Файл: Планирование производственной программы предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Логика развития и динамика современного рынка ясно свидетельствуют – ни один успешный предприниматель уже не может обойтись без плана развития своего бизнеса. Причем план просто обязан быть составлен на высоком профессиональном уровне. Без детального планирования не обойтись не только на этапе создания своего дела, но и на стадиях продвижения товара или услуги на рынок, расширения бизнеса, при выходе на новые рынки, а также в случае реорганизации компаний и производств, осуществлении инвестиционных проектов.

Некоторые компании все же продолжают считать, что бизнес-план им не нужен, поскольку они без него обходились и раньше. Такая позиция имеет право на жизнь. В конечном счете, у всех есть выбор. Действительно есть предприниматели, которые вкладывают деньги в новый бизнес-проект, обходясь без тщательно разработанного бизнес-плана «по интуиции». Но статистика неумолимо показывает, что не каждый такой проект заканчивается успешно и многие из них приходится закрывать, теряя средства и упуская время.

Наличие хорошего бизнес-плана способствует привлечению капитала, конкретике в планах на будущее, тщательному изучению предполагаемых рисков и возможных трудностей, которые могут помешать практической реализации бизнес-проекта. Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель окажется не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху.

Бизнес-план - это эффективный рабочий инструмент, который необходим для:

- получения инвестиций и/или кредитов;

- успешной реализации бизнес-проекта;

- ответа на самый важный вопрос: "Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств?"

Письменное оформление бизнес-плана, является визуализацией целей, что имеет очень существенное значение для организации работ по его выполнению. Устное и письменное планирование - две большие разницы. Вышесказанное обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования выступало коммерческое предприятие ООО “Формула”.

Процесс разработки бизнес-плана представлял собой предмет исследования.

В качестве цели курсовой работы выступало исследование назначения, порядка и структуры бизнес – плана.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены такие задачи как:

- рассмотреть сущность бизнес-планирования, его цели и задачи;

- исследовать структуру и значение бизнес-плана;


- уделить внимание характеристике деятельности и определить направления бизнес-планирования для предприятия;

- обосновать необходимость бизнес-планирования, разработать бизнес-план и оценить его экономическую эффективность.

Нормативно - правовые источники, труды российских и зарубежных ученых-экономистов таких как Э.А. Афитова, Т.С. Бронниковой, Б.И. Герсимова, В.А. Горемыкина, А.Н. Ильченко, Р. С. Каплан, З.З. Кучиевой, Р.В. Савкиной и журнальные статьи являлись информационной основной курсовой работы.

Методология. В ходе исследования был использован аналитический метод и метод сравнения.

По структуре работа представлена введением, тремя главами с соответствующими подпунктами, заключением и списком источников.

ГЛАВА 1. Основы бизнес-планирования

1.1 Сущность бизнес-планирования, его цели и задачи

Бизнес-планирование (БПЛ) на предприятии представляет собой процесс разработки комплексного плана деятельности на стратегическом или тактическом уровне с системным описанием бизнеса как целенаправленной деятельности по достижению прибыли. [6] Данный вид планировочной деятельности основан на стратегии развития компании, охватывает бизнес полностью или его часть, служит проектированию бизнеса «с нуля» или его реорганизации. Бизнес-план, являясь результатом БПЛ, служит документом, благодаря которому формируется управление бизнесом и обеспечивается его жизнеспособность. На рисунке 1.1 можно увидеть схему пересечения бизнес-планов и проектов организации.

Рисунок 1.1. Схема пересечения бизнес-планов и проектов компании

Содержание бизнес-плана соответствует критериям краткости, понятности и точности при формировании образа будущего бизнеса или направления деятельности. Направления деятельности также называют линиями бизнеса, которые могут быть связаны с:

- продукцией компании;

- работой, выполняемой компанией;

- реализуемыми услугами;

- техническими решениями;

- лоббированием интересов компании.

