Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию такого явления как Социальное страхование в Российской Федерации. Она актуальна по причине того, что само по себе социальное страхование представляет собой уникальное явление. В силу своей особенности, оно представляет собой взаимную помощь граждан страны, контролируемую со стороны государства.
Социальное страхование выступает и как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), и как эффективный инструмент его построения (демократический характер организации, массовый масштаб вовлеченности в него практически всего трудящегося населения, прозрачность финансовых потоков). Вот почему социальное страхование - это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся.
Приближая сферу социальной защиты непосредственно к тем, кто трудится, их семьям и трудовым коллективам, социальное страхование фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и работодателей в управлении деятельностью этого института, взаимное доверие и сотрудничество - не роскошь, а необходимое условие эффективно функционирующей экономики. Образно говоря, социальное страхование без всякой натяжки можно сравнить с нервной системой общественного организма, чутко реагирующей на его потребности в защите.
Цель данного исследования: понять, откуда взялось само явление социального страхования, как люди вообще дошли до понимания того, что лишь объединившись они смогут оказать максимальную помощь и поддержку друг другу. И как в настоящее время выполняется этот общественный договор. Какие есть органы государственного регулирования, как они работают, каковы их функции.
Задачи, которые поставлены в работе:
1.Посмотреть в ретроспективе, как появилось и развивалось социальное страхование в России и мире.
2. Понять и прояснить для себя как работает современная система социального страхования на территории Российской Федерации.
3. Выявить основные функции системы социального страхования в современной России и посмотреть, как они исполняются в реальности.
Объектом данного исследования является Социальное страхование как явление. А предметом: Изучение функций социального страхования в современной Российской Федерации.
Для достижения целей, указанных выше мной были использованы данные из открытых источников, в том числе Федеральных законов, Конституции РФ. Все источники относятся либо к законодательными актам, либо к учебным и научным работам, рекомендованным Министерством Образования и Науки Российской Федерации, поэтому достоверность данных материалов высока.
Также для получения полной картины поднятого вопроса, мной были использованы книги и материалы, не относящиеся к экономической науке, к примеру книги по истории мира и России и книги по юриспруденции.
1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.
Сама по себе идея, что члены общества должны помогать друг другу не нова. Еще в некоторых первобытных племенах община ухаживала за теми членами общества, которые в силу каких-либо обстоятельств не могли сами о себе позаботиться (беременные женщины, старики( если таковые имелись), дети) [1]
[1]. Но само по себе явление социального страхования, как мы его сейчас знаем, появилось лишь в 19-20 веке. Предлагаю рассмотреть, откуда оно вообще появилось, основываясь на исторических фактах.
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В МИРЕ.
Для начала предлагаю понять, как развивалась система социального страхования в мире, ибо в Российской Империи и в СССР пользовались наработками европейских законотворцев. Хотя бы по причине того, что социальные революции в мире происходили ранее, чем на территории современной России.
Впервые о чем-то напоминающем социальное страхование заговорили с появлением капитализма на рубеже XVII-XVIII вв. Тогда речь шла о страховании жизни. Стремясь обеспечить себя и свою семью в случае утраты трудоспособности по болезни или инвалидности, рабочие создавали общества взаимопомощи, "братства", и другие ассоциации, в которые сами производили страховые отчисления. В таком виде социальная защита рабочих в странах Европы существовала в течение XVIII-XIX вв[2]. [2]
В дальнейшем, при помощи профсоюзов, рабочим удалось добиться от правительства принятия законов, согласно которым в случае смерти, болезни или любого другого сложного жизненного обстоятельства, рабочему или его семье выплачивалась компенсационная выплата от работодателя, так как при абсолютно добровольной основе не было возможности собрать в фонды необходимую сумму денежных средств.
Чем больше государство вносило средств (дотаций) в систему обязательного страхования здоровья, тем больше оно контролировало этот процесс. Стремление создать регулируемое страхование здоровья стало одной из главных предпосылок формирования государственного (бюджетного) здравоохранения в таких странах, как Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия и других ("бевериджская" модель). В Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии и других странах Центральной и Восточной Европы получила распространение так называемая "бисмаркская" модель, при которой существенную роль играло финансовое участие предпринимателей, выплачивающих обязательные взносы в установленные законом страховые фонды. [3] [3]
Показательной является реформа национального страхования в Великобритании.
"Акт о национальном страховании" был принят в Великобритании 15 января 1911 г. и первоначально, подобно аналогичным законам других стран, не предусматривал внесения страховых взносов полностью за счет государства, что является наиболее социально справедливой формой страхования. Акт 1911 года установил для одной группы застрахованных страхование без взносов (право на все пособия имели рабочие самой низкооплачиваемой категории с заработком 1,5 шиллинга в день, которые ничего не вносили в кассу общества). Пособия им формировались из взносов предпринимателей, других более высокооплачиваемых рабочих, дотаций государства. Для других категорий застрахованных Акт сохранял принцип взаимопомощи, смягчая его лишь предписанием выделения субсидий и дотаций из государственного бюджета. Таким образом, Акт 1911 г. впервые в Великобритании закрепил законодательно принцип общественной солидарности, когда богатый платит за бедного, здоровый - за больного[4]. [4]
Страховые взносы в Великобритании (а также в странах континентальной Европы) собирались через почтовые ведомства путем покупки специальных марок, затем эти средства поступали к страховым комиссарам в страховые комиссии. Последние и распределяли полученные суммы (фактически налоги) между всеми обществами взаимопомощи в зависимости от численности застрахованных за минусом средств, предназначенных на пополнение резервного фонда и содержание центральных органов страхования.
