Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Менеджмент, или иначе управление, в наше время одна из важнейших и многогранных сфер деятельности, влияющих на качество и эффективность производственных процессов в экономике государства. Это и умение достигать поставленных целей, опираясь на такие социально-производственные критерии, как труд, мотивация, знания и умения людей. Русское значение термина "менеджмент", как было сказано выше, есть управление, то есть это функция или вид деятельности, связанный с процессами руководства людским ресурсом в различных организациях, опирающийся на научные знания.

Важность изучения основ менеджмента в современных условиях обусловлена тем, что формирование управленческих отношений обеспечивает, интеграцию всех ресурсов и процессов организации и повышает ее конкурентоспособность.

В настоящее время к специалистам в области менеджмента предъявляются высокие требования в плане, как практической подготовки, так и теоретических познаний в сфере научного управления. Это не случайно, так как сегодня именно менеджер является ключевой фигурой в деятельности любой организации.

Менеджеры играют огромную роль не только в крупных корпоративных организациях с разветвленной сетью филиалов, но и в управлении малым бизнесом и предпринимательством.

В государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" от 15 апреля 2014 года N 316 (с изменениями от 31 марта 2018 года), в основных задачах, сказано о повышение предпринимательской активности и развитии малого и среднего предпринимательства [2].

По нашему мнению, реализация данной задачи не представляется возможной без совершенствования навыков менеджмента у управленцев малым и средним бизнесом, а так же у частных предпринимателей.

Объектом исследования является предприниматель, как менеджер своего бизнеса.

Предметом исследования является менеджмент, как инструмент совершенствования бизнес-процессов.

Цель: теоретическое обоснование сущности менеджмента в управленческих процессах предпринимательства.

Для достижения цели были поставлены задачи: изучить литературу, выявить особенности и провести сравнение понятий менеджер и предприниматель.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение теоретических источников понятий менеджер и предприниматель.

1. Теоретические основы менеджмента


1.1. Определение и сущность менеджмента

Менеджмент - вид профессиональной активности, ориентированный на достижение результатов в любой хозяйственной деятельности методом рационализации использования различных материальных и трудовых ресурсов на основе экономического механизма менеджмента. Менеджмент функционирует в рыночных условиях, что подразумевает:

  • учет потребительского спроса на рынке для повышения эффективности организации;
  • минимумом затрат достигать максимального результата;
  • свобода принятия решений в хозяйственных вопросах и ответственность за результаты этих решений;
  • гибкость в реализации целей, с учетом анализа ситуации на рынке;
  • выявление конечного результата в ходе обменных процессов на рынке;
  • ИКТ эффективность и вариативность для результативности принимаемых решений [18].

Понятия менеджер и менеджмент пришли в наш язык из английского и прочно обосновались, заменив управление, руководство, управленческую деятельность. Однако менеджмент не синоним управления, иерархически отечественное понятие стоит выше, так как используется не только в рамках хозяйственной деятельности, но и, например в случае "управления автомобилем" и т.п.

"Менеджмент" используется в управлении социально-эко­номическими процессами организации в рыночных усло­виях, правда теперь он используется и для обозначения руководства госучреждений. Понятие "менеджмент" ("management") английское и не переводится дословно. Употребляется довольно свободно в различных значениях применительно к хозяйственной деятельностью. Для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или обществен­ного управления - термины "governmentadministration" или "publicadmi­nistration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business" ("businessmanagement"). Исходя из этого мы будем применять термин "управление" в том же значении, что и "менеджмент" [9].

Менеджмент подразумевает независимость управленца от собственности управляемого предприятия, хотя иногда возможно владение его акциями. Менеджер - наемный работник, получающий на предприятии официальную зарплата за свой труд, являющийся производительным и связывающий воедино весь производственный процесс.

Как самостоятельный вид дея­тельности, "профессиональный менеджмент" подразумевает наличие субъекта деятельности - специ­алиста-менеджера и объекта деятельности - хозяйственную деятельность или некоторую ее часть [9].


В связи с увеличением размеров предприятий, их компьютеризацией и усложнением технология, возросли и требования к управлению. Финансовые, организационные и экономические решения формируются специалистами-управленцами и они же контролируют реализацию решений.

Хозяйственная деятельность, с точки зрения менеджмента, есть совокупность любой деятельности фирмы в любой отрасли и сфере, направленная на получение прибыли, которая и является критерием эффективности менеджмента.

Менеджмент охватывает всех типов организаций, выступа­ющих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

Под содержанием хозяйственной деятельности фирмы подразумевается обслуживание производственных процессов необходимыми для них ресурсами и реализация всего техно­логического цикла от внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, до обес­печения персоналом.

Успешная хозяйственная деятельность предприятия требует управления, которое постоянно направлено на поиск и формирование новых возможностей, представляемых внешней средой и формируемых самим предприятием, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы самых разнообразных источников, добиваясь получения максимально возможного результата при минимальных затратах.

Определение целей предприятия на ближайшую и дальнейшую перспективу является одним из главных элементов в менеджменте. Различают общие цели, определяющие направления и концепцию развития предприятия в целом, и специфические, которые разрабатываются по основным видам его деятельности в рамках общих целей. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей предприятия и его обеспеченности соответствующими ресурсами, а также учета угроз и возможностей внешней среды.

Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме полученного результата. Это осуществляется в процессе управления, когда усилия работников предприятия (группы сотрудничающих людей) направляются на достижение его общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.

Менеджмент имеет свой собственный механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия при реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия.


Под механизмом менеджмента понимается внутреннее устройство, принципы, методы, процедуры, объективно обусловленные осуществлением хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена (цены, финансы, кредит, прибыль, фонды и формы экономического стимулирования, плата за ресурсы, развитие отношений собственности, маркетинг и т.п.).

Механизм менеджмента, в свою очередь, состоит из общей технологии, определяемой как основы менеджмента, и экономического механизма.

Основы менеджмента включают общие технологические аспекты и механизмы, которые содержат: принципы, методы, функции управления и организационные структуры, управленческие решения и другие связующие элементы менеджмента, а также технологии процессов управления, научную организацию труда (в том числе менеджеров) и некоторые другие категории.

Экономический механизм менеджмента включает три основных блока: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом. Целью настоящего издания является рассмотрение механизма внутрифирменного управления. Управление производством и персоналом является предметом соответствующих специализированных дисциплин. Поэтому при изложении материалов по организации производства и проблемам управления трудовыми ресурсами автор счел возможным ограничиться только сведениями, отражающими основные подходы к эффективному управлению этой деятельностью и оценкой ее влияния на эффективность управления предприятием.

Учитывая тесную взаимосвязь общей технологии и основных положений экономического механизма, в книге также приводятся базовые положения основ менеджмента, необходимые для понимания излагаемого материала в целом.

1.2. Характерные черты и содержание менеджмента

Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприятием, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания:

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учет конкретных условий функционирования предприятия в процессе управлении (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.


Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

В четвертых, менеджмент - это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предприятием является развитие и повышение эффективности его маркетинговой деятельности, и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.

Содержание менеджмента можно рассматривать в различных аспектах. В сфере внутрифирменного управления менеджмент принято рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления предприятием и как процесс принятия управленческих решений.

Менеджмент как наука и практика управления. Научной (теоретической) базой менеджмента является общая теория управления, общая теория систем, исследования и достижения в области математики, включая количественные методы исследования операций и моделирование, психология, социология, информатика, инженерные и экономические науки.

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями.

Наука об управлении получила развитие в трудах утверждённых и отечественных ученых. Однако, в реальном управлении предприятием фигура ученого эксперта, не так ответственна и важна, как фигура руководителя, владеющего в совершенстве научными основами управления и осуществляющего его на практике как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и пазового знания в этой области увеличивает способности добиваться нужных результатов в практической деятельности.