Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА ШКОЛЫ
1.2 Роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе
1.3 Адаптация детей к школе как психологическая проблема
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка, ведущей деятельностью становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра.
Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений с людьми.
Адаптация в 1-м классе продолжается 4-6, иногда 8 недель. И различные проблемы в это время испытывают все первоклассники, потому что систематическая учёба для ребёнка - совершенно незнакомая ситуация. Даже если он ходил в детский сад или в группу подготовки к школе.
Проблемы в первый школьный год возникают практически у всех детей. Особые сложности адаптация к школе вызывает у детей с индивидуальными характеристиками работы нервной системы. Прежде всего в группе риска гиперактивные дети. Им сложно находиться в одном положении, ребенок привык свободно двигаться, и спокойно слушать учителя у него не получается. Такие дети часто отвлекаются и могут регулярно нарушать правила поведения в школе. Ругать и наказывать такого ребенка бесполезно, лучше всего попробовать спокойно объяснить важность школы в его жизни и постараться заинтересовать его учебой. Если гиперактивность ребенка – не только мнение родителей, но и поставленный специалистом диагноз, адаптация к школе потребует дополнительной помощи со стороны специалистов.
Вторая группа риска во время адаптации к школе – дети с высокой утомляемостью. Такие детки быстро устают от высокой концентрации, которая требуется при выполнении заданий учителя, им сложно сразу сделать все домашнее задание. В таком случае идеальным решением для первого года обучения станет индивидуальный график работы с постепенным увеличением учебного времени и сокращением перерывов. Очень важно, чтобы график ребенка был одинаковым и дома, и в школе.
Адаптация к школе вызывает сложности и у одаренных детей. Зачастую уже до начала первого школьного года они обладают весьма развитыми познавательными способностями и хорошим уровнем знаний. Основная проблема таких детей в школе – скука. Материал, который объясняет учитель, им уже известен либо становится понятен быстрее, чем другим детям. Адаптировать одаренного ребенка к условиям обычного класса сложно, в большинстве случаев лучшим решением будет перевести малыша на специальную программу обучения или даже в другую школу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема адаптации человека является одной из важнейших современных проблем. Речь идет об изучении приспособляемости человека к различным внешним условиям. Решению этой проблемы во многом служат методы медицинской географии и экологии человека.
По мнению академика М. П. Крепса, в эту проблему входит широкий круг вопросов: оценка влияния внешней среды на организм человека, особенностей его существования в условиях холода, повышенной влажности, пустыни, высокогорья, оценка роста и развития человека в этих необычных условиях, влияние их на работоспособность, и прежде всего на здоровье.
Существуют многочисленные определения адаптации. Важно подчеркнуть, что это социально-биологический процесс, при котором приспособление людей к необычным условиям внешней среды районов его вселения осуществляется не только путем биологической перестройки организма, но и в зависимости от социальных мероприятий, направленных на защиту здоровья населения от неблагоприятных воздействий среды обитания. Это осуществляется только в последние десятилетия.
С проблемой адаптации неразрывно связана проблема саморегулирования многокомпонентных биологических систем. Ее разрешение ведет к разгадке основного свойства жизни и способности организма направленно регулировать сотни тысяч реакций, протекающих одновременно или последовательно в целостном организме на клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях. Открываются возможности направленного управления жизнедеятельностью организма, лечения функциональных расстройств путем прямых воздействий на регуляторные механизмы.
Таким образом, известны многочисленные публикации, посвященные изучению трудностей школьной адаптации, её критериев, уровней, этапов. Переход из дошкольного детства в школьную действительность, когда изменяется социальная ситуация развития, следуя терминологии Л.С. Выготского, является кризисным, переломным моментом в жизни ребёнка. Момент обретения им статуса школьника и несформированность «внутренней позиции школьника» (Божович Л.И.) могут выступать одним из механизмов дезадаптации, которая представляет собой распространённую проблему, касающуюся в той или иной степени от 30 до 70% первоклассников [6, 47].
Первоклассники переживают состояние стресса. Это происходит по-разному. Часто это видно невооруженным глазом: ребенок становится вялым, бледным, у него могут появиться головные боли или боли в животе, нарушается сон, он часто болеет.
Но не всегда родители понимают, что изменения в поведении их ребенка - это следствие стресса. У ребенка могут начаться капризы и истерики, или он вдруг начинает грубить и хамить родителям. Если это произошло в первые месяцы посещения школы, не стоит списывать такое поведение на «кризис семи лет».
Следует учитывать, что не всегда стрессовые проявления носят явно негативный характер. Часто стресс проявляется в том, что ребенок становится на удивление дисциплинированным: без напоминаний с вечера собирает портфель, вскакивает с постели сразу после звонка будильника, стремится прийти в школу за полчаса до начала занятий.
Родители в этот период должны быть особенно чутки и бережны по отношению к своему ребенку. Любые изменения в поведении их малыша должны быть для них настораживающим сигналом, ведь наша задача не только в том, чтобы наши дети получили хорошее образование, но и в том, чтобы они сохранили свое физическое и психическое здоровье.
Адаптация к школе занимает от 2 до 6 месяцев.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2001. - 480 с.
- Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлёв. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 624 с.
- Реан А.А. Психология адаптации личности: Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 479 с.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу. - М.: Академия, 1998. - 240 с.
- Лусканова Н.Г., Коробейников И.А. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста / Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. ред.: В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2002. - с. 149-166.
- Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 25-27 октября 1995г.) / Под ред. А.А. Северного. - М., 1995. - 112 с.
- Белякова Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 1999. - 23 с.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
- Сургаева Н.Н., Милованова Н.Г. Школьная дезадаптация. - Тюмень: Вектор Бук, 2001. - 100 с.
- Обухов А.С. Мировоззрение подростков провинций России / На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. - М.: МГППУ, 2011. - с. 147-161.