Файл: Обоснование потребности в автоматизации страховой компании, оказывающей услуги автострахования.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие страховой деятельности и её организации. Особенности страхования транспортных средств
1.2 Обоснование выбора методов и средств разработки
Глава 2. Разработка регламента автоматизации
2.1 Автоматизированная информационная система страховой фирмы и технология её функционирования.
2.2 Автоматизация ведения договоров автострахования на примере ПО 1С:Предприятие
2.3 Перспективы автоматизации страхования автотранспортных средств и страхования в целом
• регионального филиала — содержит информацию только по данному региону;
• отделения — содержат все данные по охватываемой им территории. Покажем, как взаимодействуют эти базы данных между собой.
Изначально информация возникает на уровне отделения страховой компании. Там ведется непосредственная, самая массовая работа по страхованию транспортных средств. Эта информация накапливается в течение дня или другого непродолжительного периода времени в базе данных отделения страховой компании и добавляется к уже имеющейся. При наступлении заранее определенного времени происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса страховой компании и совершается так называемая репликация баз данных.
Смысл репликации баз данных заключается в следующем: одна из двух баз выбирается «главной», она содержит в себе наиболее актуальные данные, а другая является «подчиненной» и получает копии информации из той, что назначена главной. Таким образом, две базы данных синхронизируют свое состояние, обновляют данные и согласовывают конфликты, если таковые возникли. Метод репликации реализован и осуществляется на уровне самих систем управления базами данных. Это стандартная и высокоэффективная процедура позволяет за достаточно небольшой по продолжительности сеанс связи привести две большие базы данных к идентичному состоянию, так как по линиям связи передаются только изменения, произошедшие в период начиная с предыдущего сеанса связи. Иными словами, для приведения в соответствие двух баз данных необходимо передать только информацию, полученную в течение дня, при периодичности сеансов связи — раз в сутки.
Действуя, таким образом, с каждым из отделений страховой компании, региональный филиал собирает информацию со всех подчиненных ему отделений в свою собственную базу данных. Это приводит к тому, что база данных регионального уровня пополняется автоматически, без постоянного участия страхового служащего и содержит полную информацию по всему региону. При этом данные, возникающие в процессе деятельности регионального офиса, работники страховой компании могут вводить в интерактивном режиме [9]. На рисунке 3 приведена структура распределения данных по объектам автоматизированной информационной системы страховой компании.
Рисунок 3. Структура распределения данных по объектам автоматизированной информационной системы страховой компании
Описанные объекты баз данных, справочников, пользователей автоматизированной информационной системы страховой компании являются носителями или источниками информации как таковой, но информация как статическая сущность не представляет собой особой ценности [10]. Ценность информации заключена в возможности получения ее для каких-либо нужд деятельности страховой компании. Обеспечить такую возможность доступа и сделать его эффективным (быстрым, надежным, защищенным, недорогим) должен сетевой комплекс страховой компании. Весь комплекс вычислительной сети можно разделить на две основные составляющие:
• сети конкретных структурных подразделений — филиалов страховой компании;
• сети, обеспечивающие связь между ними.
Для каждого подразделения страховой компании создается соответствующая именно его масштабу сеть с требованием предоставления должной эффективности доступа к внутренней информации. Такие сети должны быть достаточно скоростными, так как объем передаваемых внутренних данных может быть большим. Связь между отдельными филиалами страховой компании обеспечивает передачу значительно меньшего объема данных, потому, что в такой сети происходят запросы конкретной информации, а также сверка и передача изменений баз данных подразделений различных уровней.
Рассмотрим диаграммы использования. Диаграмма использования (UseCase Diagram) – это диаграмма, описывающая функциональность информационной системы, которая будет видна пользователям системы [2].
Диаграмма Вариантов Использования является исходным концептуальным представлением или концептуальной моделью системы в процессе ее проектирования и разработки.
