Файл: Характеристика процесса мотивации “Движение библиотечного фонда”.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая характеристика предметной области
1.1 Общая характеристика учебной библиотеки как объекта хозяйственной деятельности
1.3 Формулировка задач проектирования
2. Создание диаграммы вариантов использования
3. Создание диаграммы последовательности
4. Создание Кооперативной диаграммы
7. Создание диаграммы состояний и диаграммы компонентов
7.1 Создание диаграммы состояний
7.2 Создание диаграммы компонентов
Введение
Цель курсовой работы является закрепление теоретического материала дисциплины «Проектирование информационных систем», а также приобретение навыков практического объектно-ориентированного проектирования информационных систем в среде Rational Rose.
Rational Rose – популярное средство визуального моделирования объектно-ориентированных информационных систем компании Rational Software Corp. Работа продукта основана на универсальном языке моделирования UML (Universal Modeling Language). Благодаря уникальному языку моделирования, Rational Rose способен решать практически любые задачи в проектировании информационных систем: от анализа бизнес процессов до кодогенерации на определенном языке программирования. Только Rational Rose позволяет разрабатывать как высокоуровневые, так и низкоуровневые модели, осуществляя тем самым либо абстрактное проектирование, либо логическое. Rational Rose имеет весь необходимый набор визуальных средств проектирования и помогает решать проблемы с кодогенерацией на определенном языке программирования. Rational Rose осуществляет такие подходы, как прямое и обратное проектирование, а так же Round Trip Engineering [1].
Результатом выполнения комплекса научных, проектных, технических работ и организационных мероприятий по внедрению во все виды библиотечной деятельности современных информационных технологий, основанных на использовании средств вычислительной техники и связи является создание автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС), библиографического банка данных или электронной библиотеки (ЭБ). На рабочие места сотрудников библиотеки устанавливаются компьютеры, т.е. создаются автоматизированные рабочие места библиотекарей (АРМ библиотекаря).
Основные цели автоматизации библиотеки:
- повышение качества обслуживания читателей (пользователей), включая расширение состава оказываемых им услуг и предоставляемой литературы;
- создание более комфортных условий работы пользователей и персонала библиотеки;
- повышение доступности и сохранности фондов;
- освобождение сотрудников от рутинных работ, связанных с подготовкой каталожных картотек, библиографических списков и т.п.
Автоматизация технологических процессов в библиотеке призвана обеспечить следующие возможности:
- одноразовый ввод данных и многоцелевое их использование для поиска документов, печати подобранной информации;
- многоаспектный поиск данных по различным признакам и их сочетаниям без формирования дополнительных карточек, указателей;
- автоматизированный учет и ведение статистики по всем процессам.
Пояснительная записка содержит описание предметной области, а также приведены и описаны диаграммы, используемые для моделирования информационной системы учебной библиотеки.
1. Краткая характеристика предметной области
1.1 Общая характеристика учебной библиотеки как объекта хозяйственной деятельности
Библиотечный фонд – это совокупность имеющихся в библиотеке произведений печати и других материалов, которые предоставляются на тех или иных условиях в пользование читателей.
В состав библиотечного фонда учебной библиотеки входят как книги художественного характера, так и общеобразовательные учебники, и учебники по профессиональной подготовке.
Учет библиотечного фонда – это прием поступивших в библиотеку изданий, запись прибывших и исключение по тем или иным причинам непригодных для читателей изданий в документах библиотеки, которые дают точные сведения о наличном составе фонда и помогают обеспечить его сохранность.
Сведения о фонде дают возможность установить такие показатели работы, как книгообеспеченность (для этого количество книг в фонде делят на число читателей в библиотеке). Все эти данные в свою очередь влияют на планирование работы библиотеки.
Ни одна книга не может быть принята в библиотеку без сопроводительного документа, а также исключена из библиотеки без акта с обоснованием причины, по которой книга выбывает из фонда, иначе говоря, движение фонда должно быть документировано.
В учебной библиотеке применяется индивидуальный учет – учет каждого экземпляра книги.
Каждой книге, подлежащей индивидуальному учету, присваивается один инвентарный номер. Если книга выбывает из библиотеки, данный инвентарный номер никогда никакому другому изданию не дается.
По инвентарной книге устанавливают цену книги, наводят справку о времени ее приобретения. Кроме того, по ней можно узнать, есть ли книга в библиотеке или уже списана, когда, а это, в свою очередь, дает возможность установить, по какой причине выбыла книга.
Причин, вызывающих исключение литературы из библиотеки, несколько: часть книг, прослуживший определенный срок, изнашивается, и их исключают по ветхости; иногда читатели не возвращают взятые в библиотеке книги; так же книга может быть утеряна читателем; некоторые книги устаревают по своему содержанию; по причине не соответствия профилю; или выбывают из библиотеке по «неизвестным» причинам [2].
