Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Исследование уровня конфликтности в ООО «Гермес Медиа»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления поведением в конфликтных ситуациях
1.1. Подходы к определению конфликта
1.2. Модель конфликта и классификация конфликтов
1.3. Методы управления конфликтами в организации
2. Анализ эффективности управления конфликтами в ООО «Гермес Медиа»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ конфликтов в ООО «Гермес Медиа»
2.3. Исследование уровня конфликтности в ООО «Гермес Медиа»
2.4. Рекомендации по оптимизации управления конфликтами в ООО «Гермес Медиа»
Как показал анализ, управленческий механизм разрешения конфликтных ситуаций должен быть организован, проведен и обеспечен на основании имеющейся нормативно-правовой базы. Качественные характеристики и эффективность разрешения конфликтных ситуаций прямо зависит от подготовки (степени обучения, воспитания, психологической готовности) начальника (руководителя).
На основании полученных в ходе наблюдений и тестирований сведений производится изучение общительности и склонности к проявлению конфликтных черт характера отдельно по каждому сотруднику. На основании данных, полученных в процессе опроса, осуществляется анализ конфликтов, которые возникают в компании.
Первый этап проведения исследования состоял в определении при помощи наблюдения мнения о каждом сотруднике, его личностных и поведенческих характерных чертах. Использовался метод включенного наблюдения, поскольку исследователь является работником данной компании и коллегой по работе для опрашиваемых.
Таблица 7
Результаты наблюдения
Испытуемые |
Личностные и поведенческие особенности |
1 |
Добродушность, открытость, спокойствие, общительность |
2 |
Напористость, скрытность, общительность, склонность к конфликтному поведению |
3 |
Общительность, добродушность, суетливость, веселость, хорошее чувство юмора |
4 |
Необщительность, скрытность, упрямость, хорошее знание своего дела, склоннсть к конфликтному поведению |
5 |
Любознательность, способность поддержания беседы по любому вопросу, открытость, легкость в общении |
6 |
«Себе на уме», общительность, скрытность, умение находить компромисс или оправдание, способность уходить от конфликтов |
7 |
Неуверенность, мягкотелость, застенчивость, угодливость |
8 |
Мягкость, общительность, спокойствие, дружелюбность |
9 |
Резкость, склонность к конфликтам, необщительность |
10 |
Суетливость, добродушность, общительность, бесконфликтность |
11 |
Веселость, многословность, надоедливость, склонность к созданию конфликтных ситуаций |
12 |
Нетерпеливость, общительныость, вспыльчивость, конфликтность |
13 |
В общении - настороженность, умение говорить только по существу, бесконфликтность, застенчивость |
14 |
Развязность, привычка неуместно шутить, общение с сарказмом, склонность к конфликтам |
15 |
Пассивность, добродушность, спокойствие, бесконфликтность |
Данные наблюдения говорят о том, что 6 испытуемых в группе имеют склонность к созданию конфликтов: 2 из них резки, напористы в общении, но при этом общительны, хотя могут создавать реально конфликтные обстоятельства; 2 из 6, склонных к конфликтным проявлениям, также являются общительными, но при этом они развязны, болтливы, отпускают неуместные реплики - неприятны в общении, а это является одним из условий создания конфликтных ситуаций; два человек в группе «конфликта» отличаются необщительностью, скрытностью, упрямством.
Составим диаграмму, наглядно отражающую типы людей в конфликтной группе:
Рис. 7. Типы конфликтных людей
Далее дадим характеристику бесконфликтной группы работников организации, в данную группу входят 9 человек, среди них выделяются 4 человека, которые веселы, болтливы, добродушны, открыты; 3 человека спокойны, уравновешенны, дружелюбны; 2 человека застенчивы, недостаточно уверены в себе, стремятся всем угодить.
