Файл: Виды, формы и средства товарной информации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обуславливается тем, что насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако клиенту часто трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. При этом необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах.

Знания о полезности продукта, его безопасности, глубины и широты ассортимента, качества, а также упаковки, складирования, хранения товаров очень важны. Информация о товаре доводится до сведения покупателя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или другим способом, принятым для отдельных видов товаров.
Цель работы – изучить товарную информацию, её роль в обеспечении качества и безопасности товаров, на примере трех видов чая.
Для достижения цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Изучить информационное обеспечение потребителей как способа защиты потребительского рынка от некачественной продукции;
2. Определить значение информационных знаков в обеспечении безопасности товаров;

3. Проанализировать соблюдение обязательных требований к товарной информации на исследуемых товарах.

4. Обозначить пути совершенствования информационного обеспечения товаров.

5. Разработать рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения товаров в целях обеспечения качества товаров.

Предметом исследования является товарная информация товаров представленные в организации «Дикси».

Объектом исследования является изучения теоретических аспектов и их применение в практической деятельности.

Информационной базой исследования является информация, полученная из учебников и учебных пособий, средств периодической печати (специализированных журналов), массовой информации и глобальной информационной сети.

Методологической базой при изучении теоретических вопросов курсовой работы выступали метод экспертных оценок и экономический анализ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, его цели и задачи, а также указывается теоретическая и информационная база, методологический аппарат и теоретическая значимость исследования.


ГЛАВА 1. Теоретические основы значения информации о товарах в современных условиях

1.1 Виды, формы и средства товарной информации

Товарная информация – это сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности (потребителей и посредников). Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары. От качества оказываемых информационных услуг зависит скорость продвижения, интенсивность сбыта продукции, стимулирование продаж и создание потребительских предпочтений.

По назначению товарную информацию подразделяют на 3 вида:

  • основополагающая информация – главные сведения о товаре, предназначенные для всех субъектов рынка. Относится к обязательной информации, регламентированная действующим законодательством (Закон о защите прав потребителей, ст. 10);
  • потребительская информация – предназначена для потребителей. Содержит сведения о плюсах товара, наиболее привлекательных свойствах. Носит маркетинговый характер, является не обязательной;
  • коммерческая информация – предназначена для изготовителей и продавцов для облегчения товародвижения (например, штрих-код, артикул и т.д.)

По формам доведения сведений о товарах до субъектов:

  • словесная – наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на языке, на котором говорит большая часть населения. Многие зарубежные фирмы-изготовители, поставляющие товары в разные страны, дают поясняющий текст на нескольких наиболее распространенных языках (английском, немецком, французском, испанском и др.)
  • цифровая – используется для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре, например, порядковые номера продукции, компании, масса нетто, объем, длина, даты изготовления и сроки употребления. Цифровая информация применяется в сочетании с иными видами информации (словесной, символической, штриховой) либо самостоятельно, например, условные цифровые обозначения маркировки на донышке консервной банки. Цифровую информацию отличают лаконичность, ясность и единообразие. Но в ряде случаев понимание её доступно только для профессионалов, а для потребителей она недоступна (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью OKП и ОКПО);
  • изобразительная – обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товаре с помощью художественных и графических изображений конкретно товара, или репродукций с картин, фото, открыток, или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т.п.), либо иных изображений. Главным назначением данной формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей. Повышенный спрос на многие импортные пищевые продукты нередко объясняется тем, что эти товары выгодно отличаются от отечественных продуманной изобразительной информацией. У этой формы очень ограниченные информационные возможности, в связи с этим она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию;
  • символическая – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Например, на товаре может быть этикетка с изображением символов «стирать при температуре не более 40 градусов», «боится влаги» и др. Для данной формы информации характерны лаконичность, однозначность, но восприятие её требует определённой профессиональной подготовки для расшифровки либо оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т.п.;
  • штриховая – форма информации, сочетающая элементы символической и цифровой форм, в виде темных штрихов.

1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере товарной информации и требования к ней

Право потребителя на информацию регулируется нормами закона РФ «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом РФ, а требования к содержанию и способам предоставления информации о товарах установлены указами президента и постановлениями правительства РФ, соответствующими решениями уполномоченных органов исполнительной власти и нормативными документами на конкретные группы и виды товаров.

Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Маркировка – это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и пр. Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в стандартах.

Пиктограммы (символы, информационные знаки) в образной форме представляют определенную информацию о товаре, его свойствах, способах ухода и пр. С учетом все возрастающих объемов международной торговли такая маркировка особенно удобна, так как пиктограммы в сжатой образной форме способны представлять определенную информацию о товаре. В целом пиктограммы (символы) маркировки делятся на товарные знаки, знаки соответствия, манипуляционные знаки, экологические знаки, знаки безопасности и пр.

