Файл: Баланс и отчетность (Бухгалтерский баланс и порядок его составления).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Бухгалтерский баланс и порядок его составления
1.1 Понятие и виды бухгалтерского баланса, нормативное регулирование
1.2 Порядок составления бухгалтерского баланса
1.3 Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами отчетности
1.4 Значение бухгалтерского баланса в информационной системе управления
2. Порядок формирования формы бухгалтерского баланса в ООО "Позитив"
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Мероприятия, предшествующие формированию отчетности в организации
2.3 Порядок заполнения бухгалтерского баланса в ООО "Позитив"
3. Рекомендации по совершенствованию технологии составления бухгалтерского баланса в организации
Из таблицы 4 видно, что выручка ООО "Позитив" за период с 2016-2017 гг. выручка снизилась на 16078 тыс. руб. Темп роста составил 39,10%. За период с 2017-2018 гг. выручка выросла на 8764 тыс. руб. Темп роста составил 184,91%.
Себестоимость за период с 2016-2017 гг. снизилась на 9221 тыс. руб.
Темп роста составил 34,05%. За период с 2017-2018 гг. выросла на 6644 тыс. руб. Темп роста составил 239,55%.
Чистая прибыль за период с 2016-2017 гг. снизилась на 476 тыс. руб.
Темп падения составил (11,74%), а за период с 2016-2017 гг. увеличилась на 308 тыс. руб. Темп роста составил 516,00%.
Рентабельность за период с 2016-2017 гг. снизилась на 2,09. Темп падения составил (29,81%), а за период с 2017-2018 гг. повысилась на 1,83.
Темп роста составил 281,25%.
Численность ООО "Позитив" составляет 65 человек и за весь рассматриваемый период не изменилась. Производительность труда за период с 2016-2017 гг. снизилась на 247 тыс. руб. Темп роста составил 39,16%. За период с 2017-2018 гг. производительность труда выросла на 135 тыс. руб. Темп роста составил 184,91%.
Затраты на 1 руб. выручки за период с 2016-2017 гг. снизились на 0,07.
Темп роста составил 86,79%, а за период с 2017-2018 гг. выросли на 0,14. Темп роста составил 130,43%.
Можно сделать вывод: ООО "Позитив" можно рассматривать как развивающееся общество.
Таким образом, дана организационно-экономическая характеристика организации и далее переходим к мероприятиям, предшествующим формированию отчетности в организации.
2.2 Мероприятия, предшествующие формированию отчетности в организации
Согласно ПБУ 4/99 [3] отчетный период ООО "Позитив" равен одному календарному году, а отчетной датой признается 31 декабря. На этот день и фиксируются все показатели деятельности организации.
Основные правила составления и сдачи бухгалтерской отчетности закреплены в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н [2].
Так как ООО "Позитив" находится на упрощенной системе налогообложения бухгалтерская отчетность в обязательном порядке включает формы:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах.
При необходимости обязательные формы отчетности сопровождаются пояснениями.
Бухгалтерская отчетность формируется в несколько этапов. Первый этап представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 - 1 этап составления бухгалтерской отчетности
Таким образом, сначала идут подготовительные работы перед составлением бухгалтерской отчетности, которые включают в себя: проверку первичной документации (наличие, правильность); инвентаризацию имущества, кассы и расчетного счета (денежные средства, основные средства, нематериальные активы и другое); проведение сверок (с бюджетом, с сотрудниками, с контрагентами).
Второй этап представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 - 2 этап составления бухгалтерской отчетности
Таким образом, на втором этапе проводится внесение изменений, корректировок и исправление ошибок: по результатам инвентаризации (приходов, излишков, списание недостач); при принятии решений о переоценке (запасов, основных средств, нематериальных активов); создание обязательных и необязательных резервов (сомнительных долгов, оплата отпусков, ремонт основных средств).
На третьем этапе после того, как установлены полнота, достоверность и своевременность отражения в учете всех операций отчетного периода, закрываются бухгалтерские счета и производится реформация баланса.
На четвертом этапе составляется сама отчетность [13].
