Файл: Обоснование потребности в автоматизации страховой компании, оказывающей услуги автострахования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях динамично развивается рынок комплексных интегрированных систем автоматизации страховых предприятий и учреждений страхового бизнеса самого различного профиля (автомобильного страхования, имущественного, финансового, социального и так далее). Все эти организации могут иметь самые различные размеры с разнообразными схемами иерархии, начиная от малых предприятий с численностью в несколько десятков человек и заканчивая крупными корпорациями численностью в десятки тысяч сотрудников. Такие системы предназначены для решения задач как предприятия в целом (управление финансовыми ресурсами, управление актуальной информацией, планирование и учет, поиск клиентов и реклама), так и уровня его подразделений и организационных отделов.

Главная особенность индустрии систем автоматизации предприятий и учреждений страхования, характеризующихся широкой номенклатурой входных данных с различными маршрутами обработки этих данных, состоит в концентрации сложности на начальных этапах анализа требований и проектирования спецификаций системы при относительно невысокой сложности и трудоемкости последующих этапов. Фактически здесь и происходит понимание того, что будет делать будущая система, и каким образом она будет работать, чтобы удовлетворить предъявленные к ней требования. А именно нечеткость и неполнота системных требований, нерешенные вопросы и ошибки, допущенные на этапах анализа и проектирования, порождают на последующих этапах трудные, часто неразрешимые проблемы и, в конечном счете, приводят к неуспеху всей работы в целом.

С другой стороны, не существует двух одинаковых организаций, как производственных, так и специализированных в услугах, на нашем примере – социального страхования. Следовательно, простое тиражирование даже очень хорошей системы управления предприятием никогда не устроит заказчика полностью, поскольку не может учесть его специфики. Более того, в данном случае возникает проблема выбора именно той системы, которая наиболее подходит для конкретного предприятия.

Фактически проблема комплексной автоматизации стала актуальной для каждого предприятия, не только страховых компаний. А чтобы заниматься комплексной автоматизацией, необходимы структурированные знания в этой области.

Целью курсовой работы является наглядное представление создания проектной информационной системы для организаций, занимающихся страховой деятельностью в разрезе автострахования. Также, в данной курсовой работе предложен алгоритм разработки регламента автоматизации процесса ведения документооборота страховой организации, предоставляющей услуги автострахования. Рассмотрена автоматизация на примере конкретного приложения. В данной работы охарактеризованы варианты взаимодействия пользователя с системой, а также рассмотрены основные проблемы и перспективы автоматизации автострахования.


Глава 1. Обоснование потребности в автоматизации страховой компании, оказывающей услуги автострахования

1.1 Понятие страховой деятельности и её организации. Особенности страхования транспортных средств

Страхование — система экономических отношений, предназначенная для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба в результате непредвиденных случайностей. Оно представляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба, полученного в результате несчастных случаев, причиненного стихийным бедствием, вызванным непредвиденными обстоятельствами в деятельности предприятий, фирм, банков. Переход к рыночной экономике обеспечивает существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширяет сферу страховых услуг и выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой - видом деятельности, приносящим доход [4]. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты, ценные бумаги и т.д.

Сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложения на нее, получила название страховой рынок. Обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Переход отечественной экономики к рынку существенно меняет роль и место страховщика в системе экономических отношений. Страховые компании превращаются в полноправные субъекты хозяйственной жизни. Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему экономических, финансовых, информационных связей, включает различные взаимодействующие структурные звенья (рисунок 1).


Рисунок 1. Общая структура страхового рынка

В силу ст. 4 Закона N 40-ФЗ владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств, до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им [1]. Исключение составляют владельцы транспортных средств, указанных в п. п. 3 и 4 ст. 4 Закона N 40-ФЗ, например транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/час, прицепов к легковым автомобилям и т.д.

При осуществлении ОСАГО страховая компания обязуется за обусловленную договором обязательного страхования плату (страховую премию) при наступлении страхового случая осуществить страховую выплату потерпевшему (третьему лицу) в целях возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (п. 2 Правил обязательного страхования). Размер страховой премии (страховых взносов) определяется исходя из Страховых тарифов по ОСАГО и корректирующих коэффициентов к ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739.

Документом, подтверждающим наличие обязательного страхования, служит страховой полис ОСАГО, составляемый страховой компанией. Форма страхового полиса приведена в Приложении N 2 к Правилам обязательного страхования и является единой на всей территории России. Срок действия страхового полиса, как правило, составляет один год (ст. 10 Закона N 40-ФЗ). Полис ОСАГО необходим для регистрации транспортного средства в ГИБДД, его техосмотра и эксплуатации (п. 2 ст. 19, п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; п. п. 1, 3 ст. 32 Закона N 40-ФЗ).

