Файл: Баланс и отчетность (Бухгалтерский баланс и порядок его составления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению баланса и отчетности.

Актуальность рассматриваемой темы определяется содержанием бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс - это одна из главных форм бухгалтерской отчетности, которая отражает «финансовую картину» предприятия на определенный момент ее деятельности. В балансе представлены все виды имущества предприятия, расположенные по степени ликвидности, и все источники образования такого имущества, расположенные в виде собственного капитала компании и обязательств по срокам срочности их погашения.

Роль бухгалтерского баланса чрезвычайно высока, так как баланс выполняет ключевые функции в части отражения имущественно - финансового состояния организации и в части контроля и управления за деятельностью компании.

Законность данных бухгалтерского баланса регламентирована такими нормативно-правовыми актами как Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Требования к формированию и содержанию баланса, делают его ценным документом при оценке, анализе или принятии соответствующих решений.

Цель работы – рассмотреть баланс и отчетность.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие и виды бухгалтерского баланса, нормативное регулирование.

2) Описать порядок составления бухгалтерского баланса.

3) Рассмотреть взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами отчетности.

4) Изложить значение бухгалтерского баланса в информационной системе управления.

5) Дать организационно-экономическую характеристику организации.

6) Рассмотреть мероприятия, предшествующие формированию отчетности в организации.

7) Описать порядок заполнения бухгалтерского баланса в ООО "Позитив".

8) Дать рекомендации по совершенствованию технологии составления бухгалтерского баланса в организации.

Объект исследования: ООО "Позитив".

Предметом исследования - баланс и отчетность.

По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава исследования посвящена бухгалтерскому балансу и порядку его составления. Во второй главе работы нами рассматриваются порядок формирования формы бухгалтерского баланса в ООО "Позитив". Третья глава исследования посвящена рекомендациям по совершенствованию технологии составления бухгалтерского баланса в организации.


Основной информационной базой для написания курсовой работы послужили учебники и учебные пособия, методические материалы, законодательные и нормативные акты, статьи журнала Главбух, а также для проведения исследования использованы отчетные материалы ООО "Позитив".

1. Бухгалтерский баланс и порядок его составления

1.1 Понятие и виды бухгалтерского баланса, нормативное регулирование

Бухгалтерский баланс – это одна из главных форм бухгалтерской отчетности [8]. В балансе представлены все виды имущества предприятия, расположенные по степени ликвидности, и все источники образования такого имущества, расположенные в виде собственного капитала компании и обязательств по срокам срочности их погашения. Благодаря данным из баланса, возможен строгий контроль: фактического наличия всех видов имущества в организации; использования ресурсов организации; платежеспособности организации [11]. Так, ориентируясь на данные бухгалтерского баланса можно осуществлять контроль деятельности предприятия по отдельным составляющим.

У бухгалтерского баланса довольно широкий круг пользователей, что придает ему особенную роль в экономическом смысле: Собственники предприятия и его руководитель на основании показателей бухгалтерского баланса оценивают эффективность деятельности компании и принимают важные управленческие решения в части ее дальнейшего развития [7, c. 322].

Контролирующие органы проверяют по данным баланса, правильность исчисления налогооблагаемой базы. Например, если «замороженная» компания имеет дебиторскую задолженность сроком более чем три года, у контролирующих органов есть все основания проверить такую задолженность на ее соответствие просроченной, которую необходимо признать, как прочий доход и начислить налог на прибыль. Инвесторы на основании данных бухгалтерского баланса принимают решения: стоит ли инвестировать средства в данную организацию. Кредиторы на основании данных бухгалтерского баланса принимают решения: стоит ли предоставлять кредит данной организации. Кроме того, данные баланса интересуют аудиторов.


Законность данных бухгалтерского баланса регламентирована такими нормативно-правовыми актами как Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» [1] и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [3].

Требования к формированию и содержанию баланса, делают его ценным документом при оценке, анализе или принятии соответствующих решений.

Видов бухгалтерского баланса очень много. Их разнообразие определяется самыми разными причинами: характером данных, на основе которых формируется баланс, временем его составления, назначением, способом отражения данных и рядом других факторов. Цель составления бухгалтерского баланса определяет его вид [16]. Виды баланса классифицируются по нескольким различным по экономическому содержанию видам (рисунок 1).

Рисунок 1 - Классификация бухгалтерского баланса

Таким образом, по методу отражения показателей в балансе, его типами могут быть следующие:

Сальдовый баланс - данный тип баланса – это классический баланс, который отражает остатки по счетам учета активов, собственного капитала и обязательств предприятия.

Оборотный баланс - данный тип баланса – это баланс, составленный по показателям оборотов по счетам учета активов, собственного капитала и обязательств предприятия [16].

Время составления баланса. В зависимости от того, в каком периоде деятельности формируется баланс, он может быть одним из следующих видов:

Вступительный - такой баланс составляют сразу после регистрации предприятия. Его данные отражают стартовый капитал компании [8].

Текущий - такой баланс составляют по завершении определенного периода в организации. В общепринятой практике – это периоды: квартал, год.