Таким образом, рассмотрели мероприятия, предшествующие формированию отчетности в организации и далее переходим к порядку заполнения бухгалтерского баланса в ООО "Позитив".
2.3 Порядок заполнения бухгалтерского баланса в ООО "Позитив"
Баланс общества представляет собой таблицу, которая разделена на две части: активы и пассивы. Обязательное условие баланса – это равенство его актива и пассива.
Актив баланса – это имущество организации.
Состоит из следующих разделов: Материальные внеоборотные активы.
Здесь показывается остаточная стоимость активов (сальдо счетов 01 и 03 минус сальдо счета 02) и добавляются расходы на незавершенное строительство (счет 08). В балансе ООО "Позитив" материальные внеоборотные активы представлены основными средствами.
Запасы. При заполнении строки «Запасы» используется информация об остатках материалов, товаров, готовой продукции (счета 10, 41, 44, 45), затратах в незавершенном производстве (счет 20), включая сальдо по счету 97 (в части расходов со сроком списания менее 12 месяцев) [12].
Денежные средства и эквиваленты. Информация о денежных средствах и денежных эквивалентах собирается со всех «денежных» счетов (50, 51, 52, 55, 57) без учета субсчета 55 «Депозитные счета».
Строка «Финансовые и другие оборотные активы» содержит информацию о краткосрочных финансовых вложениях (счет 58), о сумме краткосрочных долгов, отраженных на счетах расчетов, а также всех иных активах компании, не нашедших места в данном разделе отчета. Данный раздел ООО "Позитив" представлен дебиторской задолженностью, запасами, финансовыми вложениями, денежными средствами и НДС.
Пассив баланса – это источники формирования имущества.
Состоит из следующих разделов: Капитал и резервы. Сюда заносятся все кредитовые остатки по счетам 80 (за минусом дебетового сальдо счета 81), 82, 83 и 84. Если на счете 84 отражен убыток (т. е. имеется дебетовое сальдо), то он учитывается аналогично данным, отраженным на счете 81. Если общий результат отрицателен, то он будет показан в круглых скобках [12]. Данный раздел ООО "Позитив" представлен уставным капиталом, нераспределенной прибылью.
Кредиторская задолженность. Здесь показывается сумма кредитовых сальдо по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75 и 76 по всем краткосрочным обязательствам. Другие краткосрочные обязательства. Строка, которая может отсутствовать или не заполняться, если вся необходимая информация об обязательствах нашла отражение в предыдущих строках. Данный раздел ООО "Позитив" представлен кредиторской задолженностью.
В процессе составления бухгалтерского баланса организация может использовать как стандартную его форму с детализированной разбивкой по статьям, которая была рекомендована Министерством финансов РФ, так и использовать собственную разбивку. При этом, если отсутствуют исходные данные для заполнения тех или иных статей, то организация вправе исключить эти статьи.
Построение баланса ООО "Позитив" осуществляется на основании данных бухгалтерского учета, а именно остатков на счетах. По истечении отчетного периода (квартал или год) на определенных счетах бухгалтерского учета формируются обороты за такой период и образуются конечные остатки по дебету и кредиту таких счетов.
Остатки по дебету в общей сумме полностью совпадают с остатками по кредиту счетов бухгалтерского учета. Это главное правило, и если остатки не совпадают – значит в бухгалтерском учете была допущена ошибка, которую необходимо обнаружить и исправить. Также бухгалтер должен проверить, что остатки по активным счетам сформированы по дебету счетов, а пассивных счетов – по кредиту счетов.
Рассмотрим формирование источников для показателей баланса в ООО "Позитив".
Первичный документ. Первичный документ фиксирует любую хозяйственную операцию и является юридически обоснованным подтверждением факта такой операции. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» выдвигает определенные требования к порядку составления первичного документа для его принятия к бухгалтерскому учету на предприятии.
Запись на счетах бухгалтерского учета. На основании полученного первичного документа, бухгалтер делает двойную запись на счетах бухгалтерского учета, регламентированных учетной политикой общества в части рабочего плана счетов. Запись производится на основании характера операции.
