Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммерческое предпринимательство и его виды. Этот вид предпринимательства обусловлен товарообменом, т.е. куплей-продажей товаров. Из определения следует, что организация закупает товар, производит его транспортировку, рекламу, а затем продает его по наиболее выгодной цене (20-30% чистой прибыли). Коммерческая деятельность лежит в основе магазинов, рынков, бирж, выставок, торговых баз и др. К коммерческим организациям относятся: хозяйственные товарищества и общества; унитарные предприятия; производственные кооперативы.

Наиболее распространенным видом коммерческой деятельности выступает работа хозяйственных товариществ и обществ. Такая деятельность характеризуется долевым участием, т.е. у каждого предпринимателя есть своя доля по праву собственности. Однако существует разница между товариществами и обществами. Первые основаны на началах членства и объединения капитала, в то время как вторые - лишь на объединении капиталов. Предприниматели товарищества несут общую ответственность, тогда как члены общества рискуют только своим вкладом.

Некоммерческие предпринимательства. Основные некоммерческие предпринимательства: производственные; финансово-кредитное; посредническое; страховое. Исходя из самого термина, некоммерческое предпринимательство не имеет ничего общего с товарообменом. Некоммерческие организации получают доход путем производства или предложением услуг.

Производственное предпринимательство. Главной задачей производственной деятельности является производство товаров для последующей продажи коммерческим организациям или непосредственно потребителям. Стоит учесть, что производственный бизнес редко относится к видам малого предпринимательства. В последнее время наблюдается высокий рост объемов производства, что в свою очередь приводит к повышению качества товаров сокращению издержек.

Финансово-кредитное предпринимательство. Данное предпринимательство и его виды характеризуется особым средством купли-продажи – ценными бумагами, валютой или национальными деньгами. К ценным бумагам относятся акции, облигации и пр. Смысл финансового дела - купля-продажа, но не товаров, а материальных средств и ценных бумаг. Доход предпринимателя составляет разница между собственно стоимостью того или иного денежного средства (депозит) или ценной бумаги и стоимостью, по которой он продает его потребителю (кредит). Целая система учреждений является основой финансово-кредитного предпринимательства и его видов. К ним относятся: коммерческие банки, валютные биржи, фондовые биржи, финансово-кредитные компании.


Посредническое предпринимательство. В отличие от коммерческого, производственного и финансово-кредитного предпринимательств, посредник-предприниматель не занимается производством, не перепродает товары, валюту или ценные бумаги и не предоставляет кредит. Однако он является сводником двух сторон, заинтересованных в данных операциях. Чаще всего это является одним из видов малого предпринимательства. Он помогает договориться и заключить сделку, ускоряет процесс купли-продажи, осуществления продажи услуг и финансовых средств.

Страховое предпринимательство. В данном случае видом субъекта предпринимательства является риск. Человек, что страхует жизнь, имущество и другое, предоставляет взнос и получает выплату, если наступают обстоятельства, описанные в договоре, который был заключен со страховой компанией. В случае если страховой случай не наступает, финансовый взнос не возмещается страхователю.

Сегодня набирают свою популярность еще два вида малого и среднего предпринимательства: консультативное и венчурное. Обе разновидности связаны с интеллектуальным капиталом. В случае с консультативным предпринимательством покупатель приобретает советы или рекомендации в любой сфере деятельности, тогда как венчурное предпринимательство продает научно-исследовательские разработки для внедрения в практику.

3. Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь и принципиальные различия

3.1 Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь

Менеджер это в первую очередь эффективный управленец.

Так как в предпринимательстве исполнение власти является неформальным, именно этой «не формальностью власти» и обусловлены особенности менеджмента в данной деятельности. Принимаемые решения, впрочем как и сам менеджер, являются лицом предприятия. От него, в малом трудовом коллективе, всегда ожидают высокой готовности к организации деятельности и, часто, непосредственность и открытость к общению.

От выполнения следующих пяти базовых операций в деятельности менеджера зависит результат достижения поставленной цели:


  1. менеджер формулирует цели для коллектива, распределяет задачи по каждой группе целей, и определяет пути их достижения;
  2. используя аналитику деятельности, отношений и решений, организуются и группируются задачи для каждой структуры предприятия, что повышает эффективность деятельности работников;
  3. мотивационные и коммуникативные умения менеджера способствуют формированию хорошей команды выполняющей различные задачи на благо предприятия, мотивированной на активную деятельность;
  4. менеджер добивается от работника показателей, сфокусированных на конкретной деятельности, и оценивает полученные результаты;
  5. повышает как профессионализм работников предприятия, так и свой для достижения желаемых результатов [21].

Эффективность выполнения данных операций формирует потребность в деятельности менеджера.

Любого предпринимателя, в первую очередь, интересуют материальные выгоды от осуществляемой им деятельности. Но ее можно получить только при условии наличия хорошего спроса на продукцию или услугу, предлагаемую предпринимателем. Для получения прибыли менеджеру-предпринимателю следует заранее определиться с направлением ведения бизнеса, то есть сформулировать для себя предпринимательскую идею, которая является базисом для любого начинания. Для ее формирования человеку необходимо обладать не только предпринимательскими способностями, но и определенными знаниями о продукции или услуге, которую требуется производить, а так же разработать стратегию своей деятельности, сформулировать генеральную программу действий с четким определением возможных проблем и источников ресурсов.

И на этом пути главной задачей будет являться постановка целей формирования, развития и функционирования предприятия как единой системы. Формирование целей является той исходной точкой, от которой отталкивается вся деятельность менеджера в рыночных условиях.

Общая цель предприятия, выражающая причину его существования, есть целевая функция, иногда называемая «политикой» или «миссией» предприятия. Статус предприятия в ней четко определен, задекларированы основные принципы его деятельности, заявлены намерения руководства и определены важнейшие характеристики организации.

Целевая функция, никоим образом, не зависит от состояния предприятия на данный момент, а устремлена в будущее, формируя приоритетные ценности и указывая на цель предстоящего приложения усилий. Эта цель образует фундамент для разработки стратегии достижения в различных подсистемах предприятия. Сложность целевой функции опасна для малого предприятия избыточной затратностью и, в конечном результате, недостижимостью.


В процессе своей деятельности, менеджер выполняет до 200 различных функций в день что привносит разнообразие форм действий, мест их осуществления, обширными контактами о взаимодействиями как внутри фирмы, так и во вне ее.

Лидерские качества менеджера, как предпринимателя должны быть крайне высокими, что бы вдохновлять людей на достижение неких целей.

Лидер может предложить людям средства удовлетворения личных потребностей, если они выполняют указанные действия. Его власть основана на знании особенностей подчиненных, анализе возникающих ситуаций и формировании соответствующих действий, умении придать уверенность подчиненным и осознании последствий совершаемых действий и поступков.

Знание психологических особенностей окружающих и умение ими пользоваться в официальных и неофициальных контактах, обладание гибкостью и компромиссностью определяют качества лидера.

Выражение интересов коллектива а не покорность ему, независимость и готовность всегда сменить деятельность, являются истинным источником власти лидера.

По мнению Кузьмина И.А. масса трудностей, возникающих на пути лидера, главная из которых руководство коллективом, существенно усложняю жизнь [14]. К важным трудностям лидерства так же относят планирование деятельности организации, увольнение сотрудников, распоряжение своим временем, делегирование полномочий, устранение конфликтов и принятие решений.

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что менеджер, как предприниматель, должен иметь широкий набор различных качеств, уметь руководить, организовывать трудовой процесс коллектива, и всегда быть готовым к риску. Знать свои полномочия, быть независимым, властным. Уметь избавляться от некомпетентных, а остальным помочь стать самим собой, не подавляя их. Быть терпимым к некоторым слабостям людей, которые не мешают работать и нетерпимым ко всему, что препятствует эффективному выполнению поставленных задач.

Надо осознавать, что не существует универсального менеджера, способного одинаково успешно справляться с любой задачей.

3.2 Принципиальные различия предпринимателя и менеджера

Предприниматель и менеджер - это не одно и тоже.

Предприниматель - это тот, кто "делает деньги", владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход [10]. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса - это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека - предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам.


Основная сложность для предпринимателей - не найти идею или ресурсы, а найти своего клиента и организовать процесс взаимодействия с ним. То есть сыграть другую по сути роль - роль «менеджера». Предприниматель работает в своем бизнесе, находится "внутри" него: дело Предпринимателя неотрывно от него самого, оно гибнет, начиная с того самого момента, когда Предприниматель по тем или иным причинам прекращает им заниматься. Менеджер же начинает работать над своим бизнесом и получает хороший результат, когда бизнес начинает жить самостоятельной жизнью, может быть легко отделен от него и передан другому менеджеру, например - профессиональному управляющему.

Различие между предпринимателем как собственником и менеджером как наемным сотрудником: предприниматель в ходе работы рискует всем своим имуществом, а менеджер лишь своим заработком. Объединяет их то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений. Условиями эффективного менеджмента являются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат.

Менеджер и предприниматель занимают разные позиции в рыночной экономике и имеют разные цели. Менеджер находится в организации, все его внимание направлено на то, чтобы производство товаров или услуг, ради которых создана фирма, четко функционировало. Предприниматель находится во внешней среде по отношению к организации

Предприниматель внимательно следит за сферой потребления и свою главную задачу видит в том, чтобы вовремя зафиксировать дисбаланс между спросом и предложением, увидеть появление новых потребностей, либо предложить (а иногда и навязать) новые стандарты потребления. Это порождает у него предпринимательские идеи, которые он в виде мотивов передает в организацию, чтобы менеджеры их реализовали.

Предприниматель заинтересовывает менеджеров в производстве нового продукта (услуги) будущей предпринимательской сверхприбылью, получение которой возможно до тех пор, пока не установится новое равновесие, т.е. не произойдет насыщение рынка новым продуктом или услугой.

Менеджер стремится, чтобы организация действовала отлажено, как часовой механизм, а процессы управления, построенные им, были стабильны и эффективны. А предприниматель заставляет менеджеров отказываться от налаженных схем производства и производить новое. Без менеджеров он не может реализовать свои идеи и достичь цели, а у последних без предпринимателя нет стимулов непрерывно развивать свою организацию.