Файл: Игра как метод воспитания (Игровые технологии в дошкольном периоде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Дидактические игры существуют уже много веков. Их первым создателем были люди, которые заметили особенность маленьких детей – их способность к обучению в игре. На протяжении всей истории человечества у каждой нации были свои игры. Были созданы уникальные дидактические игрушки, которые стали частью их культуры. Содержание дидактических игр и игрушек отражало особенности национального характера, истории, труда и быта людей. Популярные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь между воздействием на образование и обучение с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка.

Игра занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Игра дает полезное упражнение для ума ребенка. Задача игры - это своего рода гимнастика для ребенка, которая мобилизует и тренирует его умственные способности. Чтобы выполнить задачу, ребенок должен внимательно следить за жизнью, помнить то, что видит, сравнивать явления, отражать, выделять правильные стороны, объединять, синтезировать. С помощью игры дети развивают находчивость, быстрый интеллект, умственную активность, быструю реакцию, независимость, привычку к более глубокому и разнообразному пониманию мира.

Игры полны познавательного значения. Каждая тематическая группа игр содержит широкий спектр информации о мире. Это позволяет использовать игры для развития наблюдения за детьми и закрепления знаний.

Объектом исследования в курсовой работе является использование игр в учебном процессе.

Предметом исследования является содержание работы педагога по воспитанию учащихся с помощью игры.

Цель курсовой работы – исследовать особенности игровых технологий.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

- рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры; - ознакомится с видами игр, их роли в учебно-воспитательной практике; - изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания; -рассмотреть воспитательный потенциал игры; - проанализировать взаимосвязь развития личности и игрового поведения.

Объект исследования - процесс воспитания. Предмет - игра в воспитательном процессе.

Самые большие возможности для дидактической игры - это внеклассные мероприятия, в которых дети могут выбирать игры и занятия в соответствии со своими интересами. Основная задача, которая решается одновременно, - предоставление детям возможности для совместных переживаний и создание радостного настроения.


В последние годы было собрано много экспериментальных и теоретических материалов по организации жизни и деятельности детей в условиях, когда использование игровых приёмов в классе и игра, как форма организации жизни детей, имеет первостепенное значение. Научный вклад в развитие игровой техники внесли немецкий ученый К. Гросс, Ю.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Януш Корчак, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. В работе использовались методы научного и образовательного исследования, такие как цитирование, тезисы, ведение заметок, постановка вопросов и наблюдение.

Практическая значимость работы определяется наличием представленных игр, которые можно использовать в начальной школе.

1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1 Игровая деятельность в обучении и воспитании

Игра является одним из основных видов человеческой деятельности наряду с работой и учебой. По определению, игра - это деятельность в ситуациях направленых на реконструкцию и усвоение социального опыта, в котором формируется и совершенствуется поведение самоуправления.

Игровая деятельность в человеческой практике выполняет следующие функции:

- развлекательная (это основная функция игры - приносить радость, вдохновлять, вызывать интерес); -коммуникативная: развитие диалектики общения; - самореализация в игре как тренировочная площадка для практики человека; - игро-терапевтическая: преодоление трудностей в различных жизненных ситуациях; - диагностика: выявление отклонений поведения, самопознание во время игры; - коррекция: внесение положительных изменений в структуру личных показателей; - межнациональное общение: ассимиляция одинаковая для всех людей социокультурных ценностей; - социализация: включение в систему связей с общественностью, доминирование нормы человеческого общества. Большинство игр присущи четыре основные характеристики (по мнению С.А. Шмакова): — свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

— творческий, в значительной мере импровизационный, очень


активный характер этой деятельности («поле творчества»);

- эмоциональное возбуждение, соперничество, соревнование, соревнование, привлечение и т. д. (чувственный характер игры, «эмоциональный стресс»); - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическая и временная последовательность его развития.

Структура игры, как деятельности, органически включает в себя постановку целей, планирование, реализацию целей и анализ результатов, в которых личность полностью осознает себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами конкуренции, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

Структура игры как процесса включает в себя:

а) роли, выполняемые игроками;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое использование объектов, то есть подмена реальных вещей вымышленными;

г) реальные отношения между игроками;

д) сюжет (контент) - область реальности, условно воспроизведенная в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. Это явление, которое, будучи развлечением, расслаблением, способно трансформироваться в обучение, в творчество, в такую ​​модель, как человеческие отношения и проявления на работе, образование.

Игра как метод обучения и воспитания, передача опыта старшего поколения более молодым людям, использовалась с древних времен. Широкий спектр применений игра находит в народном образовании, дошкольном и внеклассные занятия.

В современной школе делается ставка на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- как самостоятельные технологии для овладения концепцией, темой и даже разделом темы;

- как элементы (иногда весьма значимые) более широкой технологии;

- как технология урока или его фрагмент (введение, объяснение, исправление, упражнение, контроль);

- как технология внеклассных занятий (игры типа «Зарница»).

Понятие «образовательные игровые технологии» включает в себя достаточно широкий набор методов и приемов для организации учебного процесса в виде различных образовательных игр. В отличие от игр, в общем, образовательная игра имеет одну существенную характеристику - четко определенную учебную цель и соответствующие образовательные результаты, которые могут быть обоснованы, четко выражены и характеризуются учебно-познавательной направленностью.


Форма игрового занятия создается во время урока с использованием методов и ситуаций игры, которые действуют как мотивация, поощряя ребенка учиться. Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по следующим основным направлениям: цель обучения ставится перед учениками в форме игрового задания; учебные занятия подчиняются правилам игры; в качестве средства используется учебный материал, в процесс вводится элемент образовательной деятельности, который переводит дидактическое задание в игру; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

1.2 Игровые технологии в дошкольном периоде

Ребенок вступает во владение ролевыми играми в течение третьего года жизни, начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны явлений, обнаруживает наличие переживаний и начинает их исследовать.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему передать свойства вещей, в чувствах есть ориентация, и дети формируют способность их культурного выражения, что позволяет им быть включенным в коллективную деятельность и общение.

В результате развития игр в дошкольный период возникает готовность к социально оцениваемой образовательной деятельности.

Программа мероприятий, связанных с играми (Никитин Б.П.), состоит из набора развивающих игр, которые при всем их разнообразии имеют общее представление и характерные особенности.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает, используя кубики, квадраты из картона или пластика, детали от механического конструктора и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубиками, узорами, рамками и вставками Монтессори, планы и карты, квадраты, наборы догадок, разнообразные таблицы.

Дети играют с шариками, веревками, резинками, галькой, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. Развивающие образовательные игры лежат в основе создания технических и рабочих игр и напрямую связаны с интеллектом.

Задания даются ребенку несколькими способами: в виде модели, плоского изометрического рисунка, схемы, письменных или устных инструкций и т. д. при помощи которых они представляют различные способы передачи информации. Задачи имеют очень широкий спектр трудностей: от доступного для двух-трехлетнего ребенка до сложных для среднего взрослого. Поэтому игры могут вызвать интерес в течение многих лет (до совершеннолетия). Постепенное увеличение сложности заданий в играх позволяет ребенку самостоятельно двигаться вперед и совершенствоваться, т.е. развивать свои творческие способности в отличие от обучения, где все объясняется и где в основном у ребенка формируются только характеристики производительности.


Методический совет Б.П. Никитиной.

• Не навязываеть ребенку никакой конкретной программы обучение.

Он погружается в мир игры, в котором может свободно выбирать виды деятельности.

• Новая игра не объясняется ребенку, он вовлекается в неё подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

• Освоение новой игры обычно требует активного участия взрослых. В дальнейшем ребенок может играть самостоятельно.

• Задания, которые назначаются ребенку, постепенно усложняется.

• Ребенка не следует подсказывать. Дайте ему возможность думать самостоятельно.

• Если ребенок не может выполнить задание, вы должны вернуться к простым, уже выполненным заданиям или временно прекратить эту игру.

• Если ребенок достиг вершины своих возможностей или потерял интерес к игре, нужно отложить ее на некоторое время.

Решение проблемы не представляется ребенку в абстрактной форме ответ на математическую задачу, но в форме изображения, рисунка или структуры из кубов, кирпичей, строительных деталей, то есть в форме видимых и материальные вещи. Это позволяет четко сравнить «задачу» с «решением» и проверить правильность результата.

Главная особенность в разработке игр – это возможность совместить один из основных принципов обучения от простого к сложному, с очень важным принципом творческой деятельности, когда ребенок может достичь «вершины» своих способностей. Это позволило нам решить несколько проблем, связанных с развитием творческих навыков:

- развивающие игры могут обеспечить «пищу» для развития творческого

навыка с раннего возраста;

- их шаговые задачи всегда сначала создают условия развитие навыков;

- каждый раз достигая своего «потолка», ребенок развивается более успешно;

- развивающие игры могут сильно отличаться друг от друга и, более того, как и все игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

1.3 Место игры в жизни младшего школьника

Прием в школу детей в возрасте от 6 до 7 лет никоим образом не снижает их потребности в играх. Роль ролевых игр в жизни младшего школьника уменьшается, но не исчезает. Как мы уже говорили, в возрасте начальной школы значительное место занимают несколько игр с правилами - интеллектуальными и мобильными, в которых продолжают развиваться важнейшие качества и навыки: речь, произвол и внутренний план действий.