Файл: Фонд социального страхования: структура, функции и финансовое обеспечение.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
Правовой статус Фонда социального страхования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».[11]
С 6 января 2000 года вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (последняя редакция)[12].
Страховщиком по данному виду страхования является Фонд социального страхования Российской Федерации. С вступлением его в силу был запущен механизм регистрации по новому виду страхования обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Деятельность ФСС также регулируется Бюджетным кодексом, Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» и другими законодательными актами.
Фонд осуществляет обязательное социальное страхование российских граждан, работающих по найму, за исключением военнослужащих и лиц, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, не подлежащих обязательному страхованию.
В действующем Бюджетном кодексе определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Установлено, что целью создания государственных фондов денежных средств вне федерального бюджета является реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное обеспечение, связанное с болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, рождением и воспитанием детей, а также прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Кодекс определяет порядок составления и утверждения бюджета государственных внебюджетных фондов. В частности, его статьей 145 определено, что проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и рассматриваются органами законодательной власти. При этом уточнено, что бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием Федерального закона «О федеральном бюджете»[13] на очередной финансовый год.
Таким образом, создание фонда сопровождалось созданием нормативно-правовой базы, активно накапливался опыт в сфере социальной защиты работников, работающих на принципах социального страхования.
Однако проблемы, связанные с усилением и расширением законодательства о государственном регулировании самого фонда, организационные вопросы, касающиеся взаимодействия участников страхования, уточнения перечня социальных выплат, размера обязательных платежей и т. д., остаются нерешенными. Отсутствие ряда правовых норм, социально-экономические преобразования и неблагоприятная демографическая ситуация напрямую негативно влияют на баланс статей доходов и расходов бюджета Фонда и, как следствие, на его финансовую стабильность.[14]
ГЛАВА 2. Структура, функции и финансовое обеспечение деятельности ФСС
2.1 Структура и функции ФСС
Структура фонда социального страхования РФ:
Отделения в регионах РФ. Они ответственные за распределение средств в субъектах;
Подразделения в населенных пунктах.
Главная должность в ФСС – председатель. Он занимает высший пост в Центральном управлении. Главный бухгалтер ответственен за распоряжение финансами. Контроль работы Фонда осуществляется с помощью профсоюзов и проверок счетной палаты.
Организационная структура фонда социального страхования представлена органами управления, исполнения и контроля.
Председатель ФСС назначается на должность Правительством. Одной из его основных функций является утверждение проекта годового финансового плана ФСС. Эта смета не является частью государственного бюджета. Как и любой другой годовой финансовый план организации, она состоит из расходов и доходов.
В управленческую структуру ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда – это правление (далее – ПФСС), а для его отраслевых подразделений – координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости.
В ФСС входят следующие исполнительный органы:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территорию субъектов РФ;
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями ФСС по согласованию с председателем фонда.
Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, лицевые счета, открытые в Федеральном казначействе.
Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах-аппараты органов Фонда. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ. Председатель фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого. [15]
К наиболее важным функциям Председателя Фонда относятся :
- руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
- распределяет обязанности между заместителями и руководителями структурных подразделений центрального аппарата;
- вносит проект бюджета фонда на утверждение в Правительство РФ, а также после рассмотрения правлением утверждают бюджеты региональных и отраслевых органов Фондов;
- рассматривают итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделение Фонда;
- с учетом мнения правления Фонда принимает решение о целесообразности создания и ликвидации центральных отраслевых отделение Фонда;
- с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении;
- руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за исполнением средств Фонда;
- определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений;
- издает в пределах своей компетенции приказы, утверждает положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда и страхователями;
- определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда.[16]
При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях-координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.[17]
Председатель Фонда является и председателем правления. Заседания правления назначаются председателем Фонда. Решения правления Фонда оформляются Постановлениями или Приказами председателя Фонда.
Для рабочих и служащих главными функциями фонда ФСС представляется оплата временной нетрудоспособности, выплата пособий. Наемные работники воспринимают Фонд как источник средств в определенных жизненных ситуациях. Но для того, чтобы средства расходовать, их вначале нужно получить. Источником наполнения Фонда являются взносы работодателей, а при ликвидации предприятия – часть средств от его капитализации. Кроме того, Фонд пополняется из государственного бюджета. В случае неправильной уплаты взносов предприятия выплачивают штрафы, которые тоже поступают в копилку Фонда.[18]
Основные функции фонда социального страхования РФ – аккумуляция средств и контроль за их расходованием. Собранные средства расходуются на выплату пособий застрахованным лицам, по той или иной причине временно нетрудоспособным, а также получившим инвалидность, или семьям умерших.
Важны контрольные функции ФСС. Контролю подлежит уплата взносов работодателями, а также правильность выплаты пособий застрахованным лицам.
Функции фонда социального страхования с учетом его назначения и
решаемых задач:
1. выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том
числе выплата пособий по временной нетрудоспособности
(«больничных»);
2. обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-
курортное лечение;
3. обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и
протезами;
4. оплата пособий по беременности и родам;
5. пособий при рождении ребёнка;
6. пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет; оплата родовых сертификатов;
7. доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим
гражданам;
8. доплата за диспансеризацию работающих граждан;
9. оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан
занятых на работах с вредными и опасными факторами;
10. оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан
стоимости путевок в расположенные на территории Российской
Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации,
открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха
и оздоровления детей) и др.
Состав правления фонда численностью 35 человек формируется из лиц:
- 7 человек, входящих в него по должности. К ним относятся председатель Фонда и его заместители, 1 из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда;
- 5 человек, представительствующих на постоянной основе (3 представителя от Минтруда Рф, по 1 от Минфина РФ и Центрального банка России);
- 23 человек, представительствующих на основе ротации, которая производится не чаще одного раза в год. От общероссийских объединений профсоюзов-8, от общероссийских объединений работодателей-8, от региональных отделений Фонда-3, от Государственной Думы-1 и от Совета Федерации-1, от организации, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников-1, от общероссийских общественных объединений инвалидов-1.
2.2 Финансовое обеспечение деятельности ФСС
Далее рассмотрим организацию деятельности Фонда социального страхования РФ. По объему аккумулированных средств ФСС в десять раз уступает ПФР, однако его финансовая деятельность не менее многообразна. Положение о ФСС РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1994 г. № 101. ФСС является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.[19]
Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными фонду, санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежит.
Координационные советы при региональных и центральных отраслевых отделениях формируются также на принципе коллегиальности.
Средства Фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;[20]
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).