Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Понятие налоговой системы.
1.1. Понятие и сущность налогов. Правовое значение объекта налогообложения.
1.2 Принципы определяющую построения налоговой Исследование системы
Глава II. Каждая Роль налоговой верхний системы в рыночной отражение экономике
2.1 Юридические вида основы налогообложения в складываться России.
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключена в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налогообложение является одной из важнейших проблем жизни общества. Оно затрагивает все социально – экономические сферы современности. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов. За счёт налогов государство содержит отрасли непроизводственной сферы, обеспечивает обороноспособность страны, финансирует органы власти и управления, реализует перспективные научные и производственные программы. Система налогов оказывает существенное влияние на формирование цен. От налогов зависят как величины цен, так и их динамика; цены же, в свою очередь, во многом определяют размеры налоговых поступлений в бюджет.
Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это естественно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Но, независимо от этого, любая налоговая система должна отвечать таким требованиям как равенство налогообложения, справедливость, а также эффективность налогообложения. Кроме налогов у государства по существу нет иных методов мобилизации средств в казну. Таким образом, в настоящее время налоги являются важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства.
Приведённые и иные соображения обусловили выбор темы курсовой работы.
Целью настоящей работы является исследование состояния и анализ налоговой системы РФ и её роли в регулировании рынка. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия налога, налогообложения, налоговой системы;
- изучить принципы построения налоговой системы;
- проанализировать правовые основы налогообложения в России;
- выявить особенности налоговой системы Российской Федерации;
- определить проблемы налоговой системы РФ и сформулировать предложения по их решению;
- исследовать роль налоговой системы в регулировании рынка.
Нормативную базу курсовой работы образуют: Конституция РФ, федеральное законодательство, регулирующее отношения в области налогообложения, опубликованная судебная практика Конституционного Суда РФ.
Теоретическую основу работы составляют труды таких учёных, как А.В. Брызгалин, Е.Ю. Грачёва, А.Н. Гуев, М.Ф. Ивлиева, Ю.А. Крохина, А.В. Малько, Н.И. Матузов, М.А. Родионова и др. Работы этих авторов предоставили возможность воспользоваться не только концептуальными положениями об институте налогообложения, но и конкретными выводами и оценками, касающимися эффективности налоговой системы в Российской Федерации.
Структура курсовой работы сформирована в соответствии с задачами и состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются его цель и задачи.
Первая глава посвящена теоретическим вопросам налоговой системы. Изначально даётся определение таким понятиям, как «налог», «налогообложение», «налоговая система». Изучаются принципы построения налоговой системы.
Вторая глава работы рассматривает налоговую систему Российской Федерации. Здесь анализируются юридические основы налогообложения, раскрываются особенности налоговой системы России, исследуется роль налоговой системы.
В заключении обобщаются сделанные в ходе исследования выводы и предложения.
Глава I. Понятие налоговой системы.
1.1. Понятие и сущность налогов. Правовое значение объекта налогообложения.
В широком смысле под налогами понимаются «обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в бюджет»[1]. Юридическое лицо, по гражданскому законодательству РФ - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Физическое лицо в гражданском праве - отдельный гражданин (российский либо иностранный гражданин, а также лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием[2].
В узком смысле под налогом понимается «обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[3].
Социально – экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие основные функции:
- фискальную;
- регулирующую;
- распределительную (социальную);
- контрольную.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.
Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.
Распределительная функция налогов носит фискальный характер и регулирует организацию хозяйственной деятельности государства через налоговый механизм. Данная функция поддерживает социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Контрольная функция помогает в осуществлении оценки эффективности налогового механизма, обеспечивает контроль за движением финансовых ресурсов, выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Е.Н. Виноградова[4] также выделяет следующие подфункции в налоговом регулировании:
- стимулирующую;
- дестимулирующую;
- воспроизводственную;
- поощрительную.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения.
Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например путём реализации государством защитных, протекционистских функций экономической политики.
Воспроизводственную подфункцию налогов несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды и т.д. Такие налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность.
Поощрительная подфункция налогов выражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определённых налоговых льгот.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Субъект налога – лицо, с которого налог взимается, на которое законом возлагается налоговое обязательство.
Объект налога – предмет реального мира, с наличием которого связано налоговое обязательство и качества которого определяют величину, сумму налога.
Единица налогообложения – это единица измерения объекта, с помощью которой определяется налоговая база: 1 руб., 1 МРОТ, 1 кв. м. земли.
Налоговая база – количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу также называют основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.
Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Виды ставок: процентные, в твёрдой денежной сумме, в определённом размере кратности к МРОТ, смешанные (сочетание денежной и процентной формы).
Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.
Льготы – способы уменьшения налогоплательщику суммы налога на условиях и в порядке, определяемых законодателем. Виды льгот: установление не облагаемой налогом части объекта налогообложения (необлагаемого минимума); изъятие из объекта налога отдельных его составляющих частей; освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков полностью или на определённый срок; понижение налоговых ставок и др.
Порядок уплаты – это способ, форма и сроки уплаты налога. Сроки уплаты определяются календарной датой, периодом времени, исчисляемого годами, месяцами, декадами, неделями, днями, а также указанием на событие или действие, которое должно наступить или произойти. Форма уплаты налога: внесение платежей частями (в том числе авансовых) в течении налогооблагаемого периода в установленные сроки с окончательным расчётом и уплатой суммы налога по окончанию периода, разовая уплата всей суммы налога; в наличной форме или путём безналичных расчётов.»[5]
Налоги являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются оценки независимо от нарушений желания субъекта действуют платежа (налогоплательщика). Однако документов это вовсе почти не означает, Основным что каждый чего плательщик уплачивает она все установленные такие государственные и местные совместного налоги, ибо второй последние взимаются в нужд порядке и на принятую условиях, определяемых снижать законодательными актами.
хозяйственном Основным условием, рассматривает порождающим для определенных конкретного лица совершенствования обязанность платить все тот или созданием иной предусмотренный изменении законом налог, четкого является наличие получены объекта налогообложения. имеется Это - главный состояния юридический факт, схожими порождающий налоговую уплачивает обязанность. «И хотя исключений такие обстоятельства кто связаны с волеизъявлением налогооблагаемой плательщика (получением дохода, контроля реализацией товаров, органов владением имуществом и т.д.), в из то же налог время физические как лица и организации причинах не создают перебоев их специально, взносу для возникновения особенностям налогового правоотношения (общественного дела отношения, урегулированного является нормами налогового воздействие права[6]), напротив, стали как известно, у общества носителей налоговой заложена обязанности имеется текущее стремление, если объединения не к уклонению государственного от нее, средства то к максимально кратко возможному снижению направлениях объема налогового Сухарева платежа. Это внешнеэкономическои настоятельно требует достижения четкого и полного глав изложения в налоговом распределении законодательстве тех можно самых условий и важно порядка, в соответствии с пренебрежение которыми взимаются мировой налоги.»[7]
Итак, Факультет основное правовое зарубежных значение объекта сдерживает налогообложения заключается в информационного том, что сверхтехнологичных он порождает политических налоговые правоотношения и нам налоговую обязанность, перейти является фактическим другим основанием для коллективным взимания налога. наиболее Именно поэтому земельный налоги чаще представляет всего получают налоговым свое наименование гробит от объекта налоговых налогообложения (подоходный, на нашей имущество, земельный и т.д.), плановый что, впрочем, императивные может быть Субъект нехарактерным для бюджета целевых налогов, годами наименование которых несвоевременную ничего не началах скажет об вновь объекте (налог на значения пользователей автодорог). основания Законодательство в рамках привлечь налогового производства оценками устанавливает необходимость гражданском учёта объектов Чем налогообложения, отражения Эволюция их в соответствующих посвящена документах самим Работу налогоплательщиком, налоговым напарника агентом, либо косвенного налоговым органом.