Рис. 8. Типы бесконфликтных людей
Итак, итоги наблюдения говорят о том, что в данной группе 40 % испытуемых способны создавать конфликты и 60 % - бесконфликтны при общении.
Составим общую диаграмму по группе.
Рис. 9. Общий показатель по результатам наблюдения
Следующий этап эмпирического исследования - психологическое тестирование работников организации.
Задачи тестирования:
1. выявление уровня общительности;
2. определение уровня самоконтроля на коммуникативном уровне;
3. определение стиля конфликтного поведения работников организации.
При анализе полученных в результате исследования показателей, приходим к выводу, что 4 человека имеют высокий уровень общительности, 7 человек - средний уровень, 4 человека - низкий уровень общительности.
Рис. 10. Уровень общительности в группе
При рассмотрении уровня самоконтроля при общении, приходим к выводу, что большинство работников компании (7 человек) обладают высоким уровнем коммуникативного контроля (они легко входят роль, гибко реагируют на изменения), 4 человека - средним уровнем (искренность, но не сдержанность в эмоциональных проявлениях), 4 человека - низкий уровень самоконтроля в общении (устойчивое поведение, не считают нужным меняться в зависимости от ситуации).
Рис. 11. Уровень коммуникативного контроля в группе
При анализе показателей стилей конфликтного поведения у работников организации выявлено, что 7 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации (приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон), 3 человека - могут пойти также на компромисс в конфликтных обстоятельствах.
Соперничество в конфликтных ситуациях отмечается у 3 сотрудников, а 5 человек избегают конфликтов, если это не получается, 4 человека из них могут пойти на компромисс.
Рис. 12. Характерные для группы стили конфликтного поведения
Итак, группа характеризуется средним уровнем общительности, высоким коммуникативным самоконтролем и поиском сотрудничества в конфликтах.
Последний этап исследования - интервью, целью которого является выявление причин возникновения конфликтов в организации, а также условий их преодоления.
Вопросы интервью:
- Были у Вас конфликты с коллегами?
- Были у Вас конфликты с клиентами?
- Были у Вас конфликты с руководством?
- Каковы причины конфликтов?
- В чем выражалась суть конфликта?
- Как она разрешилась?
- Какие пути разрешения конфликтов вы считаете оптимальными?
- Как Вы думаете, каким образом можно предотвратить конфликты в организации?
Данные опроса говорят о том, что 40 % конфликтов в организации ООО «Гермес Медиа» начинаются при общении с коллегами, 35% - при общении с начальством и 25 % - при общении с клиентами.
Рис. 13. Типы конфликтов
Таким образом, при проведении исследования решение конфликтов может быть осуществлено при следующих обстоятельствах:
Строгое выполнение своих обязанностей по работе;
Знание своих слабых мест, чтобы в сложных ситуациях не сорваться;
Ликвидация привычки брать чужие проблемы на себя (большая часть случаев это личные проблемы «трудного» человека);
Нахождение компромисса, стремление к сотрудничеству в конфликте;
Разграничение личных взаимоотношений и рабочих.
Включение в разрешение конфликта авторитетного лица (начальников отделов, руководителей)
Разъяснение вышестоящими лицами требований к работе.
Своевременное и качественное выполнение своей работы.
Установление сотрудничества в разрешении конфликтов – поиск вариативных путей решения проблем.
В общении с руководителем - сохранение уверенности и спокойствия, доброжелательного тона.
Обеспечение удовлетворение потребностей клиента (идти на сотрудничество, находить компромисс).
Отсутствие реакций на провокации;
Сохранение уверенности и спокойствия, доброжелательного тона.
Также, на наш взгляд, для руководителя недопустимо:
- скрывать деловые сведения от своих подчиненных;
- выказывать особое расположение к кому-либо из сотрудников;
- недооценивать компетентность своих коллег.