Понятие «бизнес-планирование» двусоставное, и его содержание соответствует, с одной стороны, служению бизнесу как особой форме общественно полезной деятельности для целей извлечения прибыли [5]. С другой стороны, создается плановый документ, системно описывающий такого рода деятельность. Данный план как совокупность взаимосвязанных элементов включает результаты планирования в сферах:


  • маркетинга;
  • финансов;
  • производства;
  • закупа;
  • продаж;
  • организации;
  • персонала;
  • затрат и финансовых результатов;
  • рисков и т.д.

Известно, что далеко не каждый проект несет в себе прибыль в явной, очевидной форме, хотя каждая подобная задача должна приносить выгоды. Например, возведение объектов социальной сферы (профилакториев, садиков, жилищно-коммунальных объектов) не приносит прибыль, а напротив, увеличивает расходы компании, то есть расходует финансовый результат основной деятельности. Поэтому значительная часть проектов компании планируется, но планы эти в понятие бизнес-планирования не входят.

Рассмотрим ниже сущностные моменты БПЛ.

Сущность и значение бизнес-планирования заложены в восприятии его результатов как базиса долгосрочного успеха деятельности компании. В идеальном случае хорошо выполненный бизнес-план формирует основную долю успеха в рациональном использовании финансовых ресурсов. Кроме того, достигается полноценное, но не избыточное обеспечение снабжения (в том числе трудовыми ресурсами), производства, продвижения компании и ее продукта. Таким образом, динамика роста объемов реализации и финансового результата носит устойчивый характер и соответствует прогнозам. Предприниматель в содержание планирования всегда вкладывает свою идеологию, которая отражает его отношение к бизнес-плану[14]:

«Я бизнес-план делаю для себя, потому что вижу ценность для успеха».

«Я выполняю планирование для себя и моих партнеров (включая и моих сотрудников)».

«Мне бизнес-план нужен формально (для получения кредита, гранта, чтобы привлечь инвестора)».

«Мне бизнес-план не нужен, я и так все интуитивно вижу».

К сожалению, долгие годы, начиная с середины 90-х годов, в России превалировали две последние позиции в отношении деловых людей к бизнес-планам. И только последние годы все больше бизнесменов начинают осознавать ту полезность, которую несет в себе качественное БПЛ. Инвестиционная ментальность постепенно обретает черты зрелости, и не только внешние задачи мотивируют предпринимателей на вдумчивый подход к планированию.

Потребность в привлечении дополнительных инвестиционных источников исторически реализуется в направлениях:

- кредитования со стороны коммерческих банков;

- получения грантов, субсидий и других форм финансирования целевого характера от государства в лице уполномоченных органов;

- софинансирования инвестиционных проектов с инвестиционными фондами и иными партнерами.


Современные тенденции свидетельствуют о появлении еще одного внешнего побудительного мотива к бизнес-планированию. Это обеспечение компании высококлассными специалистами, менеджерами, привлекаемыми глубоко проработанным бизнес-планами, рисующими амбиционные цели и задачи с обоснованием стабильных перспектив и высоковероятного успеха. Но самая главная сущность БПЛ, которая еще должна в ближайшие годы полностью раскрыться, – это набор внутренних ценностных значений, которые позволяют деловому человеку следующее:

1. Нивелировать естественную неопределенность и влияние внешней среды.

2. Сфокусироваться на ключевых задачах, приводящих к успеху.

3. «Раскрутить экономический маховик» на нужные обороты с соответствующей генерацией доходов и прибыли.

4. Обеспечить интеграцию вновь создаваемых и действующих подразделений в процесс достижения долгосрочных целей компании.

5. Облегчить контрольные мероприятия.

Следует отметить, что в плановой системе народного хозяйства СССР существовала достаточно развития система сметно-календарного планирования, в рамках которой создавались так называемые промтехфинпланы. Культура планирования была достаточно развитой, а уровень управленческой школы столь высок, что данная система неплохо конкурировала с основными западными системами планирования (без учета их рыночной составляющей).

В переходное десятилетие в конце прошлого века крупные российские компании сумели во многом сохранить культуру и школу социально-экономического планирования деятельности. Вместе с тем, вновь создаваемые малые и средние компании выходили на рынок без сформированной системы регулярного планирования, что во многом служило причиной их провала и последующего ухода в небытие.

В середине 90-х годов в Россию стали активно проникать теоретические реплики западной модели бизнес-планирования, которая существенно отличалась от традиционных методов советской школы планирования. Отличия стали очевидными после массированного выхода на рынок программных продуктов «Альт Инвест» и «Project Expert». Их содержание предусматривало акцент на маркетинговую составляющую планирования, а целостность и стройность взаимосвязей плана балансового листа, плана по прибылям и убыткам и, самое главное, плана по денежным потокам, выглядело откровением.

Бизнес-планирование на предприятии постепенно стало превращаться в новую параллельную систему планового обеспечения деятельности компании. Традиционная система технико-экономического и оперативного планирования также постепенно претерпела изменения, сейчас она представляет собой комплекс финансово-управленческих планов, интегрированных в систему бюджетного управления бизнесом. Благодаря ее реализации происходит информационное и прогнозное обеспечение принятия стратегических, тактических и оперативных решений по всему комплексу хозяйственной деятельности, включая действующее производство и перспективное развитие.


На верхних стратегических уровнях происходит сращивание традиционной модели технико-экономического планирования и бизнес-планирования. Начиная с тактического уровня, по своей природе эти два вида расходятся. Технико-экономическое планирование на тактическом и оперативном уровне тяготеют к обслуживанию производственно-управленческих задач операционного цикла и включают:

- сметно-калькуляционное информационное обеспечение решений по регулированию себестоимости выпускаемой продукции компании;

- планирование прибыли, относительных показателей (рентабельности) в различных интерпретациях;

- расчеты по реконструкции и модернизации производственно-технической базы;

- оценку степени загрузки производственных мощностей компании;

- планирование уровня производительности труда и оборудования в различных ее видах;

- обеспечение деятельности компании промышленно-производственным персоналом;

- сведения по прогнозам продаж и обеспеченности производства ресурсной базой.

Теперь приведем цели и задачи БПЛ.

В самой простой интерпретации цели и задачи бизнес-планирования состоят в том, чтобы доказать заказчику, заинтересованным сторонам, что идея, которая продекларирована в концепции проекта, состоятельна. Основной замысел бизнеса – это тезис, а набор убедительных аргументов – это бизнес-план. Если БПЛ выполнено профессионально, то докладчику, презентующему на защите план, не составит труда доказать, что проект изначально успешен.

Рассмотрим вторичные цели, достигаемые с помощью бизнес-планирования. Среди них [4]:

- уточнение идеи создания, стратегии становления, санации и развития компании и ее направлений деятельности;

- расчетно-информационное обоснование ранжирования и отбора инвестиционных проектов компании к реализации в соответствии со стратегией развития бизнеса;

- среднесрочное и текущее планирование деятельности единиц бизнеса и всей компании;

- привлечение стратегических партнеров для участия в бизнесе на правах совладения и в форме участия в прибылях;

- привлечение средств для инвестиций в компанию из заемных источников;

- получение компанией целевого финансирования из средств государственного (муниципального) бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Основные цели бизнес-планирования с их разделением на внутренние и внешние приведены на рисунке 1.2. Таким образом, приведена модель состава целей БПЛ, которые разделены на внешние и внутренние. Указанные цели разворачиваются в последовательности вариативных задач компании, главной из которых является достижение результата: лицо, принимающее решение о запуске проекта, участия в финансировании, кредитовании, приняло его. Представляется, что отрицательное решение в условиях внутреннего ориентира бизнес-планирования – это тоже выполненная задача планирования. Для внешних типов цели отказ свидетельствует о срыве задачи.