Файл: «Понятие и виды субъектов правоотношений».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы

Субъекту права как юридической конструкции может быть сопоставлена коллективное образование в рамках реальных общественных отношений. Они обладают признаком свободного волеизъявления в установлении ими правовых предписаний, которые обязательны для исполнения лицами на которых они направлены.

Основной признак субъекта права это свобода волеизъявления. По степени ограничения воли другими волевыми субъектами можно разделить их на: субъект мирового права, субъект международного права; субъект гражданского права: государство или объединения граждан; субъект национального права.

В связи с различием данных субъектов по их компетенции, каждый наделен своим правом нормотворчества и право применения, можно конкретизировать их как: субъект мирового права – ООН, Генеральная ассамблея; субъекты международных прав: региональные – совокупность государств конкретного региона мира находящихся в договорных отношениях, межгосударственные - совокупность государств находящихся в договорных отношениях; субъект внутригосударственного права – совокупность граждан государства, как для системы права в целом; субъект договорного права – объединение лиц на основе договорных отношений, предусмотренных ГК РФ; субъекты договорного права иного государства – совокупность лиц на основе договорных отношений предусмотренных законодательством их государства.

Глава 2. Субъекты правоотношений: проблемы понятия и классификации

2.1. Сущность понятия «субъекты правоотношений» и разграничение с субъектом права

Существовавший еще в советском праве традиционный подход к определению субъекта права через отождествление его с право- и дееспособностью, правосубъектностью, вытесняют новые концепции субъекта права. Так, К. И. Кистенев утверждает, что субъектом права выступает «индивидуальное или коллективное лицо, которое по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей в силу юридических норм, а также потенциально способное само или через своих представителей участвовать в правоотношениях»[8]. При этом предлагаемая автором концепция предусматривает рассмотрение субъекта через такие правовые конструкции, как правовой статус (совокупность нормативно закрепленных юридических прав и обязанностей), правовое положение (совокупность реальных обязанностей и прав) и правосубъектность («буфер» между реальным лицом и статусом субъекта права, отражающий состав юридических фактов, наличие которых позволяет конкретному лицу выступить в качестве обладателя соответствующего правового положения).


По мнению С. И. Архипова, субъект права есть явление многоаспектное, не сводимое к формальной праводееспособности. Субъект права рассматривается автором как правовое лицо, как правовая воля, как единое множество правовых связей, отношений, как целостная система правовых представлений, чувств, эмоций, переживаний (индивидуальное правосознание), как высшая социально-правовая ценность, определяющая в праве все иные ценности, как правовой деятель - источник всякой правовой активности, от которого исходят правовые акты, юридические действия, поступки[9]. При этом субъект права определяется как совокупность заключенных в специальную юридическую форму правовых качеств человека.

Субъект права как лицо представляет собой юридический слепок с физического лица, от которого при получении статуса субъекта права были отделены физические особенности и оставлены лишь правовые качества - внешняя обособленность, автономность; опознаваемость, возможность идентификации; волеспособность; способность быть участником, стороной социальных отношений, связей; социальная значимость, ценность.

Субъект права как правовая воля определяется как инстанция, решающая и осуществляющая свои решения вовне. По мнению автора, действительной воля становится тогда, когда делает свой правовой выбор, принимает правовые решения и их реализует.

Субъект права как совокупность правовых связей рассматривается как ось, вокруг которой формируются правовые связи, отношения, при этом именно субъект права обладает правовыми связями, а не является их составляющей частью.

Субъект права, с точки зрения правового сознания, представляет собой совокупность правовых идей, представлений о том, каким должно быть право. Таким образом, субъект права служит исходной точкой формирования правовой системы, поскольку правовые образы и идеалы права рождаются в правосознании лица и им поддерживаются.

Субъект права как правовой деятель представляет собой лицо, которое участвует в процессе правотворчества, применения и реализации права.

Субъект права рассматривается как правовая ценность, поскольку он воплощает в себе правовые качества человека, представляет его в правовой сфере.

Субъект права рассматривается как праводееспособность, в которой выражается лишь формальная сторона отношения лица к правопорядку, при этом правосубъектность не является единственным свойством субъекта права, это лишь один из его аспектов.


С. И. Архипов также отмечает, что субъект права может со временем приращивать новые качества и обладать новыми аспектами понимания субъекта права, в связи с чем подходов к определению субъекта права существует неограниченное количество. Так, субъект права может рассматриваться также и как участник правового процесса, как субъект правонарушения, как носитель правовой культуры[10].

Помимо всех перечисленных подходов, в современной российской правовой науке субъект права рассматривается также как элемент правоотношения и анализируется с точки зрения участника правоотношения[11].

По мнению Р. О. Халфиной, в советской юридической литературе было распространено мнение о том, что «понятия «субъекты правоотношения» и «субъекты права» однозначны»[12]. Например, Д. Н. Бахрах отмечал, что “субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает[13].

Кроме того, Р. О. Халфина отмечала, что, наряду с такими понятиями, как «субъект права» и «субъект правоотношения», существовало понятие «участник правоотношения», применявшееся как равнозначное «субъекту права». При этом сама Р. О. Халфина полагала, что субъект права и участник правоотношения не должны трактоваться как тождественные понятия[14]. Участник правоотношения, по ее мнению, является более узким понятием, отражающим лишь одну сторону свойств субъекта права, предопределяющих возможность участия в правоотношении. Среди основных субъектов права Р. О. Халфина выделяла государство, граждан, общественные организации, юридические лица.

