Файл: Характеристика процесса мотивации “Движение библиотечного фонда”.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая характеристика предметной области
1.1 Общая характеристика учебной библиотеки как объекта хозяйственной деятельности
1.3 Формулировка задач проектирования
2. Создание диаграммы вариантов использования
3. Создание диаграммы последовательности
4. Создание Кооперативной диаграммы
7. Создание диаграммы состояний и диаграммы компонентов
7.1 Создание диаграммы состояний
7.2 Создание диаграммы компонентов
- Выделил в браузере вариант использования "Ввод новой книги".
- В окне документации ввела следующее описание к этому варианту использования: Библиотекарь осуществляет прием новой литературы, заносит сведения о книгах в базу данных (производит ввод поступившей книги).Предоставляет данные накладной (дату поступления книг, цена одного экземпляра, на чьи средства, в каком количестве), а так же сведения о книги (из книги: автор, название, издательство, год издания, количество страниц, шифр книги, по какой дисциплине).
- С помощью окна документации ввел описания ко всем остальным вариантам использования:
Напечатать каталожную карточку: Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещаются в каталожных карточках.
Ввод акта о списании: Причин, вызывающих исключение литературы из библиотеки, несколько: часть книг, прослуживший определенный срок, изнашивается, и их исключают по ветхости; иногда читатели не возвращают взятые в библиотеке книги; так же книга может быть утеряна читателем; некоторые книги устаревают по своему содержанию; по причине не соответствия профилю; или выбывают из библиотеке по "неизвестным" причинам.
Напечатать отчет о книгообеспеченности: По запросу заместителя директора по учебно-воспитательной работе библиотекарь так же составляет "Отчет о книгообеспеченности по предметам". Отчет должен содержать сведения о количестве литературы по предметам на одного студента.
Напечатать статистический отчет: В конце каждого месяца библиотекарь составляет "Статистический отчет", в котором указывается поступившая за месяц литература, а также списанная, состояние книжного фонда на прошедший месяц и на следующий.
Напечатать формуляр читателя: Формуляр читателя заполняет библиотекарь следующими сведениями: дата выдачи, номер инвентарный, отдел, автор и заглавие книги.
Выдача книги: При выдачи книги библиотекарь заполняет формуляр читателя следующими сведениями: дата выдачи, номер инвентарный, отдел, автор и заглавие книги, подпись библиотекаря.
Возврат книги: При возврате книги библиотекарь ставит расписку о возврате.
Напечатать список задолжников по группам: В библиотеку перед каждой сессией обращаются классные руководители групп для получении информации о задолжниках. Для этого библиотекарь составляет "Список задолжников по группам".
Напечатать список литературы по предмету: Чтобы знать преподавателям и учащимся, какая литература имеется по тому или иному предмету библиотекарь составляет "Список литературы по предмету".
Добавление описания к действующему лицу:
- Выделил в браузере действующее лицо Библиотекарь.
- В окне документации ввел для этого действующего лица следующее описание: Библиотекарь - работник библиотеки, осуществляет выдачу и возврат литературы, оформляет каталожные карточки, составляет отчеты: статистический, о книгообеспеченности по предметам. Составляет списки задолжников по группам. Предоставляет преподавателям списки литературы по предмету. При выдаче книги заполняет формуляр читателя.
- С помощью окна документации ввел описания к оставшимся действующим лицам:
Читатель: является абонентом библиотеки. Получает литературу на руки, которая ему необходима и которая имеется в наличии в библиотеки.
Зам.директора по УВР: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Отчета о книгобеспеченности влияет на планирование работы библиотеки.
Преподаватели: Работники учебного заведения, среди них классные руководители.
Прикрепление файла к варианту использования:
- Для описания главного потока событий варианта использования "ввод новой книги" создал файл OrderFlow.doc, содержащий следующий текст:
- Библиотекарь выбирает пункт «Ввод новой книги» из имеющегося меню.
- Система выводит форму «Сведения о книге».
- Библиотекарь вводит дату поступления книг, цена одного экземпляра, на чьи средства приобретены, в каком количестве, автор, название, издательство, год издания, количество страниц, шифр книги, по какой дисциплине.
