Файл: Фонд социального страхования: структура, функции и финансовое обеспечение.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
Средства Фонда направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
- оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;[21]
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.[22]
Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. [23]
Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.
Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.[24]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем.
Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся. Сегодня система социального страхования требует определенных мер по её реформированию. Иначе работа соответствующих внебюджетных фондов так и будет оставаться малоэффективной.
Проведя исследование, я смогла достигнуть цели и задач данной работы, а именно рассмотрела исторический аспект,структуру и функции Фонда, а также определила правовые основы и финансовое обеспечение деятельности ФСС.
Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и прежде всего Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права - трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.
Таким образом, исследование показывает, что, несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в ряде социальных вопросов, Фонд социального страхования на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым институтом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)// "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823,;
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.;
- Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 29.12.2018) "О Фонде социального страхования Российской Федерации// "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 21.02.1994, N 8, ст. 599,;
- Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"// "Российская газета", N 273, 04.12.2019 ;
- Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686,;
- Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция)// "Российская газета", N 273, 05.12.2018;
- Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (последняя редакция)// "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3803;
- Постановление Правительства РФ от 26.10.1993 N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации"//"Российские вести", N 214, 04.11.1993;
- Указ Президента РФ от 07.08.1992 N 822 (ред. от 05.08.1995) "О Фонде социального страхования Российской Федерации"//"Собрание актов Президента и Правительства РФ", 10.08.1992, N 6, ст. 319;
- Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»//"Российские вести", N 197, 12.10.1993;
- Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»//"Российские вести", N 214, 04.11.1993;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года N 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета"//"Собрание законодательства РФ", 20.12.2004, N 51, ст. 5186;
- Указом Президента от 07.08.1992 № 882 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»//"Собрание актов Президента и Правительства РФ", 10.08.1992, N 6, ст. 319;
- Указом Президента от 28.09.1993 № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»//"Российские вести", N 197, 12.10.1993;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»//"Российская газета", N 35, 22.02.1994.
Специальная литература:
- Парамонова О.Ю. Формирование и использование средств Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути решения /О.Ю. Парамонова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2006. - №6, С. 106-108.;
- Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. - М.: Проспект, 2015. - 310 с.;
- Архипов А.П. Социальное страхование : учебник. - М.: Юрайт, 2015. - 315 с.;
- Косаренко Н.Н. Социальное страхование: возможные риски и осознание их реальности. - М.: Юстиция, 2016. - 315 с.;
- Государственные внебюджетные фонды: учебное пособие .Довгая О. В.Издательство: Директ-Медиа, 2015. -289 с.;
- Зачетный механизм страхового обеспечения. Как он появился в российском социальном страховании | Исаков В.В - М.: ЛитРес, 2019.- 320 с.;
- Социальное страхование : учебник Ю. П. Орловский [и др.] ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. - М.: Юрайт, 2019. - 305 с.;
- Социальная политика. Социальное обеспечение и страхование. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Роик В.Д. - М.: Юрайт, 2019. - 315 с.;
Основы социального страхования. Учебное пособие для СПО. Миропольская Н.В, Сафина Л.М.-М.: Юрайт, 2019. - 305 с.;
Основы социального и пенсионного страхования в России. Учебное пособие. Козлова Е. В.-М.: Инфра-М, 2016. - 325 с.
-
Зачетный механизм страхового обеспечения. Как он появился в российском социальном страховании | Исаков В.В - М.: ЛитРес, 2019.- 320 с.; ↑
-
Указ Президента РФ от 07.08.1992 N 822 (ред. от 05.08.1995) "О Фонде социального страхования Российской Федерации"//"Собрание актов Президента и Правительства РФ", 10.08.1992, N 6,
ст. 319; ↑
-
Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»//"Собрание актов Президента и Правительства РФ", 04.10.1993, N 40, ст. 3741; ↑
-
Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»//"Собрание актов Президента и Правительства РФ", 01.11.1993, N 44,ст. 4212; ↑
-
Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации//"Российская газета", N 35, 22.02.1994; ↑
-
Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ//"Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686; ↑
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года N 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) , протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета"//"Собрание законодательства РФ", 20.12.2004, N 51, ст. 5186; ↑
-
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)//"Российская газета", N 153-154, 12.08.1998; ↑
-
Указом Президента от 07.08.1992 № 882 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»//"Собрание актов Президента и Правительства РФ", 10.08.1992, N 6,
ст. 319; ↑
-
Указом Президента от 28.09.1993 № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»//"Российские вести", N 197, 12.10.1993; ↑
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»//"Российская газета", N 35, 22.02.1994; ↑
-
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (последняя редакция)//"Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3803; ↑
-
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция)//"Российская газета", N 273, 05.12.2018; ↑
-
Архипов А.П. Социальное страхование : учебник. - М.: Юрайт, 2015. - 315 с.; ↑
-
Парамонова О.Ю. Формирование и использование средств Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути решения /О.Ю. Парамонова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2006. - №6, С. 106-108.; ↑
-
Косаренко Н.Н. Социальное страхование: возможные риски и осознание их реальности. - М.: Юстиция, 2016. - 315 с.; ↑
-
Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. - М.: Проспект, 2015. - 310 с.; ↑
-
Социальное страхование : учебник Ю. П. Орловский [и др.] ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. - М.: Юрайт, 2019. - 305 с.; ↑
-
Государственные внебюджетные фонды: учебное пособие .Довгая О. В.Издательство: Директ-Медиа, 2015. -289 с.; ↑
-
Социальное страхование : учебник Ю. П. Орловский [и др.] ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. - М.: Юрайт, 2019. - 305 с.; ↑
-
Социальная политика. Социальное обеспечение и страхование. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Роик В.Д. - М.: Юрайт, 2019. - 315 с.; ↑
-
Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 29.12.2018) "О Фонде социального страхования Российской Федерации"//"Российская газета", N 35, 22.02.1994; ↑
-
Основы социального и пенсионного страхования в России. Учебное пособие. Козлова Е. В.-М.: Инфра-М, 2016. - 325 с.; ↑
-
Основы социального страхования. Учебное пособие для СПО. Миропольская Н.В, Сафина Л.М.-М.: Юрайт,2019. - 305 с.; ↑