Аналогичного мнения придерживался С. Ф. Кечекьян, который отмечал, что «под субъектом права следует понимать: а) лицо, участвующее, или б) могущее участвовать в правоотношении»[15].

Как указывает С. С. Алексеев, «субъект права» является понятием широким, отличающимся от понятия «субъект (участник) правоотношения»[16].

Субъект права - это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть лицо, потенциально (вообще) способное быть участником правоотношений, а субъект правоотношения - это реальный участник данных правовых отношений. При этом С. С. Алексеев отождествляет понятия «субъект права» и «правосубъектность» (способность быть носителем юридических прав и обязанностей), полагая, что они по своему содержанию совпадают. С. С. Алексеев выделяет следующие виды субъектов прав: индивидуальные субъекты, коллективные субъекты и общественные образования.


М. Н. Марченко отмечает, что в современной юридической литературе понятие «субъект права» чаще используется в качестве синонима терминов «субъект (участник) правоотношения»[17]. При определении субъекта права основную роль М. Н. Марченко отводит государству, имеющему возможность наделять законодательным путем отдельных лиц возможностью быть субъектами права. Так, по мнению этого автора, субъектом права являются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей[18]. Основными видами субъектов права являются физические и юридические лица.

В. К. Бабаев формулирует следующее определение: «Субъекты правоотношений (права) - это участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности»[19]. Таким образом, В. К. Бабаев также отождествляет субъектов правоотношений и субъектов права.

Н. И. Матузов, А. В. Малько утверждают, что понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» являются равнозначными, однако обращают внимание на следующие моменты: каждый гражданин как постоянный субъект права не может быть участником всех правоотношений одновременно; субъекты права, лишенные дееспособности, не являются субъектами большинства правоотношений; правоотношения не единственная форма реализации права[20]. Таким образом, авторы обращают внимание на существующие различия между этими понятиями, что приводит к выводу о том, что субъекты права являются более общим понятием, нежели субъекты правоотношений.

В. С. Нерсесянц также проводит различие между субъектами права и субъектами правоотношения. Так, по его мнению, субъектами правоотношения являются субъекты права, обладающие предусмотренными реализуемой нормой права правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. Субъектами права выступают все адресаты права, все те, кто находится под действием права, признается им в качестве абстрактного правового лица, возможного носителя прав и обязанностей, свободные индивиды, хозяйственные образования, общественные и религиозные организации, отдельные государственные органы и государство в целом.

Субъектов права В. С. Нерсесянц называет также лицами, персонами в праве[21].

В. Л. Кулапов, А. В. Малько высказывают следующую позицию: «Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Категорию «субъект правоотношения» следует отличать от категории «субъект права». Субъект права - это лишь потенциальный участник возможного правоотношения, который использует свою праводееспособность. Субъект правоотношения - это конкретный участник реального жизненного правоотношения. Поэтому, чтобы стать субъектом правоотношения, индивид или организация должны стать субъектами права, получить комплекс типичных прав и обязанностей... Круг таких субъектов и их правовое положение определяются государством исходя из его интересов и возможностей»[22].


М. В. Карасева считает, что понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» при всей их близости являются все же различными понятиями. Субъект права - это тот, кто обладает правосубъектностью и может участвовать в конкретном правоотношении. Субъект правоотношения - это тот, кто участвует в конкретном правоотношении. Субъект правоотношения интегрирует в себе в «снятом» виде не только качества правосубъектности, но и те, которые он приобретает в конкретном правоотношении[23].

Е. А. Суханов, А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой полагают, что субъект права совпадает с субъектом правоотношения[24]. А. В. Слепнев выступает против отождествления понятий «субъект права» и «субъект правоотношения» и определяет субъект правоотношения как «субъект права, но только ставший участником правоотношения, деятельно реализующий только часть из целого ряда своих прав и обязанностей, которыми он, будучи субъектом права, потенциально обладает[25]. А. М. Абрамов также разграничивает понятия «субъект права» и «субъект правоотношения», определяя субъекта права как всякого, кто «способен иметь права независимо от того, пользуется он ими в действительности или нет», а субъекта правоотношения - как реального участника правовых отношений, то есть как «конкретное лицо, которое не в состоянии быть одновременно участником всех правовых отношений»[26].

Аналогичного мнения придерживается К. И. Кистенев. По мнению К. И. Кистенева, «институт субъекта права больше связан с предпосылками юридического взаимодействия и с областью самостоятельного (вне конкретных правовых отношений) осуществления некоторых правовых возможностей и юридических обязанностей… Институт субъекта правового отношения больше связан с конкретным юридическим взаимодействием субъекта права, активностью, направленной на достижение определенного результата, предусмотренного нормой действующего законодательства»[27].

Таким образом, общее представление о соотношении понятий «субъект права» и «субъект правоотношения» до сих пор не выработано.

Один из вариантов решения данной проблемы предложен С. И. Архиповым, который в рамках своей теории о субъекте права определяет субъект права, в частности, как совокупность правовых связей, отношений. Рассматривая субъект права как первичный элемент системы права, автор полагает, что не субъект права составляет часть правового отношения, а правовые отношения, связи принадлежат субъекту права. Так, по мнению С. И. Архипова, субъект права как совокупность его юридических связей представляет собой правовую личность, ее интересы, стремления, объективированные вовне, при этом «важнейшую часть этих связей образуют правоотношения лица, то есть конкретные, персонифицированные связи субъекта, выражающие практическую направленность его воли»[28].