- Номер инвентарный формируется автоматически, путем нахождения в базе данных максимального и увеличения его на 1.
- Номер издания формируется автоматически, путем нахождения в базе данных максимального и увеличения его на 1.
- В цикле от одного до введенного количества поступивших изданий, сохраняются инвентарные номера в базе данных, увеличиваясь на 1.
- Библиотекарь сохраняет сведения о новой книге.
- Система создает новый экземпляр и сохраняет его в базе данных.
- Щелкнул правой кнопкой мыши на варианте использования "ввод новой книги".
- В открывшемся меню выбрала пункт Open Specification (Открыть спецификацию).
- Перешел на вкладку файлов.
- Щелкнул правой кнопкой мыши на белом поле и из открывшегося меню выбрала пункт Insert File (Ввести файл).
- Указал файл OrderFlow.doc и нажала на кнопку Open (Открыть), чтобы прикрепить файл к варианту использования.
В результате выполнения этапов создания диаграммы вариантов использования и действующих лиц.
Вывод: Поведение разрабатываемой системы (то есть функциональность, обеспечиваемая системой) описывается с помощью функциональной модели, которая отображает системные прецеденты (use case), системное окружение (действующих лиц или актеров - actors) и связи между прецедентами и актерами (диаграммы прецедентов – use case diagrams). Основная задача модели прецедентов - представлять собой единое средство, дающее возможность заказчику, конечному пользователю и разработчику совместно обсуждать функциональность и поведение системы.
3. Создание диаграммы последовательности
Диаграмма последовательности отражает поток событий, происходящих в рамках варианта использования.
В этом разделе будет разработана диаграмма последовательности, описывающая введение новой книги в систему учебной библиотеки.
Этапы выполнения создания диаграммы последовательности:
Настройка:
- В меню модели выбрал пункт Tools > Options (Инструменты > Параметры).
- Перешел на вкладку диаграмм.
- Контрольные переключатели Sequence Numbering, Collaboration Numbering и Focus of Control должны быть помечены.
- Нажал ОК, чтобы выйти из окна параметров.
Создание диаграммы Последовательности:
- Щелкнул правой кнопкой мыши на Логическом представлении броузера.
- В открывшемся меню выбрал пункт New > Sequence Diagram.
- Назвал новую диаграмму "Ввод новой книги".
- Дважды щелкнул на ней, чтобы открыть ее.
Добавление на диаграмму действующего лица и объектов:
- Перетащил действующее лицо Библиотекарь с броузера на диаграмму.
- На панели инструментов нажал кнопку Object (Объект).
- Щелкнул мышью в верхней части диаграммы, чтобы поместить туда новый объект.
- Назвал объект "Форма ввода новой книги".
- Повторил этапы 3 и 4, чтобы поместить на диаграмму все остальные объекты: номер издания.
Добавление сообщений на диаграмму
- На панели инструментов нажал кнопку Object Message (Сообщение объекта).
- Провел мышью от линии жизни актера Библиотекарь к линии жизни объекта Форма ввода новой книги.
- Выделив сообщение, ввел его имя Открыть форму.
- Повторил этапы 2 и 3, чтобы поместить на диаграмму дополнительные сообщения:
Ввести сведения из накладной и из книги (между библиотекарем и объектом форма новой книги).
Сохранить заказ (между библиотекарем и объектом форма новой книги).
Создать пустой номер издания (между объектом форма новой книги и объектом номер издания).
Задать сведения из накладной и из книги (между объектом форма новой книги и объектом номер издания).
Сохранить заказ (между объектом форма новой книги и объектом номер издания).
Соотнесение объектов с классами:
- Щелкнул правой кнопкой мыши на объекте форма ввода новой книги.
- В открывшемся меню выбрал пункт Open Specification (Открыть спецификацию).
- В раскрывающемся списке классов выбрал пункт <New> (Создать). Появилось окно спецификации классов.
- В поле имени ввел имя Ввод.
- Щелкнул на кнопке ОК. Вернулась к окну спецификации объекта.
- В списке классов выбрал теперь класс Ввод.
- Щелкнул на кнопке ОК, чтобы вернуться к диаграмме. Теперь объект называется Форма ввода новой книги: ввод.
- Для соотнесения остальных объектов с классами повторил этапы с 1 по 7:
Класс Номер издание соотнесла с объектом Номер издания.
Соотнесение сообщений с операциями:
- Щелкнул правой кнопкой на сообщении 1, открыть форму ввода
- В открывшемся меню выбрал пункт <new operation> (создать операцию). Появилось окно спецификации операции.
- В поле имени ввел имя операции – Open (Открыть).
- Нажал на кнопку ОК, чтобы закрыть окно спецификации операции и вернуться на диаграмму.
- Повторил пункты с 1 по 6, пока не соотнесла с операциями все остальные сообщения:
Сообщение 2: Ввести сведения из накладной и из книги – с операцией SubmitInfo().
Сообщение 3: Сохранить сведения из накладной и из книги – с операцией Save().
Сообщение 4: Создать пустой номер издания – с операцией Create().
Сообщение 5: Задать номер издания – с операцией SetInfo().
Сообщение 6: Сохранить номер издания – с операцией SaveOrder().
Сообщение 7: Сохранить информацию об издании в базе данных - с операцией Commit().
Вывод: Диаграмма последовательности действий отображает взаимодействие объектов, упорядоченное по времени. На ней показаны объекты и классы, используемые в сценарии, и последовательность сообщений, которыми обмениваются объекты, для выполнения сценария. Диаграммы последовательности действий обычно соответствуют реализациям прецедентов в логическом представлении системы.
4. Создание Кооперативной диаграммы
Подобно диаграммам последовательности, кооперативные диаграммы отображают поток событий через конкретный сценарий варианта использования. Диаграммы последовательности упорядочены по времени, а кооперативные диаграммы заостряют внимание на связях между объектами.
Для создания Кооперативной диаграммы нажал клавишу F5.
Рисунок 3 Диаграмма Сотрудничества
Вывод: Как видно из рисунка 3, здесь представлена вся та информация, которая была и на диаграмме последовательности, но кооперативная диаграмма по-другому описывает поток событий. Из нее легче понять связи между объектами, однако труднее уяснить последовательность событий.
По этой причине часто для какого-либо сценария создают диаграммы обоих типов. Хотя они служат одной и той же цели и содержат одну и ту же информацию, но представляют ее с разных точек зрения.
На кооперативной диаграмме, так же как и на диаграмме последовательности, стрелки обозначают сообщения, обмен которыми осуществляется в рамках данного варианта использования. Их временная последовательность, однако, указывается путем нумерации сообщений.
5. Создание диаграммы классов
Этапы выполнения:
Настройка:
- В меню модели выбрал пункт Tools > Options (Инструменты > Параметры).
- Перешел на вкладку диаграмм.
- Убедился, что помечен контрольный переключатель Show Stereotypes (Показать стереотипы).
- Убедился, что помечены контрольные переключатели Show All Attributes (Показать все атрибуты) и Show All Operations (Показать все операции).
- Убедился, что не помечены переключатели Suppress Attributes (Подавить вывод атрибутов) и Suppress Operations (Подавить вывод операций).
Создание пакетов:
- Щелкнул правой кнопкой мыши на Логическом представлении браузера.
- В открывшемся меню выбрал пункт New > Package (Создать > пакет).
- Назвал новый пакет Entities (Сущности).
- Повторил этапы с первого по третий, создав пакет Boundaries (границы).
Создание Главной диаграммы Классов:
- Дважды щелкнул на Главной диаграмме Классов прямо под Логическим представлением браузера, чтобы открыть ее.
- Перетащил пакет Entities из браузера на диаграмму.
- Перетащил пакет Boundaries из браузера на диаграмму.
Главная диаграмма Классов представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Главная диаграмма Классов системы учебной библиотеки.
Создание диаграммы Классов для сценария "ввод новой книги" со всеми классами.
- Щелкнул правой кнопкой мыши на Логическом представлении броузера.
- В открывшемся меню выбрал пункт New > Class Diagram (Создать > Диаграмму Классов).
- Назвал новую диаграмму Классов add New book (Введение новой книги).
- Щелкнул в браузере на этой диаграмме дважды, чтобы открыть ее.
- Перетащил из браузера все классы (ins_book, number_izd).