Однако в компаниях его могут составлять ежемесячно, в зависимости от необходимости получения информации из баланса.

Санируемый - такой баланс составляют в преддверии возможного банкротства предприятия. Его составление помогает понять – насколько реально состояние платежеспособности предприятия [8].

Ликвидационный - такой баланс составляют в случае ликвидации организации [11].

Объединительный - такой баланс составляют в случаях слияния нескольких организаций в одно юридическое лицо.

Разделительный - такой баланс составляют в случаях разделения или выделения отдельных предприятий из одного крупного предприятия.

Все указанные шесть видов баланса составляются по общему правилу – то есть по правило группировки остатков на счетах бухгалтерского учета.


По форме представления показателей в балансе, они могут быть следующими:

Статический - это стандартный баланс, где отражены показатели, действующие на определенный момент. Центральным понятием в статической модели бухгалтерских балансов принадлежит капиталу экономического субъекта. А целью финансово-хозяйственной деятельности компании является увеличение собственного капитала [16].

Динамический - это особый вид баланса, где отражаются показатели в движении. Такой баланс может быть оборотно-сальдовым или шахматным оборотным балансом. Формирование динамического бухгалтерского баланса также позволяет оценить квалификацию управляющего персонала и его вклад в результаты работы хозяйствующего субъекта. В динамической модели балансов главными являются понятия доходы, расходы и финансовый результат.

Исходя из источников формирования данных, баланс может быть следующих видов:

Инвентарный - этот вид баланса составляется после проведения инвентаризации какого-либо имущества или обязательств.

Книжный - это стандартный баланс, где отражены фактические показатели, действующие на текущий момент.

Генеральный - это вид окончательного баланса, который содержит фактические данные, основанные на результатах инвентаризации.

Исходя из объема отражаемой в балансе информации, он может быть одним из следующих видов:

Единичный - в данном виде баланса отражаются показатели только одной компании.

Сводный - в данном виде баланса отражаются показатели только нескольких компаний [8].

Консолидированный - в данном виде баланса отражаются показатели только нескольких компаний, которые юридически обособлены, но связаны экономически-хозяйственными операциями [11].

Классификация баланса по способу очистки может быть двух видов:

Брутто - такой баланс включает в себя регулирующие статьи некоторых показателей (амортизация, резервы, наценка).

Нетто - такой баланс соответственно исключает вышеуказанные показатели [8].

Указанные выше признаки в классификации баланса являются основными, которые используются в бухгалтерском учете.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности, в том числе и бухгалтерского баланса, осуществляется на уровнях, представленных в приложение 1.

Первый уровень представлен законодательными актами, где отражаются основные обязательные к исполнению правила ведения бухгалтерского учета [5, c. 33]. Основным документом 1 уровня является ФЗ № 402 от 06.12.2011 г. [1]. Основные цели этого закона - установить единые требования к бухгалтерскому учету и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухгалтерского учета. Им посвящены 2-я и 3-я главы закона.


Во 2 уровень включаются различные стандарты и положения по бухгалтерскому учету, которые непосредственно регламентируют порядок введения учета имущества, обязательств и фактов хозяйственной деятельности.

Данные стандарты представляют собой совокупность нормативно-правовых актов отраслевых ведомств, которые адаптируют федеральные стандарты под особенности экономических субъектов различного профиля деятельности.

Различные направления бизнеса имеют свои особенности в части организации протекающих в нем процессов. В виду специфики различных отраслей экономики предусмотрены соответствующие бухгалтерские стандарты. К данному уровню относится Положение по бухгалтерскому учету и отчетности [2], которое определяет основные правила отражения в бухгалтерском учете информации о различных объектах учета и перечень показателей, которые должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Также к данному уровню относится ПБУ 4/99 [3]. Данное ПБУ непосредственно определяет правила оценки статей бухгалтерской отчетности, в частности бухгалтерского баланса, а также состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности.

Все документы 3 уровня рекомендательного и инструктивного характера.

Данный уровень является необязательным к применению. В настоящее время примерами таких документов являются методические рекомендации по учету отдельных категорий активов и письма Минфина.

Хотя подобные документы носят рекомендательный характер - на что указывает их наименование, экономические субъекты в своей практической деятельности стараются им следовать. Чаще всего субъекты хозяйствования ориентируются на данные документы при возникновении сложных или спорных моментов в учетной практике. Особенно это касается ситуаций на стыке бухгалтерского и налогового учета, так как ошибки могут привести к денежным потерям в виде штрафных санкций и пеней. Также аудиторы при проведении аудита дают рекомендации ориентироваться на данные документы.

К нему относятся: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению № 94 н от 31.10.2000 г. [4].

Также к данному уровню относятся Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.1995 № 49, О формах бухгалтерской отчетности организаций от 02.07.2010 № 66 н.

4 уровень является методическим. К нему относятся инструкции и методические указания по применению отдельных положений по бухгалтерскому учету. Также сюда можно отнести ведомственные инструкции, письма и методички, письма Минфина [5, c. 34].