В наступления страхового случая потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно в ту страховую компанию, которая застраховала его гражданскую ответственность, при наличии одновременно следующих обстоятельств (ст. 14.1 Закона N 40-ФЗ): в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу; дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Поскольку максимальная сумма страхового возмещения по наступившему страховому случаю при ОСАГО невелика, а перечень страховых случаев ограничен, организации в дополнение к ОСАГО, как правило, заключают договор добровольного страхования ответственности, который позволяет при незначительном увеличении затрат на страхование увеличить сумму страхового возмещения.


В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона N 40-ФЗ владельцы автотранспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в обязательном порядке (ОСАГО), могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование (ДСАГО) на случай: недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших; наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию, например, вследствие причинения морального вреда, вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, загрязнения окружающей среды и других случаев, указанных в п. 2 ст. 6 Закона N 40-ФЗ.

Одним из видов страхования имущества является страхование автотранспортных средств от хищения (угона) и ущерба. Для этих целей предусмотрен договор добровольного страхования автотранспортных средств каско (от испанского casco - корпус, остов судна), в соответствии с условиями которого страховая компания обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном транспортном средстве либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) [4].

Страховой риск «Хищение (угон)» связан с различными способами пропажи автотранспортного средства (кража, грабеж или разбой).

Страховой риск «Ущерб», как правило, распространяется на полное уничтожение или частичное повреждение транспортного средства вследствие следующих обстоятельств: дорожно-транспортного происшествия; противоправных действий третьих лиц; пожара, взрыва по любой причине, в том числе вызванных повреждением электрооборудования автотранспортного средства; стихийных бедствий, удара молнии, падения инородных предметов, в том числе снега и льда; падения в воду и провала под лед; боя стекол автотранспортного средства, стекол внешних световых приборов, если ущерб причинен в результате попадания какого-либо предмета в процессе дорожного движения [11].

Конкретные перечни условий возникновения страхового случая устанавливаются страховой компанией в договоре или правилах страхования. При возникновении страхового случая страховая компания принимает на себя расходы по восстановительному ремонту и поставке запчастей для автотранспортного средства, а также по возмещению стоимости автомобиля в случае его угона.


Сфера страхования является достаточно обширной и объемной, что создает необходимость в автоматизации ведения договоров страхования, в частности договоров ОСАГО и КАСКО. Также, это обуславливает необходимость использования процессного подхода в автоматизации данного процесса.

1.2 Обоснование выбора методов и средств разработки

Для решения поставленной задачи был выбран язык программирования JAVA. Выбор данного языка программирования обуславливается следующими причинами:

  • Данный язык программирования является кроссплатформенным, поэтому использование программного продукта, написанного на этом языке возможно на любой платформе и для любой операционной системы;
  • Существует целый ряд стандартных библиотек, которые включают в себя набор классов, предназначенных для облегчения разработки приложения. Они включают в себя ряд часто встречающихся классов, таких как класс: реализующий работу с динамическим массивом, с хэш-таблицей, со строками и так далее;
  • Язык программирования JAVA специально создавался для реализации Интернет приложений. Также существует множество различных технологий, которые позволяют сделать разработку проекта простым и приятным.

Курсовой проект представляет собой Интернет-приложение, поэтому для его написания использовалась такая технология, как JSP (Java Server Pages). Данная технология упрощает написание серверных приложений, так как позволяет совмещать в себе HTML тэги и код программы, написанный на языке программирования JAVA. Также существует возможность расширять набор стандартных компонентов, реализуя собственные [5].

Курсовой проект написан с использованием модели MVC (Model-View-Control). Данная технология позволяет создавать расширяемые программы, удобные для сопровождения. Такой подход позволяет объединить сервлеты, JSP и компоненты bean, с помощью чего можно разделить бизнес-объекты и уровень представления (JSP-документы), что очень важно для больших и сложных проектов, где бизнес логика постоянно претерпевает изменения.

Модель MVC построена на концепции Model 2. Согласно данной концепции все запросы обрабатываются одним сервлетом (так называемым servlet controller). Описание событий (actions) осуществляется с помощью конфигурационного файла, в котором содержится имя события и класс-обработчик данного события. Контроллер, при получении события, проверяет на наличие его в контейнере событий. Если событие есть, то контейнер создает соответствующий обработчик события и вызывает у него метод для обработки данного события.