Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. История предпринимательства
2. Предпринимательство в России
3. Особенности предпринимателя как субъекта экономических отношений
5. Ключевые качества предпринимателя
6. Профессиональные навыки предпринимателя
6.1 Управленческие навыки предпринимателя
6.2 Менеджмент в глобализирующейся экономике
Введение
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. Известно, что в странах рыночной экономики предпринимательство доминирует среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников.
В связи с приватизацией, государству на данный момент принадлежит лишь часть организаций и предприятий, остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес – 20%, для сравнения в Европе – 50%.
Ключевой задачей предпринимателя на данный момент, является управление предприятием, включающее в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также полная ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Тема настоящей курсовой: "Профессиональные функции предпринимателя по развитию бизнеса" является актуальной в условиях финансового кризиса и необходимости перехода с сырьевой экономики на инновационную, и поэтому имеет важное значение как для начинающих, так и работающих предпринимателей, а также для студентов и для всех кто проявляет интерес к современной экономической деятельности.
Цель работы: Составить образ современного предпринимателя, его компетенции и конкурентные преимущества.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность предпринимательской деятельности и её содержание с позиций различных подходов
- Рассмотреть субъекты и объекты предпринимательской деятельности
- Рассмотреть требования, какие предъявляет современная экономика к предпринимателю
- Рассмотреть возможности предпринимателя в условиях динамичного развития технологий
1. История предпринимательства
Как известно, история предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы и ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей.
Зарождение капитализма и стремление к богатству привело к желанию получать неограниченную прибыль.
Действия таких предпринимателей начинали принимать профессиональный и цивилизованный характер.
Зачастую, будучи собственниками средств производства, предприниматели и сами трудились на своих фабриках или заводах.
В России предпринимательство зародилось еще в Древней Руси, в торговой форме и в виде промыслов.
Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства принято связывать с правлением Петра I (1689–1725), когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная и другие промышленности.
Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору стала семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
Дальнейшее развитие предпринимательства на Руси сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права бурно началось строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.
Но после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций - Февральской и Октябрьской - был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия.
В финальном этапе развития предпринимательства (с 1970-х гг. и до наших дней), можно выделить пять основных тенденций:
1. Рост платежеспособного спроса населения промышленно развитых стран, который привел к "индивидуализации" потребления, что в свою очередь вызывает сокращение массового и рост мелкосерийного производства. В этих условиях малое предприятие, должным образом оснащенное, становится не менее конкурентоспособным, чем крупное производство.
2. Современные технологии, оказывающие серьезное воздействие на размер предприятия. Гибкие производственно-технологические системы не предъявляют жестких требований к размерам предприятия и численности занятых на нем работников. А такой вид работы с работником как аутсорсинг позволяет компаниям в разы сокращать затратную и налоговую часть.
3. Изменение роли мелких компании в инновационной сфере.
Из субъекта способного успешно осваивать передовую технику и пользоваться существующими благами, малый бизнес превратился в не менее успешного разработчика современных технологий и средств производства. Яркий пример – ниша разработки приложений.
Этому способствуют высокий уровень специализации производства, гибкие, неформализованные структуры управления, творческая атмосфера в коллективе, отсутствие необходимости поддерживать выпуск устаревшей продукции и соответственно более гибкая система взаимодействия с потребителя и способность более гибко подстраиваться под их потребности. Как следствие, а условиях малого бизнеса весь цикл (изобретение – освоение – готовый коммерческий продукт) существенно сокращается по сравнению с циклом крупных компаний (в среднем – в 1,5–2 раза).
4. Радикальное изменение подхода государства к малому бизнесу. Сейчас он воспринимается как основа социальной и политической стабильности. Одной из основных причин упрочения положения малого и среднего бизнеса в последние десятилетия стала политика государства, направленная на его поддержку и развитие.
5. Интернационализация и транснационализация малого и среднего бизнеса. Крупный транснациональный капитал в последние 10 лет стал практиковать вынос вспомогательных операций или завершающие стадии за рубеж, где имеется реальная возможность экономии на стоимости рабочей силы, природоохранных издержках, транспортных расходах и др.
Также отчётливо отчётливо видна тенденция роста сотрудничества крупного бизнеса с малыми и средними компаниями в рамках различного рода договорных отношений. Особенно это наблюдается в развитии деятельности японских и немецких компаний, где непрерывно растет доля мелких поставщиков комплектующих деталей и изделий в стоимости готовой продукции крупных предприятий. Ключевую роль сыграло и развитие системы франчайзинга,
За последние годы наблюдается последовательный рост удельного веса частных предприятий и организаций. Так, если на конец 1995 г. доля частных предприятий и организаций составляла 65%, в 2000 г. – 77% , то на 1 января 2011 г. их удельный вес в общем числе предприятий и организаций составил 85%.
2. Предпринимательство в России
Кратко исследовав мировую историю предпринимательства, плавно перейдём к предпринимательству в России, его современным реалиям
В связи с приватизацией большинства предприятий Советского союза, неспособности их эффективного использования, повлекшее за собой их закрытие и разорение, а также из-за череды общемировых кризисов, Россия по прежнему отстаёт от ведущих стран по проценту малого и среднего предпринимательства, их роли в бюджете и по другим ключевым показателям.
Рассмотрим эти показатели, а также их взаимосвязь с экономикой России, и какие последствия могут они оказывать на будущее России.
Приложение 1
Данные показатели иллюстрируют роль малых и средних предприятий в экономике России.
Известно, что в большинстве случаев МСП работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные – на внешние рынки. Соответственно слабое развитие МСП приводит к дефициту национальных товаров и вынуждает импортировать товары внутреннего потребления из других стран, что приводит к экономической зависимости от них.
Более того, мировой опыт показывает, что в тех странах, где малые и средние предприятия (МСП) в полной мере были включены в систему внешнеэкономических связей, последствия кризисов отразились на национальной экономике в меньшей степени, чем в странах, где их
развитию уделялось недостаточное внимание
Приложение 2
Данная диаграмма иллюстрирует роль МСБ в социально-экономическом развитии
В секторе малого и среднего предпринимательства - далее - МСП, который включает микро-, малые и средние предприятия, именно средние предприятия занимают главенствующую позицию.
Так, средний бизнес создает более трети всего оборота и добавленной стоимости, что означает следующее.
Суммарный оборот 230 тыс. средних предприятий в странах ЕС сопоставим с суммарным оборотом более 20 млн микропредприятий и около 1,7 млн малых предприятий. Аналогичные показатели характерны и для экономики России
В связи с тем, что в дальнейшей работе будет сделан акцент на современные общемировые тенденции предпринимательства, такие как работа в постиндустриальном секторе экономике, с большим упором на преобладание информационной составляющей, необходимо проанализировать состояние Российской экономики и источники пополнения бюджета:
Приложение 3
Данная диаграмма иллюстрирует структурные проблемы в экономике России, большой уровень зависимости от общемировых цен на нефть и газ.
3. Особенности предпринимателя как субъекта экономических отношений
Для эффективного дальнейшего анализа необходимых профессиональных функций предпринимателя по развитию бизнеса необходимо изучить мотивацию предпринимательской деятельности, причины почему тот или иной человек решает посвятить себя предпринимательству.
Известно, что известные предприниматели такие как Роберт Кийосаки и Дональд Трамп считают предпринимательство есть особый склад ума человека, который заключается в постоянном поиске возможности для удовлетворения текущего и возможного спроса человека.
Другими мотивациями начала предпринимательской деятельности являются:
- Имущественные мотивы, побуждающие людей к расширению объектов владения
- Финансовые мотивы , побуждающие людей к получению финансовой выручки
- Социальные – новаторство, желание преобразовывать окружающую среду
Также существуют мотивы-суждения, которые провозглашаются самим предпринимателем и открыто им признаются:
- Острое или навязчивое желание выделиться среди окружающих, проявить себя, показать себя и свои способности.
- Стремление к независимости, невозможность работы по найму.
- Стремление к удовлетворению своих потребностей в лидерстве, желание самовыразиться, быть не таким как все.
4. Психология предпринимателя
Современные психологи утверждают, что предприниматели, ориентированные на успех, предпочитают умеренный риск, оправдывающий ожидание. Те же, кто боится неудач, в основном предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска.
А чем выше мотивация предпринимателя к успеху - достижению цели, тем ниже готовность у него к риску. В целом, исследование показало, что мотивация предпринимателей к достижению успеха преобладает над мотивацией к избеганию неудач, хотя и не значительно.
К особенностям мотивации современного предпринимательства также можно отнести следующие составляющие:
- готовность предпринимателей к риску. В ходе рассмотрения данной проблемы было выявлено, что хотя он и предпочитает ситуации «вызова», он всё же более склонен к умеренному риску; он скорее взвесит все риски и предпримет действия, чтобы его минимизировать или контролировать результаты;
- Свобода выбора предпринимателей и их стремление к независимости, которая предполагает, прежде всего, творческую среду работы, несмотря на обстоятельства и объективные причины.
- Волевые качества. Среди важнейших волевых качеств, присущих современному предпринимателю, хотелось бы выделить инициативность, самостоятельность, независимость, решительность и самоконтроль;
- Наличие предпринимательского напряжения. Предпринимательское напряжение как личностная черта может возрастать или ослабляться в зависимости от ожидаемого результата деятельности, и оно есть не что иное, как проявление тревожности.
- Функции предпринимателя
Глава 2 будет полностью посвящена навыкам предпринимателям, позволяющим им эффективно заниматься предпринимательской деятельностью в современной России.
Современная экономическая теория выделяет 3 ключевых функции предпринимателя:
- Ресурсная – для любой хозяйственной деятельности необходимы средства производства – материальные факторы и обученные работники с достаточными знаниями и умениями.
- Организаторская. Главная задача этой функции обеспечить эффективное соединение факторов производства для максимально быстрой достижения
- Творческая, связана с новаторством, инновациями.