UseCase диаграмма используется для:
1. определения общих границ и контекста моделируемой предметной области на начальных этапах проектирования системы;
2. формулировки общих требований к функциональному поведению проектируемой системы;
3. разработки исходной концептуальной модели системы для ее последующей детализации в форме логических и физических моделей;
4. подготовки исходной документации для взаимодействия разработчиков системы с ее заказчиками и пользователями.
Проектируемая система представляется в виде множества сущностей или актёров, взаимодействующих с системой с помощью вариантов использования.
Варианты использования (прецеденты) и действующие лица (актёры) определяют сферу применения создаваемой системы (проекта). При этом варианты использования описывают все то, что происходит внутри системы, а действующие лица — то, что происходит снаружи.
Актёром может быть человек, техническое устройство, программа или любая другая система, которая может служить источником воздействия на моделируемую систему так, как определит сам разработчик [6].
Следует заметить, что вариант использования служит для описания сервисов, которые система предоставляет актеру. Иными словами, каждый вариант использования определяет некоторый набор действий, совершаемый системой при диалоге с актёром.
Рисунок 4. Диаграмма вариантов использования
При запуске приложения, пользователю предоставляется возможность авторизоваться для входа в систему. После входа в систему, определяется роль пользователя, на основе которой для него становится возможным определенный набор действий. После окончания работы с приложением, пользователь может покинуть приложение, возвратившись на страницу авторизации для того, чтобы дать возможность работать другим пользователям.
Специализированным средством для создания и разработки функциональных моделей систем является пакет BPwin. Модель в данном пакете представляется как совокупность SADT-диаграмм, каждая из которых описывает отдельный процесс как разделение его на шаги подпроцессы [8]. Рассмотрим диаграмму автоматизации документооборота автострахования на рисунке 5.
Рисунок 5. Функциональная диаграмма «Автоматизация работы страховой компании»
Для входа в систему пользователю предоставляется возможность произвести авторизацию. После успешного входа в систему пользователю предоставляется набор действий (добавление новых данных, просмотр, поиск данных, расчет показателей). После совершения очередной операции пользователь может выбрать следующую операцию либо выйти из системы. Для добавления новых документов в базу данных пользователю необходимо заполнить предлагаемую форму, после этого происходит проверка корректности данных, если данные корректны, происходит сохранение, если данные некорректны, то пользователь получит соответствующее сообщение. Для осуществления поиска необходимой информации пользователь должен заполнить форму данными, по которым будет производиться поиск. После этого происходит проверка корректности данных, если данные корректны, то результат поиска отобразится на экране, если данные некорректны, то пользователь получит сообщение, в котором будет описано какие данные и почему некорректны.
2.2 Автоматизация ведения договоров автострахования на примере ПО 1С:Предприятие
Целью проекта является автоматизация управления бизнесом страховой компании, усовершенствование контроля финансовых средств компании, ведение общехозяйственного учёта в соответствии с текущим бухгалтерским и налоговым законодательством. На данный момент существует программа 1С:Предприятие, которая в полной мере автоматизирует ведение договоров как страхования автотранспортных средств, так и ДМС, ОМС и прочих видов договоров. Данная программа включает в себя несколько модулей:
- 1С:Предприятие 8.0 «Управление страховой компанией»
- Модуль «Ортикон: Финансовые вложение в страховых компаниях»;
- Модуль «Ортикон: Калькулятор тарифов»;
- Модуль «Перенос данных из Континент: Страхование 7.7» в «1С:Управление страховой компанией 8»;
- Модуль «Ортикон: Управление филиальной сетью»;
- Модуль «Ортикон: Администрирование ПРОФ».
- 1С:Страховая бухгалтерия;
- Мобильный страховой офис.