В конце каждого месяца библиотекарь составляет «Статистический отчет» (приложение А), в котором указывается поступившая за месяц литература, а также списанная, состояние книжного фонда на прошедший месяц и на следующий.
По запросу заместителя директора по учебно-воспитательной работе библиотекарь так же составляет «Отчет о книгообеспеченности по предметам» (приложение Б). Отчет должен содержать сведения о количестве литературы по предметам на одного студента.
Для удобства работы читателя с библиотечным фондом библиотекарь 11 лицея составляет каталожные карточки (приложение В).
Так же в библиотеку обращаются классные руководители для получении информации о задолжниках. Для этого библиотекарь составляет «Список задолжников по группам» (приложение Г). Для преподавателей библиотекарь составляет «Список литературы по предмету» (приложение Д). Если читатель знает, какую книгу ему необходимо, то библиотекарь по предоставленному названию книги и автору осуществляет поиск. При выдаче и возврате книги библиотекарь заполняет формуляр читателя (приложение Е).
1.2 Обоснование актуальности разработки объектно-ориентированной модели информационной подсистемы для учебной библиотеки
Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях деятельности человека. Под термином информационные системы мы будем понимать cреду, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения, обработки и передачи информации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.
Проектирование информационной системы учебной библиотеки характеризуется следующими особенностями:
- сложность описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов;
- отсутствие прямых аналогов, и поэтому ограниченные возможности использования типовых проектных решений;
- временная протяженность проекта, обусловленная, с одной стороны, ограниченными возможностями коллектива разработчиков, и, с другой стороны, масштабами организации-заказчика и различной степенью готовности отдельных ее подразделений к внедрению ИС [3].
Для успешной реализации проекта объект проектирования – информационная система, должен быть прежде всего адекватно описан: должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт показывает, что проектирование ИС - это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако, до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. В процессе создания и функционирования ИС потребности пользователей могут изменяться и/или уточняться, что еще более усложняет процесс проектирования таких систем.
Вручную очень трудно разработать и графически представить типовые спецификации системы, проверить их на полноту, непротиворечивость, и тем более изменить. Если все же удается создать систему проектных документов, то ее переработка при появлении серьезных изменений практически неосуществима. Ручная разработка обычно порождала следующие проблемы:
- способность поставить задачи и подготовить техническое задание;
- сложность обнаружить ошибки в проектных решениях;
- затяжной цикл проектирования и проблема тестирования [3].
1.3 Формулировка задач проектирования
Построить диаграммы прецедентов. Привести и описать диаграммы вариантов использования информационной системы учебной библиотеки.
Построить диаграммы последовательности. Привести и описать диаграммы последовательности для одного из прецедентов информационной системы учебной библиотеки.
Создать диаграммы сотрудничества, привести и описать диаграмму сотрудничества для одного из прецедентов информационной системы учебной библиотеки.
Построить диаграммы классов, привести и описать диаграмму классов для одного из прецедентов информационной системы учебной библиотеки.
Добавить детали к описаниям операций и определить атрибуты классов. Добавить связи между классами.
Создать диаграмму состояний для одного из классов и диаграмму компонентов.
Построить диаграммы размещения.
Привести и описать порядок генерации программного кода на языке С++ для информационной системы учебной библиотеки.
Вывод: Разработка объектно-ориентированной модели информационной подсистемы для учебной библиотеки позволит смоделировать в стандартных формах предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения ИС.
2. Создание диаграммы вариантов использования
Этапы выполнения создания диаграммы вариантов использования и действующих лиц
- Дважды щелкнул на Главной диаграмме Вариантов Использования (Main) в браузере, чтобы открыть ее.
- С помощью кнопки Use Case (Вариант Использования) панели инструментов поместил на диаграмму новый вариант использования.
- Назвал этот новый вариант использования "ввод новой книги".
- Повторите этапы 2 и 3, чтобы поместить на диаграмму остальные варианты использования: напечатать каталожную карточку, ввод акта о списании, напечатать отчет о книгообеспеченности, напечатать статистический отчет, напечатать формуляр читателя, выдача книги, возврат книги, напечатать задолжников по группам, напечатать список литературы по предмету.
- С помощью кнопки Actor (Действующее лицо) панели инструментов поместил на диаграмму новое действующее лицо.
- Назвал его "Библиотекарь".
- Повторил шаги 5 и 6, поместив на диаграмму остальных действующих лиц: Читатели, зам.директора по УВР, преподаватели.
Добавление ассоциаций
- С помощью кнопки Unidirectional Association (Однонаправленная ассоциация) панели инструментов нарисовал ассоциацию между действующим лицом Библиотекарь и вариантом использования "Ввод новой книги".
- Повторил этот этап, чтобы поместить на диаграмму остальные ассоциации.
Добавление описания к вариантам использования: