Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Алюмэкспо»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в экономике проявляются негативные тенденции, поэтому на предприятиях необходимо проводить работу по исследованию рынка, прогнозированию развития событий на рынке, глубокому анализу состояния и деятельности предприятия и на этой основе принимать обоснованные стратегические решения по реализации маркетинговой политики, направленные на обеспечение прочных конкурентных позиций.

Важные аспекты формирования и развития теоретической, методической и практической базы для обеспечения конкурентоспособности в условиях становления рыночных отношений не получили должного освещения. Требуют дальнейших исследований вопрос создания эффективного механизма обеспечения устойчивых конкурентных позиций предприятий, оценки конкурентоспособности предприятий с учетом изменений в динамической макроэкономической среде.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы данной работы.

Теоретические и методологические аспекты деятельности предприятия в условиях конкурентной среды нашли отражение в научных трудах Азоева Г.А., Акимовой А.И., Артура А. Томпсона-мл., Блэкуэлла Р., Брагина Л.A., Горфинкеля В.Я, Данько Т.П., Каплана Р., Романовой А.Н., Раицкого К.А., Стикленда А.Дж., Стоуна Д., Фатхутдинова Р.А., Хитчинга К., Энджела Д., и других отечественных и зарубежных экономистов.

Цель работы – определение направлений повышения конкурентоспособности предприятия.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;

- определить основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;

- исследовать методы оценки конкурентоспособности;

- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;

- выполнить анализ конкурентов и оценку конкурентоспособности предприятия;

разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия и оценить их эффективность.

Объект исследования – процесс управления конкурентоспособностью предприятия.

Предмет исследования – теоретические подходы и методический инструментарий оценки конкурентоспособности предприятия.

База исследования: общество с ограниченной ответственностью «Алюмэкспо».

Методы исследования. Теоретической и методологической основой проведенного исследования стали научные концепции и теоретические разработки ведущих отечественных и зарубежных ученых в области конкуренции, конкурентоспособности предприятий, управления, организации производства.


В процессе исследования применялись следующие методы: дедукция, индукция, анализ, синтез, метод аналогии, обобщение, сравнение, системный анализ.

Структура работы включает введение, две главы основной части, заключение и список использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

Прежде всего, изучим базовую категорию конкурентоспособность.

В XX веке получил широкое распространение структурный подход к определению конкуренции, акцентированный на анализе рынка и его структуры и регулирующих условий. Такому подходу посвящены работы С.Л. Брю, М. Портера, Дж. Робинсона [10, 16, 18]. Исследования этих ученых дали серьезный стимул для развития теории конкуренции в западной экономике, благодаря чему термин «конкуренция» уже привычно понимается в трактовке структурного подхода. K.P. Макконнелл и С.Л. Брю определили развитие данного подхода в своем работе как «экономикс». Они приводят определение конкуренции, как присутствие на рынке большого числа независимых продавцов и покупателей, с определенным свойством свободного входа на рынок и выхода из него [16, C.112].

P.A. Фатхутдинов в своем труде «Управление конкурентоспособностью организации» дает, на наш взгляд, наиболее корректное определение: «Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [24, C. 11].

В.П. Горев, считает, что основными факторами, определяющими конкурентную среду, являются экономический рост, рост доходности населения, инвестиционный климат [8, C.32]. Здесь напрашивается справедливый вопрос о взаимосвязи между экономикой и понятием конкуренция. Можно выделить эту связь через призму функций конкуренции. В.М. Круглик выделяет основные функции конкуренции [14, C.119]:


  • Обеспечение производства услуг, необходимых обществу. Конкуренция между производителями обеспечивает производство товаров высокого качества и в необходимом количестве для потребления.
  • В условиях конкуренции уровень спроса влияет на конечную цену товара (при увеличении спроса, цена растет, при уменьшении - цена падает.) В сущности, это принцип «невидимой руки» А. Смита.
  • Дифференциация прибыли. Роль конкуренции представляется естественным отбором. Фирмы, не способные к конкуренции, в итоге не способны получить прибыль, следовательно - прекращают свою деятельность.
  • Продвижение товаров к потребителям. Формирование системы стимуляции товаров в обществе к формированию и поддержанию спроса.
  • Динамика рынков. Наличие собственных капиталов, рабочей силы, средств производства приводят к формированию «цивилизованной» конкуренции, которая, в свою очередь, стимулирует дальнейшую динамику рынка.

Конкурентоспособность рассматривается как свойства товаров, обладающих преимуществами для субъекта экономического соревнования. Понятие термина «конкурентоспособность» зависит от его объекта (продукция, организация, отрасль, страна).

Анализ многочисленных трактовок понятия конкурентоспособности из разных источников позволяет сделать следующий вывод: общим знаменателем для многочисленных трактовок является то, что оно определяет свойства товара отвечать требованиям определенного рынка в конкретный временной период.

Множество работ определяют конкурентоспособность как характеристику товара, подчеркивающую его принципиальное отличие от товара конкурента, которое конкретизирует общественные потребности и затраты на их удовлетворение [1, 9, 13, 15]. В то же время, часть ученых считает, что конкурентоспособность определяет не все отличия товара, а лишь предпочитаемые остальным товарам схожего типа [2,7,11].

Как только производители конкурирующих товаров открывают для себя новый сегмент рынка и сталкиваются с неким преимуществом конкурента, начинается процесс подражания (путем нововведений или модификации товара), тем самым увеличивается предложение. В итоге происходит обостренная борьба за покупателя между фирмами-конкурентами и возможность его обслуживать. При этом обострение конкуренции обусловливается тремя тенденциями.

Первая тенденция приводит к постоянному удовлетворению потребностей потребителя путем постоянной работы над совершенствованием свойств товара с целью повысить ценность конечного продукта для потребителя. «В экономике, построенной на принципах конкурентной борьбы, покупатели имеют возможность выбора между товарами различных компаний. Потребители приобретают те из них, которые представляют наивысшую ценность. Ценность товара - функция воспринимаемой ценности и цены предложения. Пока компания не предложит конкурентоспособные цены и качество товара, она не может рассчитывать на получение прибыли» - отмечает П. Дойль [10, с. 526].


Вторая тенденция обусловлена снижением издержек с четким соблюдением требования сохранения качества товаров. Сокращение средних или предельных издержек позволит предприятию снизить цену или увеличить норму прибыли при сохранении цены. Снижение издержек обеспечивает большой диапазон для принятия управленческих решений. Привлекательность этой тенденции в том, что последствия применения снижений издержек более предсказуемы. Издержки контролируются гораздо лучше других составляющих маркетинга. Особая привлекательность этой тенденции для бизнеса в целом заключается в том, что технологии снижения издержек с малой вероятностью могут быть определены и сымитированы конкурентами. М. Портер подчеркивает, что преимущество по издержкам объясняется более эффективным по сравнению с конкурентами ведением отдельных видов деятельности [18, с.50].

Третья тенденция обременяет предприятие задачей существенного совершенствования и создания весьма заметных отличительных преимуществ производимого товара. При четком формировании отличительного преимущества предприятие завоевывает или удерживает свою долю рынка.

Все эти составляющие дают нам понять важность конкурентного преимущества товара. В конечном счете, оно фиксируется, реализуется и закрепляется исходя из реальных и актуальных предпочтений потребителей.

Возникновение термина «конкурентные преимущества» относят к концу ХVIII-началу XIX века. Д. Рикардо в своих трудах представлял положение о теории сравнительных издержек. Идея теории заключается в том, что в обмене прерогативу получают те государства, которые минимизируют издержки, что приводит к занятию лидирующих позиций на мировом рынке.

М. Портер сделал значительный вклад в развитие конкурентоспособности, анализируя подходы к объяснению причин конкурентоспособности. Он предложил концепцию, суть которой состоит в «национальном ромбе», определяющем свойства конкурирующей среды, параметры факторов производства, стратегии фирмы, параметры спроса на конечный продукт фирм различных стран. Все составляющие «национального ромба» взаимосвязаны и дают эффект цельности. Портер показал, что конкурентное преимущество возникает за счет снижения издержек и дифференциации товаров, что приводит к более эффективному использованию ресурсов, чем у конкурентов [18, с.126].

М. Саритх высказывает мнение о том, что «конкурентные преимущества - это все положительные факторы, обеспечивающие конкурентоспособность экономических объектов и субъектов. Их конкурентоспособность может состоять из нескольких конкурентных преимуществ» [14, с.122].


В свою очередь, конкурентное преимущество - экономические отношения субъектов хозяйствования, проявляющиеся в превосходстве над конкурентами на конкурентном рынке в реализовавшихся условиях воздействия окружающей среды. Конкурентное преимущество имеет двойственную природу: факторную и конкурентную (определяемую конкурентными отношениями) [15, с.148].

Таким образом, если конкурентоспособность субъекта определяется характеристикой, представляющей эффективность деятельности в сравнении с другими субъектами конкуренции, то конкурентные преимущества выступают как причины, вследствие которых достигается эта эффективность.

Без конкурентных преимуществ невозможна конкурентоспособность, так как по сути она является совокупным результатом, составляющей которой является конкурентное преимущество. Наличие конкурентных преимуществ не подразумевает автоматическое предпочтение потребителя. Только в комплексе с эффективными маркетинговыми инструментами эти явления могут оказать реальное влияние на потребителя.

1.2. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность как рыночная категория имеет динамический, изменчивый характер. Так, при неизменных качественных характеристиках товара, его конкурентоспособность может меняться в широких пределах в зависимости от конъюнктуры рынка, действий конкурентов, изменения цен, рекламных мероприятий и тому подобное.

Основными условиями обеспечения конкурентоспособности являются [21, с.122]:

- применение научных подходов к стратегическому менеджменту;

- обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления,

- применение современных методов исследования и разработок (программно-целевое планирование, теория принятия решений и т.д.);

- рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла объекта;

- формирование системы мероприятий по обеспечению конкурентоспособности различных объектов.

Категория «конкурентоспособность предприятия» характеризуется перечнем следующих свойств: сопоставимость, пространственность, динамичность, предметность, атрибутивность, системность, объективность [17, с.77].