Например, если это полученная от поставщика расходная накладная на материалы, то это будет проводка:
Д-т 10 «Материалы» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если это будет ведомость начисления заработной платы работникам производства, то это будет проводка:
Д-т 20 «Основное производство» К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» [4].
Регистры бухгалтерского учета. Информация по счетам бухгалтерского учета группируется в различных регистрах. Как правило, регистры представляют собой различные накопительные и группировочные таблицы, книги, карточки учета и т.д.
Оборотно-сальдовая ведомость. Данный документ формируется по окончании отчетного периода, где отражены обороты по всем счетам бухгалтерского учета в организации и остатки на начало и конец периода.
Данный документ является последним документом в цикле учетного процесса, и который является законченным источником для формирования данных бухгалтерского баланса. Для формирования каждой строки баланса, бухгалтер анализирует показатели оборотно-сальдовой ведомости.
Так, в строке «Внеоборотные активы», бухгалтер отражает данные по остаткам на счете 01 «Основные средства» [4]. При этом, из остаточной стоимости основных средств, бухгалтер вычитает сумму накопленной амортизации, которая составляет остаток на счете 02 «Амортизация ОС».
При поступлении или выбытии основных средств в организацию, документальным источником информации являются: документы на поставку или реализацию основных средств (расходные накладные, товарные накладные); документы на ввод основных средств в эксплуатацию (или вывод); документы по инвентаризации основных средств или запасов (инвентаризационные описи, сличительные ведомости); документы на прочие расходы, связанные с приобретением/реализацией основных средств или запасов (акты транспортных компаний); документы на отпуск запасов в производство (требования-накладные) и т.п.
В строку «Запасы» попадает сумма остатков по таким счетам как:
- 10 «Материалы»;
- 41 «Товары»;
- 43 «Готовая продукция» и т.д.
Если в организации имеются резервы под снижение стоимости материальных ценностей, то суммы таких резервов вычитаются из данного показателя. Для отражения информации в строке «Денежные средства», источником являются остатки по счетам учета денежных средств в организации.
Это могут быть: 50 «Касса» [4]; 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета» и др. Наличие данной группы активов подтверждается информацией из выписок банка и кассовых документов (ПКО, РКО, Кассовая книга, отчеты кассиров и т.д.).
Для формирования дебиторской задолженности, источниками являются остатки по дебету таких счетов как: 62 «Расчеты с покупателями»; 68 «Расчеты с бюджетом» и т.д.
Наличие данной группы активов подтверждается информацией из множества различных источников в зависимости от вида задолженности. Так, это могут быть: акты сверки с покупателями и поставщиками; авансовые отчеты по расчетам с подотчетными лицами и т.д.
Для формирования строк собственного капитала в пассиве баланса источником являются остатки по кредиту таких счетов как: 80 «Уставный капитал»; 84 «Нераспределенная прибыль/непокрытые убытки» [4] и т.д.
Наличие данной группы пассивов подтверждается информацией из следующих источников:
- учредительные документы (устав, учетная политика организации);
- бухгалтерские справки-расчеты (о выплате дивидендов, отчислениях на резервный капитал, расчеты о формировании добавочного капитала и т.д.);
- документы, подтверждающие взносы учредителей (банковские выписки, акты приема-передачи имущества и т.д.).
Для формирования обязательств в пассиве баланса, источниками являются остатки по кредиту счетов: 60 «Расчеты с поставщиками»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.д. Наличие данной группы пассивов подтверждается информацией из множества различных источников, в зависимости от вида обязательств.
Например, информация о кредитах и займах отражается в договорах с кредиторами и заемщиками, в выписках банка о погашении такой задолженности.
Кредиторская задолженность подтверждается документами по взаиморасчетам с кредиторами (расходные накладные, выписки банка, акты сверки взаиморасчетов и т.д.).
Кредиторская задолженность по выплате заработной платы подтверждается расчетно-платежными ведомостями и прочими документами по учету заработной платы.
Кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами подтверждается бухгалтерскими справками-расчетами по различным налогам и сборам, налоговой и прочей отчетностью.