Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается системы изъятия налога у источника, зарубежная практика не отличается от российской: подоходный налог взимается работодателями с текущих доходов рабочих и служащих. Это обеспечивает относительную равномерность и регулярность поступления налога в бюджет при выплате работникам заработной платы. Налоговая база остается стабильной, независимо от происходящих изменений в экономической и политической сферах. Исключением являются Франция и Швейцария, где налог с заработанного в предыдущий год дохода платят сами рабочие и служащие, а не работодатели.

Весьма своеобразная система администрирования подоходного налога Швеции и Норвегии. Налог уплачивается на основании налоговой декларации, которая заполняется налоговым органом. Соответственно, налоговые органы этой страны имеют доступ ко всем базам данных о доходах налогоплательщиков, на основании которых и заполняют декларации и исчисляют сумму налога, подлежащую уплате. Налогоплательщик в свою очередь имеет право опровергнуть содержащуюся в декларации информацию в вышестоящем налогом органе.

Следовательно, системы подоходного обложения в зарубежных странах построены на основе общих принципов, которые в каждой отдельной стране имеют свое конкретное наполнение и национальные особенности. Каждая страна по разному использует подоходный налог в качестве инструмента социальной политики, манипулируя налоговыми ставками, налоговыми вычетами и льготами.

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1 Роль налогов с физических лиц в бюджете РФ

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Рассмотрим данные налоговых органов РФ о поступлении налогов в консолидированный бюджет нашей страны (табл. 1).

Таблица 1

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2016-2017 гг., млрд р.

Вид налога

2016 год

2017 год

Темп прироста, %

НДПИ

2 904,2

3 226,8

111,1

НДФЛ

2 679,5

2 806,5

104,7

Налог на прибыль

2 372,8

2 598,8

109,5

НДС

2 181,4

2 448,3

112,2

Имущественные налоги

955,1

1 068,4

111,9

Акцизы

999,0

1 014,4

101,5


По данным таблицы 1 видно, что НДФЛ занимает второе место по суммам, перечисленным в бюджет РФ за 2016-2017 гг., уступая лишь НДПИ. В 2017 году поступления подоходного налога выросли на 127 млрд р., что составило 104,7 % прироста. Доля НДФЛ в разрезе сравниваемых налогов в 2017 году составила 21,3 %, что говорит о значимости данного налога в формировании налоговых доходов нашей страны.

Далее определим долю НДФЛ в налоговых доходах (табл.2)

Таблица 2

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за 2016–2018гг., млрд. руб.

Консолидированный
бюджет РФ

2016г.

2017г.

2018г.

Абсолютное
отклонение (±)

Относительное
отклонение (%)

2017 г.к
2016 г.

2018 г.к
2017 г.

2017 г.к
2016 г.

2018 г.к
2017 г.

Поступление НДФЛ

2702,6

2807,8

2592,1

+105,2

-215,7

+3,89

-7,68

Всего налоговые доходы

19450,6

21153,3

20633

+1702,7

-520,3

+8,75

-2,46

Доля НДФЛ в налоговых доходах

13,89

13,27

12,56

-0,62

-0,71

-4,46

-5,35

Из таблицы 2 видно, что в 2017 г., по сравнению с 2016 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 3,89 %

Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2017 г. составила в консолидированном бюджете 13,27 %, что на 0,62 % меньше, чем в 2016 г, а в 2018 г. — 12,56 %, что на 0,71 % меньше, чем в 2017 г.

Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ увеличилось в 2017 г. по сравнению с 2016 г., а также в 2018 г. Наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации в 2017 г. Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 году поступило 2 688,7 млрд. рублей, или на 7,6% больше, чем в 2013 году и в 2017 году на 4,4% больше, чем в 2016 году.

Далее проанализируем ставки МРОТ. В Федеральном законе РФ дано следующее понятие прожиточного минимума. Прожиточный минимум это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а так же обязательные налоги и сборы.

За последние годы минимальный размер оплаты труда вырос почти в 7 раз (Минфин), но тем не менее, это так и остается очень низким доходом для многих жителей нашей страны. Средние значения минимального размера оплаты труда за последние 10 лет представлены в таблице 3.


Таблица 3

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации

Дата введения МРОТ

Размер, руб.

01.01.2012

4661

01.01.2013

5205

01.01.2016

5554

01.01.2017

5965

01.07.2018

7500

Прожиточный минимум на душу российского населения по итогам I квартала определён постановлением правительства в размере 9 662 рубля. Традиционно для разных категорий граждан этот минимум свой. Так, для трудоспособного населения он установлен на уровне 10 404 рублей, для пенсионеров – 7 916 рублей, а для детей – 9 489 рублей. Значение прожиточного минимума на душу населения за первый квартал текущего года по сравнению с IV кварталом прошлого года увеличилась на 17,1% для трудоспособного населения, на 16,7% – для пенсионеров, а для детей – и вовсе на 20,1%

В связи с этим необходимо устанавливать минимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму одинокого работника в трудоспособном возрасте. Минимум должен исчисляться по всем субъектам Российской Федерации, и абсолютный (в денежном выражении) уровень минимальной заработной платы должен быть различным. Это необходимо в связи с тем, что введенные еще для социалистической модели экономики районные коэффициенты перестали отражать различия в условиях воспроизводства рабочей силы.

Анализ зачисление НДФЛ в бюджеты бюджетной системы РФ на основании Бюджетного кодекса показывает, что наибольшая часть НДФЛ направляется в бюджеты бюджетов РФ (табл.4)

Таблица 4

Зачисление НДФЛ лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.

Бюджет

Зачисленный
налог, %

Бюджетный кодекс

Бюджеты субъектов РФ

85

ст. 56 «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» Бюджетного кодекса

Бюджеты поселений

10

ст. 61 «Налоговые доходы бюджетов поселений» Бюджетного кодекса

Бюджеты муниципальных

районов

5

ст. 61.1 «Налоговые доходы муниципальных районов» Бюджетного кодекса

Данные региональные особенности, которые, прежде всего, касаются различного рода льгот, предоставляемых отдельным группам налогоплательщиков: владельцам личных подсобных хозяйств, семьям, имеющим детей, индивидуальным предпринимателям, привлекающим наемных работников, физическим лицам, продающим принадлежащие им объекты недвижимости.


Неразрывно связанными понятиями с зачислением НДФЛ является и уровень его собираемости, данные о котором представлены в табл.5

Таблица 5

Уровень собираемости НДФЛ

Показатели

2012

2013

2016

2017

2018

Всего за
2012-2018

Налогооблагаемая база. трлн. руб. *

15.4

17.4

19.2

20.6

21.4

94.0

Потребительские расходы населения, трлн. руб.

29.9

34.0

38.1

41.8

43.8

187.6

Уровень собираемости НДФЛ. %*'

51.5

51.1

50.4

49.0

48.9

50.1

Расчётное поступление НДФЛ. трлн. руб.

3.9

4.4

5.0

5.5

5.7

24.5

Фактическое поступление НДФЛ. трлн. руб.

2.0

2.3

2.5

2.7

2.8

12.3

Недопоступление НДФЛ. трлн. руб.

1.9

2.1

2.5

2.8

2.9

12.2

Предоставленные данные свидетельствуют о низком уровне собираемости НДФЛ, одной из причиной которого, по моему субъективному мнению является недостатками действующей системы реформировании данного налога в контексте реформирования всей системы налогообложения РФ.

Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ в большей степени выполняет фискальную функцию. Однако, надеемся, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Об этом свидетельствуют три фактора:

  1. социально-экономическая направленность политики России.
  2. признание эффективности прогрессивного обложение НДФЛ в большинстве экономически развитых стран.
  3. правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения.

2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц

При определении налоговой базы по налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.


Для правильного определения налоговой базы и самого налога на предприятии должен быть организован налоговый учет. Форма самого регистра по НДФЛ, а также порядок отражения в нем данных аналитического характера, разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Но при этом указанный документ должен содержать в себе сведения следующего характера:

  • все доходы, полученные физическим лицом, предоставленные ему налоговые вычеты;
  • сумма рассчитанного, удержанного и перечисленного налога с указанием дат.

Кроме того, представляются все данные о налогоплательщике, позволяющие его идентифицировать. Сведения отражаются за налоговый период с нарастающим итогом по каждому налогоплательщику физическому лицу.

Исчисление сумм налога производится предприятием нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца.

Налоговая база по НДФЛ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у неё возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется в рублях. Если доход налогоплательщика выражен (номинирован) в иностранной валюте, он подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения дохода.

Сумма НДФЛ рассчитывается как произведение налоговой базы и ставки налога.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки:

1) 9% ставка НДФЛ, по ней облагаются:

Доходы иностранных граждан, являющихся нерезидентами: специалистов высокой квалификации, людей, трудящихся по патенту, граждан ЕАЭС.

Проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до первого января 2007 года

2) 15% ставка НДФЛ, по ней облагаются:

Доходы, которые получили учредители доверительного управления ипотечным покрытием. Получать такие доходы требуется на основе ипотечных сертификатов участия, которые выданы управляющим ипотечным покрытием до первого января 2007 года.

Дивиденды, полученные от русских компаний гражданами, не являющимися налоговыми резидентами России

3) 15% ставка НДФЛ 2019, по ней облагаются:

Все доходы нерезидентов. Исключением считаются дивиденды и доходы иностранцев: специалистов высокой квалификации; иностранных граждан, трудящихся у физических лиц на базе патента либо из ЕАЭС.