Файл: Информация в материальном мире.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование метода отклонений в работе руководителя позволит развить у него формализованный подход к делу.

2. Роль информации в материальном мире

2.1. Использование информации в управлении

Современное общество является информационным, поэтому информация имеет главенствующую роль в управлении процессами самых различных уровней. Роль информации заключается в том, что ее можно считать многофункциональным и незаменимым ресурсом экономического, политического, социокультурного, технологического развития. Кроме того информация способствует выработке параметров общественного поведения, которое востребовано в различных обстоятельствах. В управлении информация является связующим звеном между объектами и субъектами управления, позволяет руководителю принять наиболее оптимальное управляющее решение и реализовать его.[4]

В процессе управления из всей поступающей информации используется не вся, а лишь только та часть, которая необходима в данной конкретной ситуации. При этом нужно принимать в расчет, что при обработке и перемещении информации может присутствовать человеческий фактор, который в отдельных случаях может принимать форму ошибок, заблуждений, или сознательного искажения информации. В результате человеческий фактор может привести к получению недостоверной информации, которая в свою очередь может привести к принятию неверного управленческого решения.

В современном мире российское государство является частью глобального информационного пространства. В связи с этим формы информационного управления ориентируются, прежде всего, на то, чтобы обеспечить социальные интересы граждан. Т.М. Баландина в своем исследовании считает, что в последние десятилетия происходит усиление социальной природы управления, которая все больше ориентируется на инициативу и движение информации снизу вверх. В результате менеджер не просто отдает приказы, а является органом, который способствует принятию решений, базирующихся на достижении консенсуса между прибылью предприятия и уровнем благополучия работающих в нем сотрудников.[5]


Современные концепции по системному управлению предприятием, построены на том, чтобы обеспечить длительное и полноценное существование структуры предприятия, за счет информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, при помощи которых на предприятии совершенствуется организационный порядок, повышается производительность, привлекаются к управлению и принятию решений сотрудники различных уровней, увеличиваются постоянные инвестиции в «человеческий капитал»[6].

Объемы поступающей на предприятие информации, а так же конкурирующий характер информации, позволяющий создать эффективные механизмы поддержания устойчивости предприятия, предъявляет руководителю новые требования к его деловым качествам. Это связано с потребностью в максимальной реализации интеллектуального потенциала управления.

В наше время информация превратилась в первостепенный элемент управления предприятием и для ее обработки и передачи необходимо применять различные информационные технологии, такие как:

– «компьютеризация» обеспечивающая производственную структуру техническими средствами обработки и хранения информации,

– «медиатизация» предоставляющая способы распространения информации

– «интеллектуализация» повышающая интеллектуальные человеческие ресурсы, творческий потенциал, а так же позволяющая понимать, использовать и совершенствовать производимую информацию.

Управление очень тесно связанно с общей информационной политикой, применением нововведений в различных управленческих программах, что призывает применять сложные информационно-коммуникативные каналы на различных уровнях социальной иерархии.

Использование информации и информационных технологий в управлении дает неограниченные возможности. Н.В. Лопатина считает, что влияние информатизации на технологии управления приводит к тому, что руководитель переосмысливает свой предыдущий опыт и создает для себя новые возможности для недоступных ранее уровней управления предприятием.[7]

Информационное обеспечение в управлении предприятием осуществляется с помощью взаимосвязанных и взаимозависимых структур социальной и технической природы. Так в статье А.В. Манойло рассматривается организационно-техническая структура информационного пространства в виде совокупности базы данных, технологий ее использования в деятельности руководителя, информационно-телекоммуникационных сетей, которые функционируют по определенным принципам и правилам. В результате всего этого обеспечивается информационное взаимодействие пользователей, при этом удовлетворяются их информационные потребности.[8]


Использование в управлении больших баз данных, позволяет вырабатывать те или иные стратегии в деятельности предприятия, а так же сопоставлять полученные знания с той целью и теми задачами, которые были поставлены руководством компании, адаптируя их при этом к потребностям всего коллектива.

Общие свойства информации, закономерности ее производства, обработки и использования в различных сферах человеческой жизнедеятельности определяют информационную базу управленческого процесса, позволяют совершенствовать и использовать автоматизированные системы управления, внедрять информационные программы в процесс производственного взаимодействия, исходя из совершенно новых общественных потребностей и взаимоотношений.

Но главное предназначение информационных механизмов управления - в развитии самой организации, в способности коллектива видеть общую цель деятельности, которая, по мнению В. Зигерта и Л. Ланга, может достигаться путем комбинации сильных сторон каждого члена организации, но не за счет игры на их слабостях. Людям необходимо вновь научиться понимать и признавать друг друга, что, в конечном счете, является основным условием гуманизации труда.[9]

Механизмы информационного управления в современных организациях фрактальны по отношению к самому информационному обществу: повторяя его черты, они характеризуются увеличением объема передаваемой информации, ускорением ее обработки и возрастанием скорости передачи сообщений, увеличением диапазона обратной связи, использованием технологий визуализации информации, ростом технической оснащенности. В. Ярская отмечает, что в современном информационном пространстве происходят процессы, играющие значимую роль для развития цивилизации: формируются научные представления, конструируются и распространяются технологии, моделируются поведенческие стандарты. Именно прорыв в информационное пространство позволил древнейшим «речным цивилизациям» на столетия опередить своих соседей.

Квалифицированное информационное управление в практической деятельности, реализуемое на уровне управляющей и управляемой подсистем, способствует тому, что руководитель увеличивает степень надежности принятого им решения, понимания ситуации, видения всей картины решаемого вопроса, уверенности в достижении цели; у подчиненных усиливается убежденность в правильной управленческой политике администрации, укрепляются корпоративное единение и потребность в творческой реализации труда. Постоянное использование информационного управления в организации конструирует новое пространство трудового поведения, которое может быть рассмотрено как информатизация труда. По мнению В.Н. Ярской, техногенное пространство не разрушается, а гуманизируется; удобство пользователя как принцип приобретает доминирующие позиции над экономической и технической целесообразностью.[10]


В то же время, тотальная информатизация и связанные с ней новейшие способы коммуникаций, наряду с возможностью повышения производительности труда и повышения качества жизни, создают невиданные ранее опасности и угрозы для социальных субъектов. Анализ современной практики управления информатизацией, проведенный Н.В. Лопатиной, позволил сделать вывод о неэффективности административных форматов управленческого воздействия на социальные системы микроуровня, на информационное поведение отдельных индивидов и их адаптацию к требованиям информационного общества. Возникла потребность в конструировании информационных подходов к субъекту на личностно-психологическом уровне, в формировании нового типа социального поведения и нового типа информационной культуры.[11] Помимо этого высочайшая информационная технологичность управления организацией не гарантирует получения целостной картины коллективной деятельности, а в отдельных случаях создает возможность появления нежелательных управленческих эффектов.

Люди, представляющие собой административную подсистему организации, вынуждены подчиняться тем же схемам взаимоотношений с информационным ресурсом, что и обычный пользователь социальных сетей и иных средств информационного обеспечения. Так, В.А. Емелин отмечает, что перед индивидом, с одной стороны, благодаря доступу к информационной сети, открывается широчайшее пространство информационного обмена и потенциально неограниченный круг общения, но с другой - этот круг замыкается на довольно узком и наиболее близком для данного человека секторе. Налицо реальная возможность свободного выбора предпочтений, сосредоточенных в круге интересов и общения. Причем, как замечает ученый, в этих условиях нейтрализуется влияние среды «номинальных» групп, в которые индивид включен и вынужден, так или иначе, подстраиваться под стереотипы принятого в них поведения[12].

Делегирование указаний нижестоящим звеньям посредством внутренних и внешних электронных сетей коммуникации, с одной стороны, облегчает процесс управления структурами, с другой - вытесняет живую личность из системы непосредственного общения, подменяет ее виртуальными образами. Так в системе управления появляются новые формы управленческой патологии, повреждающей каналы живых социальных связей и создающей тем самым благоприятные условия для разрушения целостности всей социальной системы.


В формате социального управления информационное отчуждение обусловлено не столько тотальным проникновением компьютерных и телекоммуникационных технологий в трудовую деятельность, где человек становится пассивным объектом манипулирования, сколько неадекватным использованием их в различных сферах деятельности. К примеру, дистанционное образование, управление которым осуществляется на основе виртуальной коммуникации, давно доказавшее свою неэффективность и деструктивное влияние на личность обучаемого, сохраняет свою популярность как высокоэкономичная технология. Информационное отчуждение отличается от предшествующих форм тем, что ставит препятствие не между личностью и обществом,

Социология разрушает групповое взаимодействие, изменяет условия взаимоотношений элементов социального организма. Оно выступает как «подмена реальной картины мира ее виртуальными "проекциями", выстроенными при помощи новейших информационных технологий и внедряемыми в общественное сознание посредством изощренных методов информационного воздействия. Отсюда - опасность утраты социальными субъектами своей собственной позиции в отношении к окружающей культурной среде».[13] Отчуждение тесно связано с социальным управлением и властными отношениями. Субъект- объектный подход к управлению стимулирует процесс нарастания отчуждения, а субъект-субъектный - способствует снятию отчуждения и оптимизации антропосоциальных отношений.

Важнейшей социальной проблемой становятся и информационно-технологические риски. Для предприятий и организаций различного профиля особую опасность представляют распространение вирусов, внешнее вмешательство в работу программ, несанкционированный доступ к информационным системам и ресурсам предприятия, финансовые преступления и др. В этой связи частью программ управления организацией становится обеспечение информационной безопасности, которую О.А. Роин рассматривает как комплексный фактор формирования управленческих процессов социального взаимодействия. Ее достижение определяется деятельностью, направленной на анализ информационных рисков, который в последующем становится основой управленческих решений.

Таким образом, информация в современных условиях выступает важнейшим инструментом управления организациями, иными социальными структурами и способна выполнять как конструктивную, так и дестабилизирующую роль в процессе коллективной деятельности. Качество результирующих эффектов определяется человеческим фактором - уровнем информационной компетентности представителей административного звена, их творческого и гуманистического подхода к управлению организацией.