Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА
1.1 Понятие и сущность стиля руководства
1.2 Взаимосвязь стиля управления организацией и социально-психологического климата в коллективе
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В КАФЕ «МОЛОКО»
2.1 Организационно-экономическая характеристика кафе «Молоко»
2.3 Анализ влияния стиля управления руководителя на эффективность работы персонала
АВТОРИТАРНЫЙ
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
В результате исследования проведенного по методике Захарова В.П, автор исследования пришел к следующему выводу, что директор кафе «Молоко» применяет авторитарный стиль управления, а заместитель директора демократический
По методике Захарова В.П. обнаружен индивидуальный стиль руководства кадрами кафе «Молоко» по периодам, он носит смешанный характер авторитарного и демократического стиля управления средней степени, который свидетельствует о хороших лидерских качествах управленцев, умении управлять действиями своих сотрудников, проявлении требовательности и настойчивости, стремления влиять на персонал силой приказа, убеждениям и принуждениям, личном эгоизме и целенаправленностью, а также стойким стремлением жить интересами коллектива кафе «Молоко», проявлять беспокойство о сотрудниках, предоставлять доверие заместителям и поощрять их инициативу, иногда прислушиваться к мнению сотрудников кафе «Молоко».
Далее для решения задач исследования используем разработанную нами анкету для определения уровня удовлетворения сотрудников кафе "Молоко" руководящим персоналом.
В результате анкетирования было опрошено 29 сотрудников кафе "Молоко" из них:
Экономисты - 2
Кассиры - 2
Повар – 6
Бармены – 2
Официантов – 5
Прочий персонал – 12.
В результате проведенного опроса установлено следующее: общее количество ответов „Да” при опросе работников составляла 195 (общее количество ответов 222), что равняется 87%.
Исходя из условий анкетирования, определим, подсчитав количество ответов, что персоналу по нраву демократический стиль управления. Работники в целом довольны такой системой управления и обычно стремятся оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать его в необходимых случаях. В этих условиях работники легче соглашаются с легитимностью решений, принятых при их участии, более охотно принимают изменения, больше доверяют менеджерам, которые фактически разрабатывают и реализуют эти решения, чаще выдвигают самостоятельные идеи. Такой стиль преимущественно для руководства сложными видами деятельности, где на первом месте выступает качество.
Руководитель авторитарного типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»).
Использование такого стиля увеличивает единоличную власть руководителя и возможность влияния на подчиненных, обеспечивает максимальную производительность, помогает решению заданий в сложных условиях, обеспечивает работу вновь создаваемых коллективов и позволяет выполнить задание, особенно когда не хватает времени, если компетентность руководителей значительно более высока, чем у подчиненных, или работники не могут прийти к согласию.
Однако применение такого стиля руководства порождает много проблем в будущем: снижает эффективность труда, производственную дисциплину, инициативу, ухудшает социально психологический климат, повышает текучесть, не формирует внутреннюю заинтересованность исполнителей, поскольку лишние дисциплинарные мероприятия вызывают в человеке страх и злобу, уничтожают стимулы к работе.
Применение авторитарного стиля может быть эффективным тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя (например, на военной службе) или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а руководитель уверен в том, что они не способны самостоятельно действовать правильным чином.
Следующим этапом исследования стало анкетирование постоянных клиентов кафе «Молоко», которое ставило на цели анализ работы персонала.
На вопрос анкеты ответило 25 человек – постоянных посетителей кафе "Молоко", 13 из которых является клиентами 5 лет, 12 чел. (48%) – 6 лет.
В период с 2013-2015 года хорошо оценило работу персонала кафе «Молоко» 15 человек, удовлетворительно – 10 человек (60%).
В период с 2015-2016 года отлично оценило работу сотрудников кафе «Молоко» 20 человек(80%), хорошо – 5 человек (20%).
В период с 2015-2016 улучшилась работа работников приблизительно на 60% процентов (такой ответ дали 70% опрошенных).
О том, что в кафе «Молоко» было два директора знали 50% опрошенных клиентов.
65% респондентов связывает изменения в роботе персонала с изменением руководства. 5% - с изменением некоторых членов в персонале и 30% считают, что персонал с 2013 по 2016 год в кафе «Молоко» почти не изменился, на 100% с изменением руководства.
85% считают демократический стиль руководства наиболее приемлемый для предприятий общественного питания, либеральный – 10%, авторитарный - 5% от опрошенных посетителей.
Персонал поводил себя лучше к Клиентам в 2015-2016гг. считают 95%, 2013-2015 - 5%.
Из проведенного опроса, можно сделать следующий вывод: постоянные посетители кафе «Молоко» считают, что в 2013-2016гг. обслуживание со стороны персонала было лучше, при этом 50% не знали об изменении руководства. Общий итог: демократический стиль управления наиболее приемлем для предприятий общественного питания.
Общий вывод, по итогам проведенных исследований: можно сказать, что в кафе «Молоко» демократический стиль управления более влиятелен и эффективен. За годы управления персоналом именно демократическим стилем управления улучшилась работа персона кафе «Молоко». Это заметили не только сотрудники предприятия, но и гости кафе «Молоко».
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В КАФЕ «МОЛОКО»
В условиях конкурентной борьбы между предприятиями за лидерство на рынке все большее число этих предприятий понимают важность грамотного управления фирмой, персоналом. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
В условиях рыночной экономики необходимо постоянно совершенствовать систему организации труда и управления персоналом. Поэтому актуальность совершенствования методов управления персоналом в организации все более возрастает.
