приспосабливается к ;
б) адаптация для отношения (относительной ), которое между и средой;
в) адаптацией результат процесса;
г) связывается с -то «целью», к «стремится» [26, с.40].
Термин «» происходит лат. — приспособление, . Под понимают организма и функций, и клеток к среды. направлена сохранение деятельности , органов и организации при условиях .
По И.С. , социализация собой усвоения социального , определенной знаний, , ценностей, ему в качестве члена [18, с.22]. Изменение позиции , системы взаимоотношений с требует периода , в ходе в соответствии с условиями иными поведения.
к школьному – «перестройка , мотивационной и -волевой ребенка переходе к организованному обучению» [18, с.34].
В учебные может основа развития в слабой , поэтому исследователи значение вопросам готовности, а адаптации к новым систематического в коллективе (М.М. Безруких, Л.И. , А.Л. Венгер, Л.А. , И.В. Дубровина,С.П. , И.А. Коробейников, Н.Г. , Р.В. Овчарова, Д.Б. ).
В большинстве констатируется, слабоуспевающих первого характеризуют личностные : неспособность к , слабая мыслительной ; инертность, , пассивность, ума, несоответствие уровнем -практического и -логического .
Готовность к школе уровнем личности в , мотивационном, и физическом . Современная выработала готовности к , исходя уровня подготовки (А.В. и др.), речи (Л.Е. , В.И. Логинова, Ф.А. и др.), развития (А.М. и др.), -волевого (Р.И. Жуковская, Т.А. , В.Г. Нечаева и .), воспитания к позиции (И.А. Домашенко, В.А. , И.В. Имедадзе, М.И. и др.).
того, взаимоотношения компонентов (Н.И. Гуткина, А.К. , Л.М. Цеханская); соотношение «школьная » и «готовность к », а также преемственности и школьного и образования (Н.Ф. , С.В. Гаврилова, Ю.Ф. , А.А. Люблинская).
В смысле к обучению в — «это ребенка к системе условий, отношениям, , видам » [24, с. 4]. При важно, приспособление осуществлено без потерь, самочувствия, , снижения .
Адаптация к в школе в современной -педагогической как процесс ребенка к и школы к . Как , этот благополучно в первом , но у учеников приобретать черты. многочисленные , посвященные трудностей адаптации, критериев, , этапов.
В психолого- сопровождения процесса представление о , что «» — это « к успешному в данной , способность к психологическому, и социальному » [24, с. 16]. Адаптированный не соответствует сформированности свойств и требованиям и данной , но и к полноценному в ней личностного, и интеллектуального .
Перед в школе ряд , с которыми до пор сталкивался. -первых, должен овладеть деятельностью; -вторых, школьные поведения и к классному ; в-третьих, к новым умственного и режиму .
Результатом является «», которая собой качеств , умений и , обеспечивающих последующей ребенка в .
Традиционно физиологическую, и социально- адаптацию.
адаптация — организма целесообразно свои в соответствии с ниями среды.
адаптация — организма сохранение здоровья.
-психологическая — процесс ния личности к и общению с коллективом [24, с. 68]. и полнота вида зависят особенностей и коммуникативных личности.
Н.Я. и Н.Н. Максимук адаптацией него ребенка к понимают:
а) адаптацию процесс функций , его и клеток к среды;
б) -психологическую как активного собления системы « — взрослый», « — ребенок» к условиям .
Социально- адаптация — процесс ки поведения и ребенка в условиях [17, с. 64]. процесс , активный, в себя средств и поведения, на учебной ностью и эффективное с новой средой. учесть, не новая воздействует ребенка, и он в очередь определенное на , меняет -психологическую .
Учебная становится в младшем возрасте и ответственного , осознания общественной , подчинения и правилам . Именно в месяцы формироваться отношений с миром и собой, устойчивые взаимоотношений сверстниками и и базовые установки, в существенной определяют в успешность школьного , эффективность общения, личностной в школьной . Зависимость успеваемости интеллекта . Именно интеллект в современных приходится ная нагрузка, как успешного учебной , научно- знаниями достаточно уровень мышления, , восприятия, , памяти. это является условием ребенка. при лектуальной недостаточности может адаптироваться к социальной , если себя , какой есть, от окружающих.
внешне дети с успеваемостью проходят адаптации, как причины чаются в их проблемах, как самооценка и притязаний, уровень , которые гаются на план, предпочтение деятельности. активность выступать самоцелью, а продвижения к духовно- и человеческим , так такие личностные ния, как и уровень , в устойчивых формах определять социального , подчиняя более его характеристики [6, с. 58].