1С:Предприятие 8.0 «Управление страховой компанией предназначен для комплексной автоматизации (ERP-система) деятельности страховой компании и позволяет автоматизировать работу всех подразделений компании в единой информационной базе. В программу включены следующие подсистемы: управление портфелем договоров страхования, сострахования; модуль ОСАГО; управление урегулированием убытков; управление портфелем договоров перестрахования; управление финансами; проведение расчетов страховых технических резервов; механизмы обмена данными и консолидация в единой распределенной базе данных.
Рассмотрим модуль ОСАГО подробнее. Он включает в себя ряд следующих возможностей:
- Возможность ввода всех необходимых реквизитов для расчета тарифов и формирования отчетности РСА и Минфина;
- Расчет премии в зависимости от реквизитов объекта страхования;
- Расчет бонус-малуса в зависимости от количества страховых случаев;
- Печатные формы;
- Отчеты и выгрузки для РСА;
- Неограниченное количество полисов и спецзнаков по одному договору;
- Возможность пролонгации договора.
Программный продукт «1С:Страховая бухгалтерия» предназначен для автоматизации ведения бухгалтерского и налогового учета в страховых организациях. Основные функциональные возможности конфигурации:
- Ввод договоров и дополнительных соглашений по страхованию, сострахованию, перестрахованию.
- Начисление премии по договору страхования (сострахования).
- Составление и отражение в учете акта комиссионного вознаграждения.
- Возмещение убытков (выплаты, возвраты) страхователя.
- Начисление договора перестрахования (премия, комиссия).
- Возмещение доли перестраховщика в убытках (выплаты, возвраты).
- Начисление страховых резервов.
Программный продукт «Мобильный страховой офис» позволяет автоматизировать процесс выписки полисов страховыми агентами, а также автоматизировать точки продаж страховых организаций и брокеров. Основные функциональные возможности программы:
- Конструирование страховых продуктов, включая настройку тарифной сетки;
- Ведение учета объектов страхования по типам с настройкой произвольного количества свойств;
- Возможность ввода договоров и дополнительных соглашений по страхованию;
- Ведение учета оплат;
- Учет БСО;
- CRM для точки продаж;
- Обмен данными.
1С:Предприятие 8.0 «Управление страховой компанией» является наиболее полноценным продуктом необходимым для управления страховой компанией. К тому же помимо основной конфигурации могут быть установлены функциональные модули: перестрахование; технические резервы; ОСАГО.
Данные модули позволяют автоматизировать основные участки управление бизнесом страховой компании, вести как регламентированный учёт в соответствии с принятыми нормативами, так и управленческий, в соответствии с передовыми практиками управления и организации страхового дела.
2.3 Перспективы автоматизации страхования автотранспортных средств и страхования в целом
Задачи, решаемые в филиалах страховой компании, предъявляют меньшие требования к общим структурным возможностям их локальной сети. Однако объемы предаваемых данных могут быть велики и необходимо также использовать сеть со смешанными скоростями передачи данных. Основой такой сети может служить коммутатор, осуществляющий связь с одним или несколькими серверами на скорости 100 Мбайт/с, а с концентраторами или рабочими станциями на скорости 10 Мбайт/с. Наиболее удобным как по простоте построения, так и по стоимости всей системы является использование сети Ethernet.
Сети отделений также строятся на базе Ethernet. Скорость в сети 10 Мбайт/с является вполне достаточной для тех задач, которые возникают в отделениях страховой компании. Накопленный в России опыт автоматизации страхового дела позволяет сделать вывод, что перевод работ страхования на автоматизированные информационные технологии происходит в основном в крупных страховых компаниях, обладающих серьезными материально-финансовыми ресурсами [7]. Но и здесь работы автоматизированы преимущественно на нижнем уровне управления — на рабочих местах специалистов. Уровни верхнего и среднего звена управления (руководителей филиалов, страховой компании) практически не автоматизированы (исключение составляет бухгалтерская деятельность страховой компании). Для дальнейшей автоматизации требуется развитие анализа страхового дела для всех видов страхования и уровней управления. Новая технология требует интеграции информационных процессов: