Файл: Баланс и отчетность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим средством информационного обеспечения пользователей.

Поэтому концепция составления и публикации отчетности является основой системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Такое внимание к отчетности объясняется тем, что любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть, в основном с помощью отчетности. Бухгалтерская отчетность является наилучшим источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля, анализа и оценки деятельности организации.

В современных экономических условиях развитие отчетности российских организаций обусловлено, с одной стороны, влиянием процессов интеграции единого экономического пространства в условиях глобализации экономических процессов, а с другой – стадией реформирования российского учета и отчетности, адаптацией его к международным стандартам, происходящими в жестких условиях конкуренции субъектов рынка и кризисных явлений.

Объектом исследования в курсовой работе является ПАО «РЖД».

Предмет исследования - бухгалтерская отчетность ПАО «РЖД»., в том числе бухгалтерский баланс.

Целью исследования является углубленное изучение порядка формирования бухгалтерской отчетности предприятия и проведение анализа бухгалтерского баланса ПАО «РЖД».

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы бухгалтерской отчетности;
  2. обосновать сущность и роль бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности;
  3. проанализировать бухгалтерский баланс ПАО «РЖД».

Методической основой выполнения курсовой работы являются нормативно-правовые акты, методическая и учебная литература, статьи в периодической печати, Интернет-ресурсы.

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерской отчетности


1.1 Сущность бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на отчетную дату. Такое определение бухгалтерской отчетности дает большинство российских авторов – Г. М. Лисович[1], Р. З. Тумасян[2], Е. А. Мезиковский[3] и др.

По мнению Я. В. Соколова, «Бухгалтерская отчетность – это система учетных показателей, отражающих хо- зяйственную деятельность фирмы за определенный период»[4].

Б. Нидлз дает следующее определение: «Финансовые отчеты (financial statements) – это модели хозяйствующей единицы»[5].

А. И. Гомола считает, что бухгалтерская отчетность – это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам[6].

Н. Т. Лабынцев считает, что отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату[7].

При составлении бухгалтерской отчетности должны соблюдаться следующие основные принципы:

– надежность и полнота определяются достоверностью, гарантирующей ее пользователям отсутствие существенных ошибок и искажений;

– нейтральность обеспечивается информацией с нейтральной точки зрения, то есть объективной в отношении к различным пользователям;

– сопоставимость данных отчетности обеспечивается при соблюдении стабильной учетной политики, которая не будет подвергаться изменениям без явной необходимости;

– существенность отчетной информации предполагает отражение в отчетности всех достаточно значимых данных.


На основании бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователи информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, анализируют имущественное и финансовое положение экономического субъекта, его платежеспособности, финансовые результаты, эффективность деятельности и использование ресурсов.

1.2 Подготовительный этап перед составлением бухгалтерской отчетности

Составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций предшествует значительная подготовительная работа, включающая в себя проверку соответствия данных первичных учетных документов данным бухгалтерского учета; проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств; уточнение оценки имущественных статей баланса; проверку записей на счетах бухгалтерского учета, а также закрытие счетов и проведение реформации баланса.

Завершается предварительная работа составлением оборотной ведомости по счетам Главной книги, которая охватывает все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, сделанные в ходе проведенной работы. Важным этапом подготовительной работы перед составлением финансовой отчетности является закрытие операционных счетов: калькуляционных, сопоставляющих, собирательно-распределительных, счетов финансовых результатов.

Необходимость закрытия счетов вытекает из сложившейся в отечественной практике системы бухгалтерского учета, которая предусматривает, что не все затраты в течение отчетного периода могут быть отнесены непосредственно на основное производство.

Значительная их часть отражается, например, на собирательно-распределительных счетах. В условиях сельскохозяйственного производства, с ярко выраженным сезонным характером, такие счета могут закрываться только в конце года. Одновременно, наличие в организации вспомогательных производств вызывает необходимость отнесения их затрат на основное производство.

Только после закрытия собирательно-распределительных счетов и счетов вспомогательных производств появляется возможность исчисления фактической себестоимости продукции основных производств и закрытия счетов этих производств в части завершенных процессов.

В результате расчета себестоимости произведенной продукции могут быть определены фактические затраты по реализованной продукции и закрыты счета продаж.


На практике, с применением конкретных счетов бухгалтерского учета, этот процесс выглядит следующим образом:

  • на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» собираются прямые затраты, связанные с изготовлением конкретных видов продукции, выполнением работ, оказанием услуг;
  • на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» аккумулируются косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением;
  • собранные по дебету счета 25 расходы в конце отчетного периода полностью распределяются на счет 20 в разрезе открытых субсчетов, то есть данный счет остатка на отчетную дату не имеет;
  • собранные по дебету счета 26 расходы в конце отчетного периода в зависимости от учетной политики, либо полностью распределяются на счет 20, либо списываются в полном объеме на счет 90 «Продажи».

В первом случае выбирается и рассчитывается база для распределения счета 26, определяется коэффициент распределения, определяется сумма по распределению. Второй способ менее трудозатратный, но имеет свои ограничители для применения, а именно: вся сумма общехозяйственных расходов относится только на проданную продукцию и не распределяются на остатки, хранящиеся на складах. В условиях значительной доли внутреннего потребления произведенной продукции, это значительно повышает себестоимость продаж, но, удешевляет затраты под производство будущей продукции.

В дальнейшем приступают к исчислению фактической себестоимости продукции основных видов производств и отражению данных о реализации продукции (работ, услуг) (рис.1).

Информация о выручке от продаж по обычным видам деятельности накапливается на счете 90 «Продажи». Данные о прочих доходах и расходах формируются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В конце каждого месяца выявляются финансовые результаты от обычных и прочих видов деятельности. По окончании отчетного года, по состоянию на 31 декабря все субсчета, открытые к счетам 90 и 91, закрываются внутренними записями на субсчет 9 каждого из указанных счетов.

Определение конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году происходит на счете 99 «Прибыли и убытки». Записи на нем ведутся накопительно в течение года путем списания соответствующих сумм со счетов 90 и 91.

Рисунок 1 - Последовательность закрытия счетов перед составлением бухгалтерской отчетности

По состоянию на 31 декабря счет 99 закрывается. Сумма чистой прибыли (непокрытого убытка) отчетного года переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», что получило название реформации баланса.


Учитывая специфику отдельных отраслей производства и видов деятельности, например, сельскохозяйственное производство, важным является вопросом обоснования последовательности закрытия счетов. Это связано с рядом причин:

  • во-первых, некоторую часть произведенной продукции сельскохозяйственные организации использует для своих внутренних производственных нужд (семена, корма и т. п.);
  • во-вторых, вспомогательные производства, такие как ремонтная мастерская, автомобильный транспорт, энергетические производства и другие, оказывают взаимные услуги друг другу.

Выявленные причины создают определенные сложности при закрытии счетов. Бухгалтеры не могут осуществить полное распределение калькуляционных разниц на весь объем продукции или выполненных работ, так как на закрытый счет калькуляционные разницы уже не относятся. Поэтому, на счетах, которые закрывают в первую очередь, некоторая часть затрат остается без корректировки.

Таким образом, при закрытии счетов допускаются определенные условности.

Применение алгоритма, приведенного на рис.1, позволяет избежать существенных ошибок в учете данных на счетах, которые закрываются на первом этапе, так как правильная и экономически обоснованная последовательность действий по закрытию устранит необходимость отражения на них калькуляционных разниц со счетов, которые закрывают позже.

1.3 Последствия ошибок в бухгалтерской отчетности

Цена ошибки в бухгалтерском учёте высока. Кроме того, что вы получаете некорректные данные, вам грозят штрафы и пени, которые рано или поздно истощат ваш бюджет. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, негативное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности могут оказать ошибки.

Отсутствие корректного бухгалтерского учёта порой приводит к масштабным нарушениям. Многих крупных скандалов в мире бизнеса можно было бы избежать простыми способам, но момент был упущен - и вот о случившемся знает весь мир.

Самые громкие финансовые скандалы разражаются вокруг некорректной бухгалтерской отчётности. Речь идёт об искажении доходов и расходов компании, переоценке активов и недооценке пассивов. Подчас контролирующим организациям не удаётся определить, насколько эти нарушения были умышленными.