Файл: Информация в материальном мире.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема курсовой работы является актуальной, так как в нашем современном материальном мире информация находится повсюду и правильное использование полученной информации приводит к положительным результатам. Ведь не зря говорится «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Под информацией следует понимать различные сведения об окружающем мире (явления, события, процессы), отчужденные от создателя этих сведений и ставшие сообщениями, при помощи которых уменьшается имеющаяся степень неопределенности, неполнота знаний. Данные сведения выражаются в виде знаков на определенном языке, а так же могут быть записаны на материальный носитель. Информацию можно воспроизвести путем передачи людьми сведений устно, письменно либо другим способом. Информация состоит из данных, которые несут в себе новизну и полезность.

Для предприятия информация является основным условием конкурентоспособности, так как дает следующие преимущества для руководства:

    • позволяет контролировать текущее состояние компании и ее отделов, а так же процессов, происходящих в трудовой деятельности коллектива;
    • определяет стратегическую, тактическую и оперативную цель, а так же задачи, при помощи которых можно достичь этих целей;
    • позволяет принять обоснованное и своевременное решение;
    • координирует действия структурных подразделений компании в достижении целей.

В любой компании руководство интересуется различной информацией – данные о физических и юридических лицах, передовых технологиях, экономической ситуации на предприятии, стране и мире. В связи с этим обладание оперативной, надежной, достоверной и своевременной информацией является основой для управленческих процессов. При этом чем более совершенна полученная информация, тем выше качество управления компанией. Этим объясняется актуальность данной курсовой работы.

Руководство может принимать информацию к сведению, использовать ее как основу для принятия будущих решений, расширять с ее помощью свои знания и кругозор. Отсутствие информации приводит к невозможности совместной работы в условиях разделения труда. Недостаток в нужной и избыток ненужной информации может привести к дезориентации любой хозяйственной деятельности.

В деятельности менеджера зачастую требуется четкая организация процесса сбора, анализа и обработки информации. При этом необходимо уметь отделять важную информацию от второстепенной, а так же иметь хорошо развитую способность устного и письменного общения, для упорядочивания коммуникационного процесса и обмена информацией в рамках компании. Руководитель должен быть первым лицом, знающим требования к содержанию информации, ее форме, оценке и использованию в практике управленческой деятельности.


Цель курсовой работы: определить роль информации в материальном мире.

Задачи курсовой работы:

  1. изучить понятие информации в управлении, ее источники и этапы обмена;
  2. определить, какую роль играет информации в материальном мире.

Объект исследования – информация.

Предмет исследования - роль информации в мире.

Для достижения поставленной цели и задачи определена следующая структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Общая характеристика информации в материальном мире

1.1. Понятие и сущность информации

Информация в переводе с латинского слова informatio означает сведение, разъяснение, ознакомление. В повседневной жизни под информацией понимаются любые сведения, которые передаются либо получаются независимо от того что является источником – это может быть человек, различная аудио и видеотехника, а так же книги, компьютеры и т.п.

До XVIII века определением сути информации занимались преимущественно философы, затем произошла промышленная революция и вопросами информации заинтересовались и другие науки. Начиная с XX века вопросами теории информации стали заниматься кибернетика и информатика.

Поведение человека обусловлено определенной полученной, усвоенной и обработанной им информацией. Под информацией понимается совокупность сведений и сигналов о процессах и явлениях, протекающих во внешнем окружении и самом организме человека.

В информатике под информацией понимаются данные, которые содержащиеся на различных носителях – это может быть бумага в книге, пленка в кассете, фотография в альбоме и жесткий диск в компьютере.

Управленческая информация – это совокупность сведений о состоянии и процессах, протекающих внутри и вне организации. Информацию об объектах управления и происходящих в них событиях и процессах не без основания называют их своеобразной моделью, а также словесным или цифровым портретом.

Для того чтобы получать информацию, имея данные, необходимо к ним применить методы, так сказать расшифровать поступивший сигнал, будь то буквы в книге, голос в радио и т.п. Это наглядно можно рассмотреть на рисунке 1.


Рисунок 1. Способ получения информации

Применяя к поступившим данным различные методы, мы получаем разную информацию. Например, читая книгу написанную на русском языке, человек который знает русский язык получает от этой книги одну информацию, а человек, который не знает русского языка или ребенок который не умеет еще читать получит от этой же книги совсем другую информацию.

Информацию подразделяют на первичную и вторичную. В качестве первичной информации выступают рисунки, фотографии, звуковые и вкусовые ощущения. В качестве вторичной информации выступают числа, тексты, чертежи, радиоволны, магнитные записи и т.п.

Информацию подразделяют на виды по различным критериям:

  • по способу восприятия информация подразделяется на визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную и вкусовую;
  • по форме представления информация подразделяется на текстовую, числовую, графическую, звуковую;
  • по назначению информация подразделяется на массовую, специальную, секретную, личную;
  • по значению информация подразделяется на актуальную, достоверную, понятную, полную, полезную;
  • по истинности информация подразделяется на истинную и ложную.

Под количеством информации подразумевается числовая характеристика информации, которая отражает такую степень неопределенности, которая исчезает после получения информации.