Товарный знак – это обозначения отсутствие определённых сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает её недостоверность. Например, на нашем потребительском рынке очень нередко встречаются товары, произведённые совместными предприятиями в России.

Товарный знак регистрируется агентством по патентам и товарным знакам, где осуществляется проверка их охрано-способности и новизны. На зарегистрированный товарный знак выдается документ – свидетельство. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, считая со дня поступления заявки в агентство. Срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца товарного знака каждый раз на 10 лет. Право на использование товарного знака охраняется законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения».


Знаки соответствия – это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативных или технических документов. Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные. Примером регионального знака соответствия может служить знак европейского экономического сообщества «СЕ».

Манипуляционные знаки наносят в основном на транспортную тару или упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно-разгрузочных работ.

Предупредительные знаки наносятся на ярлыки, упаковку или транспортную тару тех товаров, которые способны причинить вред человеку. Они уведомляют потребителя об опасности при эксплуатации (потреблении), транспортировании и хранении товара. Наиболее распространены системы маркировки, используемые при транспортировке опасных веществ и материалов и основанные на рекомендациях ООН.

Если малые размеры упаковки с веществом не позволяют разместить на этикетке всю предупредительную информацию, то на ярлыке помещаются: наименование вещества; сигнальное слово; символы опасности; R- и S-коды и, если позволяют размеры этикетки, то еще и стандартные R- и S-фразы; данные поставщика; обозначение партии продукции; указание о том, где можно найти более полную информацию по безопасному обращению с веществом.

Материалы, содержащие некоторые опасные вещества (свинец, кадмий, хлор и др.), должны маркироваться дополнительными данными. Например, для материалов, содержащих кадмий или его сплавы, надо дать следующее предостережение: «Осторожно! Содержит кадмий. При использовании образуются опасные пары. Использовать с соблюдением требований безопасности».

Экологические знаки наносятся на те товары, которые могут нанести вред окружающей среде при производстве, использовании, утилизации и захоронении товара.

Экологический знак «Зеленая точка» применяется в системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами. Такой знак на упаковке указывает на возможность ее переработки или возврата.

Продукция, маркированная знаком «Голубой ангел», соответствует установленным требованиям, выполнение которых гарантирует экологическую безопасность. Например, автомобиль, имеющий такой знак, оборудован надежной системой очистки выхлопных газов.

Другие экологические знаки информируют потребителя о различных показателях экологических свойств реализуемых товаров, что нередко служит основным критерием их выбора.


Важный элемент маркировки – штриховой код. Наличие штрихового кода является обязательным при проведении внешнеторговых операций, при сертификации импортных товаров. Его отсутствие может стать причиной снижения конкурентоспособности товаров.

Штриховой код представляет собой комбинацию темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос различной толщины, а также букв и / или цифр. Штриховое кодирование призвано обеспечить быстрый и максимально корректный ввод больших объемов информации.

Изучив средства товарной информации можно сделать вывод, что средства товарной информации предназначены для доведения сведений о товаре, его характеристиках до пользователей. Многие средства товарной информации выполняют идентифицирующую функцию, сущность которой заключена в распознавании, отождествлении товара с определенными потребительскими свойствами, в том числе органолептическими – внешний вид цвет, вкус, запах. Функция идентификации наиболее присуща таким средствам, как маркировка, нормативные и другие технические документы.

1.3. Классификация, виды и структура маркировки продовольственных (непродовольственных) товаров

Особенностями современного российского потребительского рынка являются: большая доля недоброкачественной (опасной) продукции, попадающей в обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, что наносит ущерб жизни и здоровью граждан; фальсификация продукции и значительное количество товаров, находящихся в теневом обращении, что приводит к недополучению бюджетом миллиардов рублей.

В числе факторов, негативно влияющих на качество (безопасность) продукции, следует упомянуть: отсутствие эффективного механизма контроля добросовестной конкуренции, что позволяет некоторым изготовителям поставлять контрафактную продукцию или продукцию, не прошедшую сертификацию, что в свою очередь приводит к формированию нерегулируемого рынка; слабое применение законодательства в части ответственности за качество поставляемого на рынок товара производителя или поставщика, которые сегодня чувствуют себя достаточно вольготно и безнаказанно; наличие избыточных административных барьеров, в результате чего некоторые операторы рынка ушли в «теневой» сектор экономики.