Файл: Адаптация к школьному обучению первоклассников как психолого-педагогическая проблема (Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
доказано, обычные в младших школы способны, только правильно , усваивают и сложный , чем , который по программе . Однако того, умело имеющиеся у резервы, решить важную : как быстрее детей к в школе и , научить учиться, тратя физических , быть , усидчивыми.
обучения в школе – и ответственный в его . Психологи , что 6–7 лет психологический , связанный с адаптации к .
Каковы возникновения психологической ребенка к ? Во-, меняется позиция : из он в ученика. У появляются и сложные : делать , приходить в школу, внимательным уроках, и т. п.
По , впервые в жизни становится общества своими и социально- долгом. выступает общества: задает и нормы, ребенка в , как следует вести, и как . Во-, у ребенка смена деятельности. начала в школе заняты игрой [31, с. 179].
С в школу начинают учебной . Основное различие и учебной состоит в , игровая является , а учебная построена основе усилий .
Следует так и то, собственно ребенка игровой к учебной не его , не для путем, а бы «» ему . В-третьих, фактором адаптации к школе его окружение. отношения к ребенку успешность дальнейшего в школе.
адаптации к школе еще и того, прочно смог свою в классе сверстников. и инициативный становится , начинает учиться, и податливый превращается в или , учится или . В-четвертых, из проблем проблема двигательной инициативного и, наоборот, вялых и детей.
-психологическая представляет процесс приспособления, в от адаптации, происходит бы . Отношения средой, к надо , особенные. не среда на , но и сам социально- ситуацию. адаптировать не ребенка к , к своему в школе, к , но и педагогам к для воспитанникам. часть испытывает , прежде в налаживании с учителем и , что сопровождается уровнем школьной . В выражении лиц эмоциональный : печаль, , напряженность для [11, с. 23].
Отсутствие у определенной школьников с поведенческими – низкое школьных поведения. уроках дети , часто слушают учителя, на занятия и , если они на , то его . На происходит напряжения: бегают, , мешают ребятам. это приводит к изоляции, чаще в проявляются гнева, по к одноклассникам.
процесс определенные развития и фазно. выделяют кратковременного резистентности ( первые или воздействия) и снижения, чего состояние приспособления. В виде схема адаптивные при на самых факторов среды – , гипоксии и т. д.
адаптации к школе же разделить несколько , каждый которых свои и характеризуется степенью функциональных организма.
этап – , когда в на комплекс воздействий, с началом общения, бурной и значительным практически системы . Эта « буря» достаточно (2–3 недели) [20, с. 166].
этап – приспособление, организм и находит -то (или к оптимальным) реакций эти . На этапе, о какой ресурсов говорить приходится: тратит , что , а иногда и « берет». втором эта снижается, начинает .
Третий – период устойчивого , когда находит подходящие реагирования нагрузку, меньшего всех . Какую работу выполнял , будь умственная по новых , статическая , которую организм вынужденной «» позе, психологическая общения в и разнородном , организм, , каждая его , должен своим , своей . Поэтому больше будет каждая , тем ресурсов организм. А знаем, возможности организма не , а длительное и связанное с утомление и могут организму здоровья.
всех фаз – приблизительно 5–6 , а наиболее является месяц.
же первые обучения? всего, низким и неустойчивостью , очень уровнем сердечно- системы, а же показателем (взаимодействия) систем между . По и напряженности , происходящих в ребенка в учебных в первые обучения, нагрузку сравнить с на , хорошо организм нагрузок.
на 5-6 обучения нарастают и более показатели , снижается основных систем , т. е. наступает устойчивое ко комплексу , связанных с . Однако некоторым эта относительно приспособления до 9 . И хотя , что острой адаптации к учебной заканчивается 5-6 неделе , весь год считать неустойчивой и регуляции систем [20, с. 179].
Среди задач, школа перед , в первую выделяется усвоения определенной знаний. условие этого – достаточный интеллектуального ребенка. его возможностей и информации большие , что адаптацию и общее развитие.
мотива, выполнять школьные , роль , познавательные обеспечивают успешное к новым школьного . Недоразвитие -потребностной препятствует овладению системой .
Степень развития в той иной регулировать поведение в условиях, нужно инициативные усилия, не от задачи. не состояния , и процесс проходит в том , когда развития -волевых достаточно , что и возможность перестраивать и деятельность, предъявляемым . Учебная носит характер, при в школу должен определенными общения с детьми, которым сможет приобщиться к сверстников. В дружески немаловажную играет . Он как наставник, выполнения правил и пресекающий отклонения них.
адаптации гармоничное личности. школьники достаточно уровнем интеллектуальных , стойкой к учебной . Большинство них устойчивый личности, такие , как , стабильность и самоконтроль. этих свойств всего благоприятными социальными и условиями [31, с. 92]. Комплекс особенностей, которых являются эмоциональная , неуверенность в , социальная , низкий , приводит к адаптации. У этой отмечаются динамики деятельности. недостатки в интеллекта в степени приспособление к . Однако ребенка большим компенсаторных : школьная , чувства могут в степени отсутствие , а высокий – недостатки в сфере. более психическое ребенка, сложнее его к новым условиям.
трудности дети, у наряду с дефектами недоразвитие -потребностной . В их преобладают инфантилизма, проявляются в формах: в моторной и в виде тормозимости. ситуация, с несостоятельностью с инфантильным личности в массовой , определяет уход в , что своеобразной компенсации. поведение к нарушению . Школьная неблагоприятно на здоровья детей и к возникновению и неврозоподобных .
1.3.Факторы адаптации к школьному
При различных адаптации авторы внимание ее . Необходимо , что в исследованиях смешение тий «факторы» и «» адаптации. ситуация на тем, адаптация рассматриваться процесс ( явления времени) и результат ( этого ). В случае, адаптация как , речь идти о факторах, о условий обстоятельств, определяют . Если результаты процесса, говорят о и показателях, есть о проверки тивности протекания .
Под адаптации в науке причины, силы процесса, щие его . Наиболее деление на и субъективные ( к среде и адаптанта). правило, факторы исследователями в внешних психической [38, с. 18].
Факторы к обучению в
Субъективные
- эмоциональное ;
- продуктивность и ;
- активность;
- личности в ;
- экологические
- удовлетворенность ;
- возрастные и ;
- программа ;
- личность ;
- семья и .
По исследований Я.Л. и Е.А. Панько роль в к школе следующие :
— благоприятная микросреда, которой отсутствие ситуаций;
— методы в семье;
— общение с , заинтересованность в ребенка к ;
— тесный родителей с ;
— выполнение требований режима [17, c.134].
выделить уровней первоклассников к , причем уровню определенная детей, приблизительно показатели всем . Я.Л. Коломинский и Е.А. , опираясь исследования Г.М. , определяют адаптации образом:
уровень.
положительно к школе, требования адекватно; материал легко, и полно программным , решает задачи, , внимательно объяснения , выполняет без контроля, большой к самостоятельной работе, ко урокам, поручения охотно и ; занимает в благоприятное положение.
уровень.
положительно к школе, не отрицательных , понимает материал, учитель его и наглядно, основное учебных , самостоятельно типовые , сосредоточен и при заданий, , указаний , но его , бывает только , когда чем- для интересным, к урокам и почти домашние , общественные выполняет , дружит многими [17, с. 138].
Низкий .
Первоклассник или относится к , нередки на , доминирует настроение, нарушения ; объясняемый материал фрагментарно, работа с затруднена, выполнении учебных не интереса, к готовится ; ему постоянный , систематические и побуждения стороны и родителей; работоспособность и при паузах отдыха, понимания и решения по требует учебном учителя и ; общественные выполняет контролем, особого , пассивен; друзей имеет, по и фамилиям часть .
По уровней к обучению проследить, приспособленность у протекает -разному и по и устойчивости [17, с. 137].
успешной младших к учебно-тельному процессу создать условий только в год в школе, а протяжении времени в начальной :
— проводить диагностику и личностного младших ;
— на ее осуществлять профилактическую и работу с ;
— использовать диагностики с целью помощи по выявленных ;
— установить стиль с воспитанниками использование оценочных ;
— осуществлять , групповую с детьми;
— принцип и последовательности в и организации детей школьного ;
— учителю выступать психолого- знаний родителей;
— поиск возможностей посредством воспитательных семьи и .
Глава 2. адаптации к школьному
2.1. Этапы, и методики
Исследование теме работы в МОУ № 7 г. Жуковский. можно на 3 .
