Файл: Адаптация к школьному обучению первоклассников как психолого-педагогическая проблема (Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

доказано, обычные в младших школы способны, только правильно , усваивают и сложный , чем , который по программе . Однако того, умело имеющиеся у резервы, решить важную : как быстрее детей к в школе и , научить учиться, тратя физических , быть , усидчивыми.

обучения в школе – и ответственный в его . Психологи , что 6–7 лет психологический , связанный с адаптации к .

Каковы возникновения психологической ребенка к ? Во-, меняется позиция : из он в ученика. У появляются и сложные : делать , приходить в школу, внимательным уроках, и т. п.

По , впервые в жизни становится общества своими и социально- долгом. выступает общества: задает и нормы, ребенка в , как следует вести, и как . Во-, у ребенка смена деятельности. начала в школе заняты игрой [31, с. 179].

С в школу начинают учебной . Основное различие и учебной состоит в , игровая является , а учебная построена основе усилий .

Следует так и то, собственно ребенка игровой к учебной не его , не для путем, а бы «» ему . В-третьих, фактором адаптации к школе его окружение. отношения к ребенку успешность дальнейшего в школе.

адаптации к школе еще и того, прочно смог свою в классе сверстников. и инициативный становится , начинает учиться, и податливый превращается в или , учится или . В-четвертых, из проблем проблема двигательной инициативного и, наоборот, вялых и детей.

-психологическая представляет процесс приспособления, в от адаптации, происходит бы . Отношения средой, к надо , особенные. не среда на , но и сам социально- ситуацию. адаптировать не ребенка к , к своему в школе, к , но и педагогам к для воспитанникам. часть испытывает , прежде в налаживании с учителем и , что сопровождается уровнем школьной . В выражении лиц эмоциональный : печаль, , напряженность для [11, с. 23].

Отсутствие у определенной школьников с поведенческими – низкое школьных поведения. уроках дети , часто слушают учителя, на занятия и , если они на , то его . На происходит напряжения: бегают, , мешают ребятам. это приводит к изоляции, чаще в проявляются гнева, по к одноклассникам.

процесс определенные развития и фазно. выделяют кратковременного резистентности ( первые или воздействия) и снижения, чего состояние приспособления. В виде схема адаптивные при на самых факторов среды – , гипоксии и т. д.

адаптации к школе же разделить несколько , каждый которых свои и характеризуется степенью функциональных организма.

этап – , когда в на комплекс воздействий, с началом общения, бурной и значительным практически системы . Эта « буря» достаточно (2–3 недели) [20, с. 166].


этап – приспособление, организм и находит -то (или к оптимальным) реакций эти . На этапе, о какой ресурсов говорить приходится: тратит , что , а иногда и « берет». втором эта снижается, начинает .

Третий – период устойчивого , когда находит подходящие реагирования нагрузку, меньшего всех . Какую работу выполнял , будь умственная по новых , статическая , которую организм вынужденной «» позе, психологическая общения в и разнородном , организм, , каждая его , должен своим , своей . Поэтому больше будет каждая , тем ресурсов организм. А знаем, возможности организма не , а длительное и связанное с утомление и могут организму здоровья.

всех фаз – приблизительно 5–6 , а наиболее является месяц.

же первые обучения? всего, низким и неустойчивостью , очень уровнем сердечно- системы, а же показателем (взаимодействия) систем между . По и напряженности , происходящих в ребенка в учебных в первые обучения, нагрузку сравнить с на , хорошо организм нагрузок.

на 5-6 обучения нарастают и более показатели , снижается основных систем , т. е. наступает устойчивое ко комплексу , связанных с . Однако некоторым эта относительно приспособления до 9 . И хотя , что острой адаптации к учебной заканчивается 5-6 неделе , весь год считать неустойчивой и регуляции систем [20, с. 179].

Среди задач, школа перед , в первую выделяется усвоения определенной знаний. условие этого – достаточный интеллектуального ребенка. его возможностей и информации большие , что адаптацию и общее развитие.

мотива, выполнять школьные , роль , познавательные обеспечивают успешное к новым школьного . Недоразвитие -потребностной препятствует овладению системой .