обучения активизацию стимулов . Такой побудительной является ция. По данного можно об школьной ребенка, овладения деятельностью и удовлетворенности ею. две мотивов :
— широкие , связанные с ребенка в с другими , в их и одобрении, с ученика определенное в системе ему отношений;
— , связанные с учебной : познавательные детей, в интеллектуальной и овладении знаниями, и умениями,
необходимым внимание первой мотивов, именно потребности в лежит в успешной ребенка к . Но и одобрение должны целью . Он в общение психологически , как уникальная и , осознавая с помощью действий .
Сочетание названных мотивов возникновению отношения к окружающей , названного « позицией » [6, с. 51].
Оно наличие у положительного к школе и , стремления к -нормированным поведения, к социально ми знаниями и , признание учителя носителя опыта.
в школу перелом в ситуации ребенка. школьником, получает права и и впервые заниматься значимой , от выполнения зависит место окружающих и взаимоотношения с . Эта социальная обуславливает и особенностей детей возраста. социальной развития, началом обучения, за наряду с системы отношений, жизни и деятельности школьника, внутриличностные , обеспечивающие развития следующем этапе.
Я.Л. , Е.А. Панько, В.С. , И.В. Дубровина и . рассматривают как « к условиям среды, со ведущей ности и социального » [17, с. 82]. При также взаимообратный адаптации.
, что должен к нескольким жизнедеятельности: навыками деятельности, дружеских с одноклассниками и доверительных с учителем, адекватного [25, с. 210].
Шинтарь З.Л., процесс первоклассников к , выделяет , знание позволяет идеи в работе общеобразовательной :
1. Адаптация к новым жизни и , к физическим и нагрузкам. В случае адаптации зависеть возраста , который в школу; того, ли детский или подготовка к осуществлялась в условиях; степени морфофункциональных организма; развития регуляции и организованности ; от , как ситуация в .
2. Адаптация к социальным и связям в большей к пространственно- отношениям ( дня, место хранения принадлежностей, формы, уроков, ребенка в со братьями, , признание «взрослости», самостоятельности и .); личностно- отношениям ( к ребенку в , общение сверстниками и , отношение к , к самому как ); к характеристике и общения (отношение к в семье, поведения и учителей, семейного , социальная ребенка и .).
3. Адаптация к условиям деятельности от образовательного ребенка (, умений, ), полученного в учреждении в домашних ; интеллектуального ; от как овладеть и навыками деятельности, как познавательной ; от творческого ; коммуникативных (умение со , сверстниками) [39, с. 173].
Т.В. предлагает модель ребенка к школьного . По мнению, адаптация как:
1) , характеризующая соответствия ребенка школьной (принятие учителя и учебной , овладение поведения в , познавательная на ;
2) социальная, успешность ребенка в социальную в виде его , достаточное коммуникативных , умение межличностные и т. д.;
3) личностная, уровень ребенком как новой общности; в виде самооценки и притязаний, к самоизменению [13, с.73].
показателей и уровней обусловлены только изучения конкретных , но и , на которых эффективность процесса. В от показателей и их речь либо о адаптации, о периодах, об адаптации.
, Я.Л. Коломинский и Е.А. выделяют критерии адаптации у учащихся:
— обучения; , овладение , умениями и по предметам, к труду:
— в структуре отношений: , эмоциональное , общительность;
— активность: в общественно- деятельности, , инициативность [17, c. 76].
Э.М. и С.М. Тромбах в качестве адаптации: учебной , усвоение норм , успешность контактов, благополучие [1, c. 43].
В процесса учителем приобретает эмоциональных . Это с тем, новые изменяют эмоциональной , вызывая , стрессовую организма, до пограничных -психических .
1.2. Особенности первоклассников к обучению
класс – один наиболее критический в жизни . Поступление в для из – эмоционально- ситуация: привычный , возрастает нагрузка. того, пройдет на году , во зависит и успеваемость в годы.
поступлении в на влияет факторов: коллектив, педагога, режима, длительное двигательной , появление , не привлекательных . Организм к этим , мобилизуя этого адаптивных .
Школа с же ставит ребенком задач. необходимо овладевать деятельностью, школьные поведения, к классному , приспособиться к условиям труда и . Выполнение их задач непосредственно с опытом .
Отчетливые в период ребенка в проявляются в . Положительный приспособления к сказывается в относительного поведения новой и обеспечивается готовностью к стоящих ребенком [29, с. 156].
С поступлением в школу влиянием начинается всех познавательных , приобретения качеств, взрослым . Это с тем, дети в новые них деятельности и межличностных , требующие них новых качеств. характеристиками познавательных ребенка стать произвольность, и устойчивость.