Первый опытно- работы – . На этапе выбрана и класс с 14 , для эксперимента. был подбор и методик, можно для исследования. методы и были , мы необходимый , который для работы с .
Второй исследования – .
Он в себя основной работы. с учащимися провели по методикам с определить адаптации на этапе .
Далее разработана по первоклассников к в школе и в трех с испытуемыми психолого- работа. завершении по программе проведено тестирование по же с целью уровень испытуемых к обучению формирующем исследования.
этап – . На этапе , полученные в проведенного , данные подвергнуты обработке. чего сделаны по работе и методические по адаптации к обучению в .
В данном были следующие : тестирование, , психологический и метод обработки .
Метод помог уровень у первоклассников к . Тест - задание, выполнения позволяет психологические испытуемого. образом, тестового является , диагностика психологических человека, а результатом - показатель, с ранее соответствующими и стандартами.
определенных и тестов в наиболее проявляет теоретические исследователя и исследования. используется в средств наличного развития особенностей.
позволил сделать по проведенного .
Психологический предполагает активного исследователя в испытуемого с создания , отчетливо психологический .
Метод обработки позволяет правильность в начале гипотезы, опровергнуть . Качественные изучаемых будут и глубже, накопленный материал количественной . При вании проблем и педагогики методы статистики. С помощью различные : обработка ческого материала, новых, данных, научной исследования и .
Для исследовательской были следующие :
1. Методика учения.
2. «Графический » Д.Б. Эльконина.
3. «Лабиринт»».
сказать, ни из тестов в не полного и представления уровне подростков. тесты проводить в , используя определенного в целях пенсации другого. в комплексе специалисту более- точную .
1. Методика « учения».
изменениям параметра судить уровне адаптации бенка, степени учебной и об ренности ребенка .
Разработаны способы школьной ции учащихся классов. один них, наш , наиболее .
Детям сделать на «Что нравится в ». Несоответствие теме на:
а) незрелость , отсутствие у школьной и преобладание , чаще игровых вов. (В этом дети машины, , военные ствия, узоры и );
б) детский . Такое свойственно с завышенным притязаний и приспособления к требованиям. ( упорно рисовать школьную и рисует , что лучше умеет и рисовать);
в) и неверное задачи. всего
свойственно с задержкой развития. ( ничего рисуют копируют у детей , не щие отношения к теме.) ситуации 0 баллов.
соответствии заданной учитывается сюжет:
а) ситуации о высокой мотивации, активности и у школьника тельных мотивов (30 ) – высокий мотивации ;
б) ситуации учебного с внешними атрибутами детям с отношением к ле по мотивации (20 ) – средний мотивации ;
в) игровые в школе детям с тельным отношением к , но игровой вации (10 баллов) – уровень учения.
2. «Графический » Д.Б. Эльконина.
методика для уровня произвольной ребенка, а изучения в области и моторной пространства.
состоит 4 диктантов, из – тренировочный
самостоятельное каждого дается -две . Общее проведения обычно около 15 .
Анализ .
Безошибочное узора - 4 .
За 1-2 ставят 3 .
За число - 2 балла.
ошибок , чем воспроизведенных , то 1 балл.
правильно участков , то 0 баллов.
образом три (один ). На полученных возможны уровни :
10-12 баллов - ;
6-9 баллов - ;
3-5 баллов - ;
0-2 балла - низкий.
3. «Лабиринт».
представляет изображения с разветвленными и домиками их , а также «», условно путь к из , помещенных полянкой. две тетради вводным . Решение из проверяется .
Инструкция к .
Детям две задачи, по задачи.
дается того, дети первый тетради с задачей. « вами , на нарисованы и домики в каждой них. правильно один и зачеркнуть . Чтобы этот , надо на . (Экспериментатор на часть , где помещено.) В нарисовано, идти от мимо , а потом грибка, найдете домик, а я , не ли ».
Проверяющий , как задачу ребенок, и, нужно, и исправляет .
Переходя второй задаче, предлагает перевернуть и говорит: « тоже домика, и надо нужный . Но тут : в нем , как и куда . Нужно идти травки , а потом в сторону». , при словах «» детей чертежу в «». Решение снова , ошибки и исправляются.