Файл: Понятие правонарушения (Понятие, признаки и сущность правонарушений).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты правонарушений в российском праве
1.1. Понятие, признаки и сущность правонарушений
1.2. Признаки классификации правонарушений
Глава 2. Характеристика отдельных видов правонарушений
2.1. Исследование видов правонарушений
2.2. Характеристика конституционных деликтов
Взвешенную позицию по данному вопросу занимает В. М. Сырых: «Попытка выделения конституционных правонарушений имеет смысл, если они образуют особый, самостоятельный вид правонарушений, не охватываемый традиционным делением на уголовные, административные, дисциплинарные и гражданско-правовые правонарушения» [41]. Действующая Конституция РФ[42], как и конституции десятков стран мира, предусматривает ряд санкций, применяемых к федеральным органам государственной власти, которых нет в других отраслях права — это, например, отрешение от должности президентов государств, роспуск нижней палаты парламента, что характерно для полупрезидентских республик, и отставка правительства (весьма распространенный институт, особенно в парламентских республиках). Соответственно противоправные деяния, за совершение которых могут быть применены названные санкции, и образуют новый вид правонарушении — конституционные правонарушения.
Однако, Конституция РФ вопрос о составе деяний, за которые могут быть применены конституционные санкции, решает неполно и противоречиво. Так, общеизвестно, что основанием для отрешения Президента РФ от должности может служить только совершенная им государственная измена или иное тяжкое преступление. Получается, глава государства может безнаказанно совершать преступления иной категории тяжести, оставаясь при этом гарантом законности, что является абсурдом. В тоже время Государственная Дума, согласно ст. 111 и 117 Конституции РФ, может быть распущена по основаниям, которые никак не являются правонарушениями, а решение об отставке Правительства вообще может приниматься по усмотрению Президента РФ. Мы полагаем, в этом случае уместнее говорить о политической ответственности. При этом не предусматривается конституционная ответственность верхней палаты Федерального Собрания РФ — Совета Федерации, а также должностных лиц, осуществляющих полномочия федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, наличие института конституционной (политической) ответственности делает актуальным и необходимым совершенствование Конституции РФ с целью закрепления научно обоснованных составов конституционных правонарушений, при совершении которых могут быть применены меры конституционной ответственности.
Из законодательства видно, что субъектом конституционной ответственности являются как индивиды (должностные лица), так и коллективы (определенные муниципальные и государственные органы), но не обычные физические лица. Быть субъектом конституционного правонарушения — означает быть наделенным специальной правосубъектностью (депутата, судьи, высшего должностного лица), которая присуща лишь тем субъектам, которые выполняют специфические обязанности. Нарушение им или невыполнение этих обязанностей и составляет конституционное правонарушение. Думаем, что вполне можно согласиться с данным выводом.
А. Ю. Мордовцев также признает самостоятельным видом правонарушений «действия государственных органов, уполномоченных на издание правовых актов, когда последние противоречат требованиям закона. Основой данного феномена служит нарушение принципа верховенства закона и нормативности правоприменительных актов»[43]. Ученый констатирует, что этот вид правонарушений пока не получил в науке достаточной разработки, хотя число нормативных актов, противоречащих закону, довольно велико.
Критерии отнесения противоправных деяний к этому виду правонарушений остаются дискуссионными. Конституционный деликт имеет место в случаях прямого нарушения конституционных законов либо невыполнения конституционных функций, задач, возложенных на государственные и общественные органы, их должностных лиц и граждан. Соответственно и субъектами конституционных правонарушений может выступать достаточно широкий круг лиц, в том числе федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и даже граждане.
По справедливой оценке других исследователей, нет оснований для столь широкого понимания конституционного правонарушения, так как фактически нарушают один из ведущих принципов классификации — единство ее основания. Основанием деления правонарушений на преступления и административные, дисциплинарные и гражданско-правовые проступки берутся санкции, применяемые в соответствующих отраслях права, которые не совпадают с общепринятым делением на отрасли права. Ибо уголовные и административные санкции применяются к правонарушениям, совершенным во всех отраслях права, в том числе и в сфере конституционных отношений. Так, гл. 29 УК РФ прямо устанавливает уголовную ответственность за правонарушения против основ конституционного строя и безопасности государства[44].
Итак, если конституционные правонарушения понимать как совокупность всех деяний, нарушающих Конституцию РФ[45], то в их число войдет значительная часть уже известных преступлений и административных проступков. Конституционным деликтом признается все, что нарушает нормы конституционного права. По такому же основанию можно образовать еще десять видов правонарушений по числу отраслей российского правоведения. Но это уже будет иная классификация правонарушений. Все известные виды правонарушений (уголовные, административные, дисциплинарные) в этой классификации разделены не по санкциям, а по отраслям права.
Процессуальные правонарушения (проступки) — это нарушения закрепленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождение юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта. Примером процессуального проступка является неявка свидетеля по вызову производящего дознание лица, следователя, прокурора, суда. В случае такой неявки суд вправе наложить на свидетеля денежное взыскание (не говоря о принудительном приводе). К процессуальным проступкам относится и неявка в суд подсудимого, за что судом по отношению к нему может быть изменена мера пресечения на более суровую: вместо подписки о невыезде — содержание под стражей. Процессуальным проступком будет также отказ добровольно выдать вещественные доказательства. Органом, который привлекает лицо, совершившее процессуальный проступок, является чаще всего суд либо иной правоприменительный орган.
Процессуальные деликты связаны с нарушениями индивидами или государственными органами (чаще юрисдикционными) интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении. Не являются процессуальными правонарушениями незначительные издержки процедурного характера, допускаемые гражданами и ущемляющие их же права. Это объективно не правовые действия, которые влекут применение мер защиты (санкции ничтожности): отказ суда в удовлетворении ходатайства, принятии искового заявления, не соответствующего установленной форме.
Процессуальные правонарушения вызваны нарушением установленной законом юридической процедуры при рассмотрении различного характера споров в суде, при осуществлении конституционного правосудия, регламентации уголовно-процессуальной процедуры, производства в арбитраже, административного судопроизводства. Л. А. Морозова утверждает, что процессуальные вопросы в действующем законодательстве во многом не урегулированы, процессуальные кодексы по многим отраслям права не приняты или не соответствуют новым кодексам[46]. Тем не менее, процессуальным вопросам уделяется пристальное внимание как учеными, так практикующими юристами, поскольку от соблюдения процессуальных норм во многом зависит законность и обоснованность принимаемых юридических решений. К процессуальным правонарушениям Л. А. Морозова относит неявку в суд свидетеля, подсудимого, эксперта, нарушение сроков рассмотрения жалоб граждан в административных органах, несоблюдение порядка подачи иска в суд. Как известно, санкции за такого рода правонарушения разнообразны: от штрафа до признания недействительным акта, принятого в результате нарушения процедуры.
Таким образом, мнения вышеуказанных ученых-юристов довольно единодушны в определении процессуальных проступков и приведении примеров.
«Материальные правонарушения (проступки) — это причинение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям, учреждениям, организациям». Применяются, как правило, правовосстановительные санкции — удержание части зарплаты, обязанность загладить вред, возместить стоимость испорченной вещи — такова позиция по данному вопросу профессора Н. И. Матузова[47].
Проступки чрезвычайно разнообразны и зависят от сферы общественных отношений, в которых они совершаются. Принято говорить о гражданско-правовых деликтах, дисциплинарных проступках, административных, налоговых, таможенных, экологических и других правонарушениях. Действительно правонарушения многолики, разнообразны, так как велика и широка сфера правового регулирования и соответственно область нарушения запретов, неисполнения обязанностей. К сожалению, выделение конституционных, финансовых, налоговых, таможенных, экологических, международных, процессуальных и иных правонарушений пока не стало общепризнанным в современной отечественной теории права.
Еще в 1914 г. профессор Томского университета И. В. Михайловский
заметил, что международные правонарушения являются самостоятельной категорией правонарушений, но о них никогда не говорится в курсах по общей теории права. Ученый объясняет это тем, что авторы, как правило, игнорируют или обращают мало внимания на международное право (получается, что право существует только в государстве а, следовательно, возможны только внутригосударственные правонарушения)[48].
Для международных правонарушений характерны такие признаки, черты, свойства, как противоправность деяния, причинение ущерба защищаемым международным правом интересам других государств или всему международному сообществу (религиозной, расовой, этнической, языковой и иной социальной группе, например, геноцид). Считается, что государство при любых обстоятельствах проявляет свою волю, поэтому при международном правонарушении проявление воли носит неправомерный характер, то есть предполагается наличие вины.
Международные правонарушения — это противоречащее нормам международного права или собственным обязательствам действия или бездействие субъектов международного права, причиняющие ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу. Различают международные преступления и международные деликты. К преступлениям относят работорговлю, пиратство, международный терроризм. К иным международным деликтам (следовательно, вышеуказанные преступления — это тоже деликты) относят непринятие мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, нарушение торговых обязательств».
2.3. Характеристика международных правонарушений
Л. А. Морозова различает международные преступления и простые (ординарные) правонарушения[49]. К международным преступлениям относятся международный терроризм, пиратство, работорговлю, наркобизнес, геноцид, то есть собственно международные преступления и преступления международного характера, а их совершение вызывает вмешательство мирового сообщества в лице создаваемых международных трибуналов. Это не совсем так: геноцид, работорговля, действительно, требуют создания Международного военного трибунала, а международный терроризм — тем более наркобизнес, пиратство — вполне наказуемы по уголовному законодательству всех или, по крайней мере, большинства современных государств. Не надо путать международные преступления и преступления международного характера. Международные преступления не имеют срока давности. В борьбе с международной преступностью важную роль призван сыграть учрежденный 17 июля 1998 г. Международный уголовный суд. «Ординарные международно-противоправные деяния выражаются чаше всего в непринятии мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, нарушении торговых обязательств. Они, как правило, не требуют реагирования всего мирового сообщества и различаются (ретируются) различными мерами внутригосударственного характера или взаимными примирительными процедурами», — пишет Л. А. Морозова[50].
Выводы
Существуют различные классификации правонарушений. Так, выделяют административные, дисциплинарные и гражданско-правовые правонарушения, а также конституционные, процессуальные, трудовые и некоторые.
Особым видом правонарушения является неправовая деятельность органов исполнительной, судебной власти: издание неправомерных актов, вынесение неправосудных приговоров – конституционные правонарушения.
Международные правонарушения — это противоречащее нормам международного права или собственным обязательствам действия или бездействие субъектов международного права, причиняющие ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу.