Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Понятие, сущность и формы коммерческой деятельности
1.2. Специфика и стратегия коммерческой деятельности оптового торгового предприятия
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Анализ финансово-экономических показателей деятельности организации
2.3. Особенности коммерческой деятельности ООО «Строительная компания СтройПрогресс»
При принятии коммерческих решений на предприятиях оптовой торговли важно учитывать не только специфику товара, связанную с его принадлежностью к тому или иному типу, но и этап жизненного цикла, на котором находится товар[11].
Жизненным циклом товара называют период с момента появления товара на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. Жизненный цикл может рассматриваться в отношении вида товара, разновидности товара или торговой марки[12].
Большинство товаропроизводителей предлагают много различных товаров. Эти товары составляют товарную номенклатуру предприятия.
Товарная номенклатура — совокупность всех производимых товаров, предлагаемых фирмой-изготовителем для продажи.
Товары, образующие товарную номенклатуру, можно объединять в группы, схожие по потребительским характеристикам или предназначенные для удовлетворения однородных потребностей. Такие группы называют ассортиментными группами, или ассортиментом. Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций.
Ассортимент товаров — совокупность их видов и разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам.
Коммерческая деятельность оптовых предприятий не должна ограничиваться рамками одного района, области или республики. Следует активно развивать внешнеэкономическую деятельность, осуществлять поиск новых источников товарных ресурсов и потенциальных покупателей на глобальной основе. Одним из наиболее эффективных способов установления связей с зарубежными партнёрами является посещение и участие в международных выставках, ярмарках, торгах и аукционах[13].
Оптовые предприятия торговли должны обладать современными системами сбора, накопления, анализа и передачи информации, которые бы позволяли им поддерживать оптимальные товарные запасы, оперативно управлять ими, повышать производительность труда коммерческих работников и снижать совокупные издержки обращения[14].
Успех коммерческой работы, в конечном счёте, определяется и её кадровым обеспечением. Работники опта должны быть высококвалифицированными специалистами, обладающими глубокими знаниями в области маркетинга, управления и организации коммерческой работы, товароведения, экономики и финансов торговли, внешнеэкономической деятельности и политики. Постоянное обновление знаний и повышение квалификации персонала - обязательное условие обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Оптовая продажа товаров обеспечивает выполнение главной функции оптовой торговли - бесперебойное ритмичное снабжение розничной торговой сети нужными товарами в соответствии с их заказами.
Оперативное выполнение договоров с покупателями осуществляется при складской форме продажи следующими методами:
- путем отгрузки или завоза товаров, предусмотренных договором, в согласованные сроки;
- путем личной отборки товарных образцов в зале или на складе;
- путем выполнения заявок на завоз товаров, поступивших по телефону, через разъездных товароведов или через информационно-диспетчерскую службу;
- через автосклады[15].
Итак, торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота.
Специфика деятельности оптовых (торгово-распределительных) предприятий, отличающая их по ряду характеристик от предприятий розничной торговли, играет большое значение при формировании конкурентной стратегии и конкурентного преимущества предприятия.
Специфика оптовой торговли - многократные закупки клиентом одних и тех же товарных позиций при низкой лояльности к их поставщику. Покупатель может выбрать другого поставщика лишь по той причине, что тот своевременно сделал ему предложение. Чтобы этого не происходило, необходимо знать специфику закупок ключевых клиентов и вовремя предлагать им необходимый товар.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ СТРОЙПРОГРЕСС»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
За 25 лет поступательного развития «Стройпрогресс» стал одним из крупнейших и надежнейших предприятий государственного значения на строительном рынке России и укрепил репутацию надежного партнера государственных и коммерческих компаний и предприятий. Сегодня перед нами стоит задача – стать лидером строительного рынка России. Это соответствует миссии и стратегии компании.
Устойчивое положение на рынке, доверительное отношение со стороны заказчиков и партнеров – фундаментальные корпоративные ценности.
Миссия и цель деятельности Группы компаний «Стройпрогресс» – «развивать отрасль, в которой мы ведем наш бизнес, и тем способствовать преображению страны и общества. Мы видим в будущем образ процветающей Родины, защищенной природы, обустроенной земли»[16].
Выполнение миссии обеспечено стратегией Группы компаний «Стройпрогресс»: четким пониманием задач, безупречным их выполнением, постоянным развитием.
Компания, которая стремится стать лидером рынка, должна быть максимально самостоятельна в плане обеспечения своей основной деятельности человеческими ресурсами, техникой, продукцией других производств, иметь собственные производственные и технические базы с тем, чтобы стать единым и надежным подрядчиком строительных и ремонтных работ.
Группа компаний «Стройпрогресс» укомплектована квалифицированными кадрами разных строительных специальностей. Численный состав – около 3 тысяч человек. Для осуществления того или иного проекта, как правило, создается отдельное мобильное подразделение, способное вести высокотехнологичное строительство, прокладку коммуникаций, монтажные работы. Оно обеспечено собственной техникой, строительными механизмами, складскими, административно-бытовыми и жилыми помещениями модульного типа. В работе на всех ее этапах четко соблюдаются технологии, требования безопасности и экологические нормы.
«Стройпрогресс» имеет собственный автопарк строительной и транспортной техники с централизованным управлением филиалами в шести регионах. Техника оснащена навигационной системой. Ежегодно количественный состав техники увеличивается на 20-25%. Отсутствие необходимости арендовать технику уменьшает издержки и повышает наши преимущества перед конкурентами.
Имеется несколько отдельных специализированных служб управления механизацией: служба эксплуатации, ремонтная служба, диспетчерская, службы снабжения и учета.
В Управлении механизации заняты специалисты высокого класса, около 300 человек.
Группа компаний «Стройпрогресс» имеет собственные производственные и складские базы и карьеры, ведет самостоятельную деятельность по всему комплексу работ, связанных с разработкой, проектированием и оформлением разрешительной документации на добычу грунтовых строительных материалов, таких как песок, глина, щебень, песчано-гравийная смесь. Компания ведет добычу грунтовых строительных материалов с учетом требований к рациональному природопользованию и охране природной среды.
В настоящее время активно используется Белоярский песчаный карьер (Щучанский р-н Курганской области) и Федоровский щебеночный карьер (Челябинская область).
«Cтройпрогресс» имеет опыт строительства крупнейших объектов столицы, таких как АМО «ЗИЛ», АЗЛК, Московский желатиновый завод, Московский абразивный завод, Дом журналиста, школ, зданий и сооружений различного назначения, и уже расширили свою географию на многие регионы России и зарубежья.
Завод «Стройтехника», входящий в состав Группы компаний «Стройпрогресс», производит готовые комплекты для строительства. Новый цех деревообработки оборудован современными станками. Чтобы обеспечивать мировые стандарты качества, компания сотрудничает с ведущими отечественными и зарубежными научно-исследовательскими лабораториями.
В настоящее время около 55% выручки предприятия приходится на продажу строительной продукции и материалов собственного производства. Таким образом, оптовая торговля является одним из приоритетных направлений деятельности ООО «Стройпрогресс».
2.2. Анализ финансово-экономических показателей деятельности организации
Проведем анализ финансоых результатов деятельности предприятия (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Финансовые результаты деятельности ООО «СтройПрогресс»
за 2015-2016 гг.
Наименование статей |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Изм. % |
Абсолютное отклонение |
||
Млн. руб. |
Млн. руб. |
Млн. руб. |
2015 / 2014 |
2016 / 2015 |
2015 / 2014 |
2016 / 2015 |
|
Выручка |
14099 |
7481 |
16473 |
-47 |
45,41 |
-6618 |
8992 |
Себестоимость |
8172 |
4122 |
7137 |
-50 |
54,57 |
-4050 |
3015 |
Валовая прибыль |
5927 |
3359 |
9336 |
-43 |
35,98 |
-2568 |
5977 |
Коммерческие расходы |
1912 |
3226 |
5912 |
69 |
54,57 |
1314 |
2686 |
Средняя численность персонала, чел. |
1567 |
1679 |
1711 |
-83 |
1,9 |
112 |
32 |
Прибыль от продаж |
4015 |
133 |
3424 |
-99 |
3,88 |
-3882 |
3291 |
Прочие расходы |
37 |
24 |
37 |
-86 |
64,86 |
-13 |
13 |
Прибыль до налогообложения |
3978 |
109 |
3387 |
-99 |
3,22 |
-3869 |
3278 |
Налог на прибыль |
795,6 |
21,8 |
677,4 |
-85 |
-123,2 |
-73 |
|
Чистая прибыль |
3182,4 |
87,2 |
2709,6 |
-99 |
3,29 |
-3095,2 |
3205 |
За 2016 год выручка предприятия увеличилась на 8992 млн. руб. Себестоимость также увеличилась на 3015 млн. руб. Коммерческие расходы выросли на 2686 млн. руб. Прочие расходы повысились на 13 млн. руб., чистая прибыль увеличилась на 3205 млн. руб.
Рассмотрим структуру и динамику активов предприятия ООО «СтройПрогресс» (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Анализ активов предприятия за 2014-2016 гг.
Наименование статей |
2014 к.г |
2015 к.г |
2016 к.г |
Абсолютное отклонение |
|||||
Млн. руб. |
% 2015/ 2014 |
Млн. Руб . |
% 2016/ 2015 |
Млн. руб. |
% 2016/ 2014 |
2015-2014 |
2016-2015 |
2016-2014 |
|
Внеоборотные активы |
132 |
87,12 |
115 |
263,48 |
303 |
229,55 |
-17 |
188 |
171 |
Основные средства |
132 |
87,12 |
115 |
263,48 |
303 |
229,55 |
-17 |
188 |
171 |
Оборотные активы |
2311 |
403,81 |
9332 |
94,83 |
8850 |
382,95 |
7021 |
-482 |
6539 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в теч. 12 мес. после отч. даты) |
496 |
796,57 |
3951 |
64,03 |
2530 |
510,08 |
3455 |
-1421 |
2034 |
Запасы |
1645 |
289,91 |
4769 |
120,03 |
5724 |
347,96 |
3124 |
955 |
4079 |
Налог на добавленную стоимость |
3 |
166,67 |
5 |
4960 |
248 |
8266,67 |
2 |
243 |
245 |
Баланс |
2443 |
386,7 |
9447 |
96,66 |
9153 |
374,66 |
7004 |
-294 |
6710 |