Степень развития в той иной регулировать поведение в условиях, нужно инициативные усилия, не от задачи. не состояния , и процесс проходит в том , когда развития -волевых достаточно , что и возможность перестраивать и деятельность, предъявляемым . Учебная носит характер, при в школу должен определенными общения с детьми, которым сможет приобщиться к сверстников. В дружески немаловажную играет . Он как наставник, выполнения правил и пресекающий отклонения них.

адаптации гармоничное личности. школьники достаточно уровнем интеллектуальных , стойкой к учебной . Большинство них устойчивый личности, такие , как , стабильность и самоконтроль. этих свойств всего благоприятными социальными и условиями [31, с. 92]. Комплекс особенностей, которых являются эмоциональная , неуверенность в , социальная , низкий , приводит к адаптации. У этой отмечаются динамики деятельности. недостатки в интеллекта в степени приспособление к . Однако ребенка большим компенсаторных : школьная , чувства могут в степени отсутствие , а высокий – недостатки в сфере. более психическое ребенка, сложнее его к новым условиям.


трудности дети, у наряду с дефектами недоразвитие -потребностной . В их преобладают инфантилизма, проявляются в формах: в моторной и в виде тормозимости. ситуация, с несостоятельностью с инфантильным личности в массовой , определяет уход в , что своеобразной компенсации. поведение к нарушению . Школьная неблагоприятно на здоровья детей и к возникновению и неврозоподобных .

1.3.Факторы адаптации к школьному

При различных адаптации авторы внимание ее . Необходимо , что в исследованиях смешение ­тий «факторы» и «» адаптации. ситуация ­на тем, адаптация рассматриваться процесс ( явления времени) и результат ( этого ). В слу­чае, адаптация как , речь идти о факторах, о условий обстоятельств, опре­деляют . Если результаты процесса, говорят о и показателях, есть о проверки ­тивности протекания .
Под адаптации в науке причины, силы процесса, ­щие его . Наиболее деление на и субъективные ( к среде и адаптанта). правило, факторы иссле­дователями в внешних психической [38, с. 18].

Факторы к обучению в

Субъективные 

- эмоциональное ;

- продуктивность и ;

- активность;

- личности в ;

- экологические

- удовлетворенность ;

- возрастные и ;

- программа ;

- личность ;

- семья и .

По исследований Я.Л. и Е.А. Панько роль в к школе следующие :

— благоприятная микросреда, которой отсутствие ситуаций;

— методы в семье;

— общение с , заинтересованность в ребенка к ;

— тесный родителей с ;

— выполнение требований режима [17, c.134].

выделить уровней первоклассников к , причем уровню определенная детей,   приблизительно  показатели   всем . Я.Л. Коломинский и Е.А. , опираясь исследования Г.М. , определяют адаптации образом:

уровень.

положительно к школе, требования адекватно; материал легко, и полно программным , решает задачи, , внимательно объяснения , выполняет без контроля, большой к самостоятельной работе, ко урокам, поручения охотно и ; занимает в благоприятное положение.

уровень.

положительно к школе, не отрицательных , понимает материал, учитель его и наглядно, основное учебных , самостоятельно типовые , сосредоточен и при заданий, , указаний , но его , бывает только , когда чем- для интересным, к урокам и почти домашние , общественные выполняет , дружит многими [17, с. 138].

Низкий .

Первоклассник или относится к , нередки на , доминирует настроение, нарушения ; объясняемый материал фрагментарно, работа с затруднена, выполнении учебных не интереса, к готовится ; ему постоянный , систематические и побуждения стороны и родителей; работоспособность и при паузах отдыха, понимания и решения по требует учебном учителя и ; общественные выполняет контролем, особого , пассивен; друзей имеет, по и фамилиям часть .
По уровней к обучению проследить, приспособленность у протекает -разному и по и устойчивости [17, с. 137].


успешной младших к учебно-­тельному процессу создать условий только в год в школе, а протяжении времени в начальной :

— проводить диагностику и личностного младших ;

— на ее осуществлять профилак­тическую и работу с ;

— использовать диагностики с целью помощи по выявленных ;

— установить стиль с воспитанниками использование оценочных ;

— осуществлять , групповую  с детьми;

— принцип и последовательности в и организации детей школьного ;

— учителю выступать психолого- знаний родителей;

— поиск возможностей посредством воспитательных семьи и .

Глава 2. адаптации к школьному

2.1. Этапы, и методики

Исследование  теме работы в МОУ № 7 г. Жуковский. можно на 3 .

Первый опытно- работы – . На этапе выбрана и класс с 14 , для эксперимента. был подбор и методик, можно для исследования. методы и были , мы необходимый , который для работы с .

Второй исследования – .

Он в себя основной работы. с учащимися провели по методикам с определить адаптации на этапе .

Далее разработана по первоклассников к в школе и в трех с испытуемыми психолого- работа. завершении по программе проведено тестирование по же с целью уровень испытуемых к обучению формирующем исследования.

этап – . На этапе , полученные в проведенного , данные подвергнуты обработке. чего сделаны по работе и методические по адаптации к обучению в .

В данном были следующие : тестирование, , психологический и метод обработки .

Метод помог уровень у первоклассников к . Тест - задание, выполнения позволяет психологические испытуемого. образом, тестового является , диагностика психологических человека, а результатом - показатель, с ранее соответствующими и стандартами.

определенных и тестов в наиболее проявляет теоретические исследователя и исследования. используется в средств наличного развития особенностей.

позволил сделать по проведенного .

Психологический предполагает активного исследователя в испытуемого с создания , отчетливо психологический .

Метод обработки позволяет правильность в начале гипотезы, опровергнуть . Качественные изучаемых будут и глубже, накопленный ма­териал количественной . При ­вании проблем и педагогики методы статистики. С помощью различные : обработка ­ческого материала, новых, данных, научной исследования и .


Для исследовательской были следующие :

1. Методика учения.

2. «Графический » Д.Б. Эльконина.

3. «Лабиринт»».

сказать, ни из тестов в не полного и представления уровне подростков. тесты проводить в , используя определенного в целях ­пенсации другого. в комплексе специалисту более- точную .
1. Методика « учения».

изменениям параметра судить уровне адаптации ­бенка, степени учебной и об ­ренности ребенка .

Разработаны способы школьной ­ции учащихся классов. один них, наш , наиболее .

Детям сделать на «Что нравится в ». Несоответствие теме на:

а) незрелость , отсутствие у школь­ной и преобладание , чаще игровых ­вов. (В этом дети машины, , военные ­ствия, узоры и );

б) детский . Такое свойственно с завышенным притязаний и приспособления к требованиям. ( упорно рисо­вать школьную и рисует , что лучше умеет и рисовать);

в) и неверное задачи. всего
свойственно с задержкой развития. ( ничего рисуют копируют у детей , не ­щие отношения к теме.) ситуации 0 баллов.

соответствии заданной учитывается сюжет:

а) ситуации о высокой мо­тивации, активности и у школьника ­тельных мотивов (30 ) – высокий мотивации ;

б) ситуации учебного с внешними ат­рибутами детям с отношением к ­ле по мотивации (20 ) – средний мотивации ;

в) игровые в школе детям с ­тельным отношением к , но игровой ­вации (10 баллов) – уровень учения.

2. «Графический » Д.Б. Эльконина.

методика для уровня произвольной ребенка, а изучения в области и моторной пространства.

состоит 4 диктантов, из – тренировочный

самостоятельное каждого дается -две . Общее проведения обычно около 15 .

Анализ .

Безошибочное узора - 4 .

За 1-2 ставят 3 .

За число - 2 балла.

ошибок , чем воспроизведенных , то 1 балл.

правильно участков , то 0 баллов.

образом три (один ). На полученных возможны уровни :

10-12 баллов - ;

6-9 баллов - ;

3-5 баллов - ;

0-2 балла - низкий.

3. «Лабиринт».

представляет изображения с разветвленными и домиками их , а также «», условно путь к из , помещенных полянкой. две тетради вводным . Решение из проверяется .

Инструкция к .

Детям две задачи, по задачи.

дается того, дети первый тетради с задачей. « вами , на нарисованы и домики в каждой них. правильно один и зачеркнуть . Чтобы этот , надо на . (Экспериментатор на часть , где помещено.) В нарисовано, идти от мимо , а потом грибка, найдете домик, а я , не ли ».

Проверяющий , как задачу ребенок, и, нужно, и исправляет .

Переходя второй задаче, предлагает перевернуть и говорит: « тоже домика, и надо нужный . Но тут : в нем , как и куда . Нужно идти травки , а потом в сторону». , при словах «» детей чертежу в «». Решение снова , ошибки и исправляются.