В этой связи главная роль отводится, прежде всего, руководителю организации, поскольку именно от его профессиональных и личностных качеств зависит, насколько эффективно будет организован весь производственный процесс. Только он, выбрав правильный стиль руководства, может воздействовать на динамику развития фирмы и формирует определенный социально-психологический климат в организации. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
Современные условия развития предприятий в нашей стране таковы, что им приходится работать в новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех ее проявлениях. Логика борьбы за выживание в условиях остро конкурентного рынка вынуждает предпринимателей коренным образом менять свою стратегию. Решающей предпосылкой конкурентоспособности является человеческий потенциал. В связи с этим в разнообразных формах происходит движение к созданию новой модели развития и использования человеческих ресурсов.
Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. Наиболее плодотворно в изучении стилей руководства работали К. Левин, А.М. Омаров, Т.С. Кабаченко.
Стиль управления преимущественно выражается в том, какими способами руководитель побуждает коллектив к инициативному исполнению возложенных на него обязанностей. В связи с этим А.М. Омаров выделяет два компонента, характеризующих стиль руководства: способы, с помощью которых оказывается воздействие на подчиненных и взаимоотношения с ними [1, с. 544].
Практика управления в современных условиях показывает, что выбор стиля руководства детерминирован быстро меняющейся организационной ситуацией; наиболее эффективным является умелое и своевременное использование руководителем каждого стиля и их сочетания в зависимости от сложившейся управленческой ситуации. И все же многие исследователи (Т.С. Кабаченко, Н.Г. Яновский, А.М. Омаров, А.В. Быков) подчеркивают, что в реальной жизни в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Предпочтение того или иного стиля управления обусловлено личностными особенностями руководителя [2, с. 154].
Т.С. Кабаченко выделяет следующие факторы, составляющие основу стиля управленческой деятельности, - актуальные для человека жизненные и профессиональные ценности, установки, самооценку [3, с. 168].
Анализируя развитие малого и среднего бизнеса в целом, можно сделать вывод, что проблемы современного руководства уже не рассматриваются на основе авторитарной политики, не работает и принцип регулирования отдельных составляющих частей бизнеса - для успеха необходимо знание как экономических, так и гуманитарных проблем - то есть системы в целом.
Вместе с системой управления, которое действует, в кафе «Молоко», организации необходимо разработать систему анализа управленческой деятельности руководством организации. Такая система является эффективным управленческим инструментом в организации, которая позволит сократить до минимума несогласованность в действиях отделов, улучшить взаимодействую с внешними организациями, наладить коммуникации. Рассмотрим более подробно суть данного подхода.
В кафе «Молоко» необходимо проводить ряд совещаний, которые бы формировались из высшего управленческого аппарата предприятия. Основной целью совещаний является обеспечение постоянной адекватности, пригодности и результативности системы управления организации, принятия своевременных мер, по улучшению ее функционирования, а также решений о необходимости внесения изменений в управленческую деятельность, в частности политику и цели, в области управления.
Периодичность проведения анализа управленческой деятельности в кафе «Молоко» - не реже два разы в год. Подготовка совещания должна начинаться заблаговременно из сбора и обработки информации. Руководители среднего звена вместе с ведущими специалистами в установленный срок проводят оценку управленческой деятельности, заполняют анкеты и передают их высшему руководству, которое анализирует данную информацию и использует ее для последующего совершенствования управления в организации.
Анкета, формируется на основании:
- результатов выполнения мероприятий, намеченных на предыдущих совещаниях;
- результатов выполнения плана мероприятий по улучшению управленческой деятельности;
- результатов внутренних и внешних аудитов;
- анализу отчетов об отклонении;
- обратных связей;
- результатов анализа действий, которые корректируют и предостерегающих;
- анализу функционирования процессов;
- результатов анализа среднего звена управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги по данной курсовой работе, можно сказать, что важную роль в работе сотрудников и руководителя играет состояние МПК. Морально психологический климат основывается на комплекс психологических условий, благоприятствующих эффективной реализации совместной деятельности и всестороннему гармоническому развитию личности в группе. Характер климата определяется множеством процессов, протекающих в ней.
Исследования, проведенные в рамках данной курсовой работы, показали, что главными проблемами в создании благоприятного МПК являются, сплоченность коллектива, наличие взаимных связей эффективная работа руководителя в коллективе. Результатом, которой будет хорошо налаженная эффективная командная работа, способствующая достижению поставленных целей и решению поставленных задач. Команда, которая показывает высокие результаты, позволяет улучшить планирование и контроль, сконцентрировать усилия работников на реализации конкретных проектов, повысить мотивацию работников, улучшить коммуникации.
В результате проведенных исследований можно сказать, что исследуемый морально – психологический климат воздействует на работу всей организации в целом. Данная проблема актуальна в настоящее время на многих предприятиях, когда члены организации не могут найти общий язык, между ними существуют разногласия и конфликты, а также нет понимания с руководителем фирмы, деятельность организации на рынке становится уязвимой для большинства конкурентов.
Чтобы наладить отношения сотрудников между собой и руководителем, необходимо разработать программу эффективной работы с персоналом. Для этого проанализировать с помощью, существующих методов исследования, обстановку в фирме, сложившийся в ней морально-психологический климат.