За единицу информации принимается один бит, переводится с английского слова bit (binary digit) как двоичная цифра. Это количество информации, при котором неопределенность, т.е. количество вариантов выбора, уменьшается вдвое или, другими словами, это ответ на вопрос, требующий односложного разрешения — да или нет.

Для измерения информации бит является слишком мелкой единицей измерения. На практике чаще применяются более крупные единицы, например, байт, являющийся последовательностью из восьми бит. Именно восемь битов, или один байт, используется для того, чтобы закодировать символы алфавита, клавиши клавиатуры компьютера. Один байт также является минимальной единицей адресуемой памяти компьютера, т.е. обратиться в память можно к байту, а не биту.

На практике более широко используются следующие единицы информации:

1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт,

1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт,

1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт,

1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт.

За единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое для различения, например, десяти равновероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации. Но данная единица используется редко в компьютерной технике, что связано с аппаратными особенностями компьютеров.


В информатике информация обладает следующими свойствами: дуализм, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность. Рассмотрим их подробнее.

Дуализм характеризует двойственность информации, то есть с одной стороны информация является объективной в силу объективности данных, а с другой стороны субъективной в силу субъективности применяемых методов. Другими словами, методы могут вносить в большей или меньшей степени субъективный фактор и таким образом влиять на информацию в целом. Например, два человека читают одну и ту же книгу и получают подчас весьма разную информацию, хотя прочитанный текст, т.е. данные, были одинаковы. Более объективная информация применяет методы с меньшим субъективным элементом.

Полнота информации характеризует степень достаточности данных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся. В случае неполного набора данных остается большая доля неопределенности, т.е. большое число вариантов выбора, а это потребует применения дополнительных методов, например, экспертных оценок, бросание жребия и т.п. Избыточный набор данных затрудняет доступ к нужным данным, создает повышенный информационный шум, что также вызывает необходимость дополнительных методов, например, фильтрацию, сортировку. И неполный и избыточный наборы затрудняют получение информации и принятие адекватного решения.

Достоверность информации является свойством которое характеризует степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью. При работе с неполным набором данных достоверность информации может характеризоваться вероятностью, например, можно сказать, что в случае бросания монеты вероятность выпадения герба 50%.

Адекватность информации выражается в степени соответствия создаваемого с помощью информации образа реальному объекту, процессу или явлению. Полная адекватность достигается довольно редко, так как зачастую приходится работать с не самым полным набором данных, т.е. присутствует неопределенность, затрудняющая принятие адекватного решения. Получение адекватной информации также затрудняется при недоступности адекватных методов.

Доступность информации — это возможность получения информации при необходимости. Доступность складывается из двух составляющих: из доступности данных и доступности методов. Отсутствие хотя бы одного дает неадекватную информацию.

Актуальность информации. Информация существует во времени, так как существуют во времени все информационные процессы. Информация, актуальная сегодня, может стать совершенно ненужной по истечении некоторого времени. Например, программа телепередач на нынешнюю неделю будет неактуальна для многих телезрителей на следующей неделе.


1.2. Источники информации

Для эффективного сбора информации необходимо опираться на различные научные подходы, которые обеспечивают объективность и точность полученных результатов, использовать источники из различных мест, анализируя их. Для менеджера источником информации служат как внутренние и внешние данные.

В качестве внутренних данных могут выступать бухгалтерские или статистические отчеты, данные по сотрудникам и клиентам, плановые и внеплановые исследования, а так же собственные наблюдения руководства.

В качестве внешних источников могут выступать:

– сотрудники предприятия различных подразделений и должностей,

– контрагенты предприятия, это могут быть клиенты, поставщики, представители банков, страховых компаний,

– средства массовой информации.

На практике руководство больше получает устной информации, чем письменной. Это связано с тем, что зачастую требуется получение оперативной информации, которая формируется в результате устных докладов.

В связи с тем, что человек не может воспринимать всю поступающую к нему информацию, так как физические возможности органов чувств человека не безграничны, необходимо внимательно слушать собеседника, наблюдая за тем, как он выражает свои слова при помощи жестов, мимики, позы, взгляда, манер и даже одежды и обуви.

Полученная информация воспринимается человеком путем отбора нужной информации и дальнейшей систематизации полученных данных. Вся ненужная и не требующая внимания информация отсеивается в результате отбора. Для корректного отбора информации очень важен опыт человека, знание проблемы, по которой поступила информация, а так же психологическое состояние, настроение, здоровье и отношение к происходящему у данного человека.

Систематизация информации производится путем обработки воспринятой информации посредством использования своих чувств, убеждений, предпочтений, положительных и отрицательных эмоций. Менеджеру нужно знать, что информация воспринимается быстрее и лучше если обстановка спокойная и непринужденная.

Кроме официального устного доклада, менеджер может получить информацию в ходе деловой беседы на встрече с клиентом или партнером, при приеме или увольнении сотрудника, при консультации со специалистами и т.п.

На практике довольно часто менеджер может столкнуться с недостоверными сведениями, такими как дезинформация или слухи.