Спустя неполных 2 года (в 1913 г.) была проведена реформа национального страхования в Великобритании, в результате чего государство стало покрывать расходы, связанные со страхованием на случай болезни и инвалидности, из бюджета.
Во Франции вопрос об организации страхования здоровья, выплаты пенсии по старости и инвалидности впервые был поставлен еще Конвентом, который создал реестр - "Книгу национальной благотворительности", и Законом "22 флореаля второго года", определившим, какие категории населения подлежат записи в этот реестр. Но едва был опубликован этот Закон, как Конвент из финансовых соображений отказался от его выполнения. И только 100 лет спустя французское правительство приступило к проведению в жизнь принципов, провозглашенных Великой французской революцией.[5] [5]
В июле 1913 г. во Франции был принят закон, согласно которому проводилось страхование рабочих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. По этому закону предприниматель обязан был выплачивать денежное пособие в течение календарного года с момента увольнения работника, этот вопрос решался комиссией, в которую входили депутаты, сотрудники страховых учреждений, рабочие и предприниматели. Закон имел очень важное значение в становлении системы страхования здоровья.
В Швеции проект закона о социальном страховании рабочих был внесен в риксдаг в 1883 г. Закон этот не был принят. В 1907 г. правительством Швеции была учреждена специальная комиссия под председательством профессора В. Линдстэда, в результате деятельности которой 21 мая 1913 г. риксдагом был принят "Закон об обязательном страховании на случай болезни, инвалидности, старости". По этому закону обязательно должны были страховаться все шведские граждане в возрасте от 16 до 66 лет. Страхование осуществлялось с единственной целью - обеспечить каждого по наступлении пожилого возраста (67 лет), а также при утрате трудоспособности (временной и стойкой) денежными пособиями из средств, получаемых путем внесения взносов страхуемыми и дотаций от общин и государства. Примерно в этот же период происходило реформирование законов о социальном страховании в Австрии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Португалии и других странах, где законодательная власть в той или иной мере регламентировала общественно-экономические отношения в государстве[6]. [6]
Родоначальницей больничных касс по праву считается Германия, где они образовались еще за 30 лет до появления первых касс в России, а немецкий das Krankenversicherungsgesetz стал образцом для подготовки Закона о социальном страховании рабочих на случай болезни, принятого III Государственной Думой 23 июня 1912 г. в России[7]. [7]
Еще в 1883 г., сразу после принятия das Krankenversicherungsgesetz, по всей Германии стали формироваться больничные кассы: фабричные, строительные, общинные, местные и др. Опыт их деятельности показал, что крупные кассы несравненно лучше обеспечивают всеми видами помощи своих членов, чем мелкие. Поэтому с 1885 г. начался процесс объединения и централизации больничных касс, их реорганизация в местные (городские) больничные кассы. Наиболее крупными из них были Лейпцигская, Дрезденская, Мюнхенская, Штутгартская.
К примеру, в Лейпциге было образовано 18 местных касс и одна общинная, насчитывающая 22800 членов. Таким образом, возникла местная больничная касса для Лейпцига и окрестностей (Ortskrankenkasse fur Leipzig und Umgegend) - самая большая больничная касса Германии. Для оказания врачебной помощи (в период 1910-1913 гг.) касса оформила договорные отношения с 429 врачами, в том числе с 13 поликлиниками, 143 узкими специалистами и 28 зубными врачами.
Касса содержала свои санатории и Цандеровский институт, где имелся рентгеновский кабинет, электро- и светолечение. Она состояла в договорных отношениях с 59 аптеками, 29 оптическими магазинами и другими учреждениями. У больных имелось право свободного выбора врача из опубликованного кассой списка врачей, работавших с ней по договору.
В обязанности больничных касс согласно закону входили:
- предоставление бесплатного лечения;
- выплата денежного пособия во время болезни;
- материальная помощь и пособие беременным и роженицам;
- пособие на погребение.
Членам семей застрахованных предоставлялось только бесплатное лечение, а также медицинская помощь беременным и роженицам. Но большинство касс этим не ограничивались и расширяли свою помощь за счет профилактических мероприятий (санатории, дома отдыха, пансионаты и др.), а также выделяли особые чрезвычайные фонды для помощи нетрудоспособным, создавая таким образом замену отсутствующего страхования по старости и инвалидности. Средства больничных касс составляли: 2/3 - взносы самих рабочих и 1/3 - взносы предпринимателей. Таким образом, исторически сформировалось несколько типов организации врачебной помощи застрахованным: система свободного выбора врача; система "списочных врачей"; система врачей, постоянно работающих в больничных кассах по контрактам.[8] [8]
Как видно из данной информации, социальная порука, а следовательно и само социальное страхование отнюдь не ново для стран старого света. Социальное страхование в мире проистекало из естественного стремления людей помочь друг другу в сложной жизненной ситуации. А как обстоят дела с социальным страхованием на территории современной Российской Федерации?
1.2 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ.
Впервые на Территории Российской Империи о страховании заговорили в 1889 году. Тогда в Государственный совет внесли проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих[9]. [9] Предприятия были плохо оборудованы, условия работы были на большинстве не самыми лучшими, что приводило в большому проценту рабочих травм и профессиональных заболеваний. Начали создаваться первые профсоюзы.
В 1903 году в России был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях. Толчком к созданию такого Фонда послужило издание закона от 2 июня 1903 года, утвердившего «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности»[10]. [10]