2.4. Рекомендации по оптимизации управления конфликтами в ООО «Гермес Медиа»
Опрос рядовых работников организации показал, что конфликтные ситуации в ООО «Гермес Медиа» –частое явление. Основные причины возникновения конфликтов:
- недостаточная оплата труда не рациональное распределение привилегий;
- малооптимальная организация работы;
- уровень амбиций работников организации.
Анализ документов показал, что основными методами, которые применяются при решении конфликтов, являются организационные.
Данные методы связаны с решением кадровых проблем. Здесь может быть использована система поощрения и наказания сторон конфликта, а также кадровые реорганизации. К примеру, при выявлении конфликтов между сотрудниками обнаружилось, что работники достаточно компетентны, отлично относятся друг к другу, а накаленная ситуация объясняется, что коллективу для достижения целей не хватает еще нескольких сотрудников.
От стабильной обстановки в коллективе зависит стратегия развития организации, конфликтные ситуации приводят к нестабильности поведения членов коллектива, препятствуют выполнению задач. Именно поэтому исследование конфликтов и поиск путей решения является наиболее актуальной темой в данной организации.
В каждом конкретном конфликтном случае есть и конкретная причина его начала. Практика показала, что конфликты чаще всего начинаются из-за мелочей (слово, взгляд, инцидент). Но настоящая причина конфликтов не в инциденте, а в тех противоречиях, которые имеют место быть и требуют разрешения. В основании всех конфликтных ситуаций находится противоречие между настоящим положением дел и ожиданиями. Здесь можно выделить следующие направления в поиске путей:
- изменить существующее положение дел согласно ожиданиям людей;
- изменить оценки и отношения людей к существующим ситуациям.
На деле руководство действует одновременно в двух направлениях, при этом приоритет отдается первому или второму, все зависит от конкретной ситуации. Опытные управленцы при возникновении конфликтной ситуации могут применять следующие методы:
- убеждать стороны избежать конфликтной ситуации;
- всячески демонстрировать участникам, что добиться эффекта невозможно при помощи конфликта;
- организовать совместный поиск путей решения конфликта (переговоры);
- прилагать усилия для объединения конфликтующих сторон при стремлении к общей цели;
- угрожать выявить виновного и наказать его;
- использовать административные методы;
- использовать специальные методы (арбитраж, посредник).
Конфликт в организации часто удается разрешить либо с помощью структурных изменений и согласования интересов личности с интересами коллектива, либо ликвидации элементов, не способствующих успеху в общем, с применением непопулярных мер (угроз, административных мер, в том числе и увольнение).
В процессе работы организации могут применяться различные факторы и способы решения конфликтных ситуаций. Разрешение конфликтной ситуации должно начинаться с того, что стороны перестают видеть друг в друге противников. С этой целью осуществляется оценка своих позиций и действий. Признание своих ошибок уменьшает отрицательное восприятие другой стороны, а также стороны стараются больше понять интересы друг друга – это увеличивает масштабы представления об оппоненте и делает его объективным. Также необходимо выделить конструктивные начала в планах оппонента. В каждом сотруднике, человеке есть положительные качества, на что можно опираться при разрешении конфликтной ситуации. Затем работники уменьшают отрицательные эмоции другой стороны при помощи:
- готовности идти на сближение;
- положительной оценки некоторых факторов другой стороны;
- критичного отношения к самому себе и уравновешение поведения.
При разрешении конфликтов с подчиненными начальство должно применять следующие методы:
- выслушивание подчиненных во избежание принятия неверного решения;
- не доведение конфликта до его обострения, поскольку его сложнее решить. В итоге обострения личностные отношения ухудшаются, увеличивается степень отрицательных эмоций, уменьшается уровень правоты сторон из-за взаимной грубости;
- соблюдение дистанции при общении руководителя и подчиненного;
- исключение грубости при конфликтах руководства и подчиненного;
- недопустимость злоупотребления должностными полномочиями;
- возможность уступок подчиненному со стороны руководителя;
- недопустимость затягивания конфликтов.