Файл: Виды, формы и средства товарной информации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы понять является ли некачественным тот или иной объект, необходимо ответить на два закономерных вопроса: соответствует ли этот объект требованиям, предъявляемым ему в обязательном порядке? И если не соответствует, то по каким причинам?

Решить такую задачу можно, имея в стандарте описание и значение показателей и характеристик продукции, методики её испытаний. Ввиду того, что законом «О сертификации» деятельность по обязательной сертификации регламентируется на безопасность, то в качестве обязательного и необходимого свойства выступает безопасность товара. Однако нельзя не отметить, что товар может быть вполне безопасен, но фальсифицирован.

В условиях нынешнего рынка, товарные знаки и другие информационные и нематериальные свойства продукции сами превратились в товар, по этой причине нанесение товарного знака на товар без необходимых разрешений рассматривается как фальсификация этого товара. Суть исследования товара сводится именно к установлению факта его соответствия или несоответствия требованиям, которые предъявляются к фирменным товарам с зарегистрированными товарными знаками и фирменными наименованиями.

Коммерческие (фирменные) наименования являются ничем иным, как одной из групп промышленной собственности. Как правило, они служат для распознавания и выделения фирм среди прочих. Наименование указывает на фирму без всяких ссылок на товары и услуги, которые эта фирма поставляет на рынок в отличие от товарного знака, который, в свою очередь, позволяет отличить товары и услуги фирм. По этой причине фирменное наименование проходит процедуру регистрации и охраняется, что защищает от его незаконного использованиями, которое может вызвать дезориентацию потребителя. В этой ситуации объект может соответствовать обязательным требованиям безопасности, но не отвечать фирменным требованиям по этикетке, упаковке и товарному знаку.

Но бывают и более сложные ситуации, когда, например, все свойства товара удовлетворяют предъявляемым требованиям, но идентификационный номер на товаре отсутствует или не соответствует каким-либо требованиям. Если исследовать места на которые наносится идентификационный номер, то можно получить ответы на многие вопросы: есть ли этот номер (бывает, что и нет), соответствует ли его нанесение фирменным требованиям или есть отклонения.

Определенные сложности порой возникают и при исследовании на предмет фальсификации импортных товаров, когда, к примеру, в Россию завозится товар, которого в нашей стране еще не знают, в связи с чем на него еще нет никаких стандартов. В такой ситуации, как правило, эксперты прибегают к использованию ТНВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), где приведены расширенные критерии классификации продукции. Работу экспертов по получению сертификата соответствия, тем не менее, усложняет нехватка или полное отсутствие фирменных материалов на товар, а фальсификация, как мы уже знаем, предполагает именно подделку (замену, сокрытие, искажение) существенных свойств товара.


Методы выявления фальсификации:

  • органолептические;
  • регистрационные;
  • расчетные;
  • измерительные;
  • экспертные.

Органолептический метод – это метод, в основе которого лежит определение показателей по средствам использования органов чувств человека: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Показатели, в этом случае, имеют балловую систему. Этот метод достаточно доступен и прост, но не в полной мере объективен.

Регистрационный метод – наблюдение и подсчет предметов, событий, явлений, затрат, случаев.

Расчетный метод основан расчетных методах определения показателей качества с помощью математических формул, когда за априорную информацию берутся показатели, полученные иными методами.

Измерительный метод являет собой наиболее точный и объективны способ получения результатов. При таком методе используются высокотехнологичные технические средства измерений. Но есть и у этого метода свои косвенные трудности – он требует высочайшей квалификации сотрудников и значительных затрат как времени, так и материальных ресурсов.

Экспертный метод – это метод, при котором определение показателей сводится к обобщению мнений группы специалистов (7–12 человек). Показатели при этом принято подсчитывать в баллах.

Информационная защита, необходимая для сертификации продукции. Информационная защита товаров – это комплексная задача, состоящая из нескольких направлений.

Сегодня, подделать упаковку продукции становится легче с каждым днем, потому что, высококачественная полиграфия становится все доступнее, круг заказчиков постоянно расширяется, и соблазн скопировать упаковку дорогой торговой марки и набить её дешевым содержимым становится все сильнее. Дорожащие своей репутацией производители вынуждены постоянно тратиться на усовершенствование средств защиты: усложнение упаковки, нанесение защитных наклеек таких, как, например, идентификационные марки алкоголя.

Использование этикеток – это сравнительно недорогой способ защиты товара, ведь этикеткой, как таковой, должен обладать любой товар, но если использовать этикетки, обладающие хотя бы одним способом защиты, то затраты при производстве возрастут только на разницу в цене материалов. При этом производитель получает не только этикетку, как средство идентификации товара, но и как средство его защиты от фальсификации.

Группы информационной защиты:

  • Объявленные защиты.
  • Сертифицированные защиты.
  • Скрытые защиты.

Объявленные защиты – это группа защиты, которая рассчитана на рядового неподготовленного пользователя. Защитные меры, при этом должны быть контролируемы визуально без использования какой либо аппаратуры. Цель такой защиты – предотвращение простейших подделок и переключение внимания злоумышленников на другую, более легкую добычу. В отечественной практике, увы, применение открытых защит распространено мало. Тем не менее, интерес к ней стабильно растет. Как пример, можно привести сертификаты происхождения товаров, которые выдаются региональными центрами сертификации.

Сертифицированные средства защиты – это комплекс технических мер, проводимых с целью защиты от фальсификации. О применении этих мер известно лишь участникам контролируемого окружения производства и обращения продукции. Описание, в случае наличия, таких мер, метод их идентификации, приведены в сертификате качества (сертификате защищенности продукции), который передается от производителя заказчику, как организатору обращения продукции. Данные сертификата защищенности, который был выдан заказчику, естественно, являются коммерческой тайной, раскрывать которую не вправе ни один из участников организации обращения продукции.

Скрытые защиты – это меры, применяемые производителем защищенного полиграфического продукта, которые могут быть идентифицированы только в специальных условиях: экспертных лабораториях или специально оборудованных сертификационных центрах. Информирование заказчика об их наличии, не имеет смысла из-за невозможности для последнего идентифицировать продукцию.

Глава 2. Оценка товарной информации однородной группы продовольственных-непродовольственных товаров

2.1. Характеристика исследуемых обр-зцов

В качестве объекта исследования рассматриваем три образца чая разных производителей:
1.Цейлонский черный чай байховый листовой ломаный «Принцесса Канди.Медиум».
2.Цейлонский черный чай байховый листовой «Акбар»
3.Цейлонский крупнолистовой чай «Майский. Корона Российской Империи».
Отобранные образцы были исследованы на соответствие требования стандартов по маркировке и упаковке. Непосредственно анализ маркировки продукции проводился по ГОСТу Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования».
Результаты сравнительного анализа объектов представлены таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ объектов исследования


Наименование показателя в соответствии с требованием ГОСТ

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

Наименование продукта

Цейлонский черный чай байховый листовой ломаный

«Принцесса Канди. Медиум»

Чай черный «Акбар» Высший сорт.

Цейлонский крупнолистовой чай «Майский. Корона Российской Империи», Высший сорт

Наименование и место-

нахождение изготовителя

Под контролем ООО «Орими Трейд», Россия, 194044, Санкт-Петербург,ул. Тобольская,3. Изготовлено и упаковано ООО «НЕП» Россия,188682, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос.им.Свердлова, мкр.1,15/4

Изготовитель: ООО «Яковлевскаячаерасвесочная фабрика», 142152, Россия, Московская область, Подольский район, Яковлево, ул. Шоссейная, д. 1

Страна выращивания: Шри-Ланка

Изготовитель: компания «Май»,147790, Россия, г. Фрязино Московская обл., ул. Озерная, д. 1 А.

Масса нетто

250гр.

250 гр.

250 гр.

Товарный знак изготовителя (при наличии)

Присутствует

Присутствует

Присутствует

Состав продукта, пищевые добавки

Не указано

Чай черный байховый цейлонский, крупнолистовой.

Чай черный крупнолистовой

Пищевая ценность в 100 г продукта

Не указано

Не указано

Не указано

Условия хранения

Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении без посторонних запахов с ОВВ не выше 70%

Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении без посторонних запахов с ОВВ не выше 70%

Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении без посторонних запахов с ОВВ не выше 70%

Срок годности или срок хранении

36 месяцев

36 месяцев

Указана дата производства и дата окончания срока хранения

Дата изготовления и дата упаковывания

03/2019

04/2019

11/2018

12/2018

11/2018

12/2018

Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт

ТУ 9191-001-39420178-97

ТУ 9191–001–39420178–97.

ТУ 9191–001–39420178–97.

Информация о подтверждении соответствия.

Отсутствует

Знак добровольной сертификации, знак подтверждения соответствия.

Знак добровольной сертификации, знак подтверждения соответствия.


В ходе анализа маркировки выявили, что все три образца не соответствуют требованиям, предъявляемым к элементам маркировке. На образце № 1 отсутствует знак подтверждения соответствия нормативному документу, по которому он сделан. Также состав продукта и пищевая ценность. Информация на образцах № 1 и № 3 представлена только на русском языке, на образце № 2 есть информация на языке, но не указано на каком именно. На образце № 3 не указан срок хранения, как прописано в стандарте, а только указана дата изготовления и дата окончания срока. На всех образцах дата изготовления указана четко, несмывающейся краской, но есть недостаток: она находится не на этикетке, а с обратной стороны упаковки, поэтому чтобы ее найти требуется покрутить товар в руках, что занимает определенное время.

2.2. Изучение товарной информации образцов продовольственных/непродовольственных товаров

Маркировка может включать три элемента: текст, ри­сунок и условные обозначения или информационные знаки.

Текст - форма письменной информации, наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50—100%.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наи­большей степени он присутствует в производственной маркиров­ке, в наименьшей — торговой. Удельный вес рисунка колеблется в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной марки­ровки. В товарной маркировке они встречаются реже. Осо­бенностями ИЗ являются краткость изображения, неболь­шая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация ИЗ бывает доступна толь­ко профессионалам и требует специальной расшифровки

В работе был проведен анализ составных частей маркировки, результат которого представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ составных частей маркировки

Наименование чая

Элементы информации, содержащиеся в составных частях маркировки

Текстовой

50-100%

Изобразительной

0-50%

Информационных знаков

0-30%

«Принцесса Канди. Медиум»

55

40

5

«Акбар»

50

45

5

«Майский. Корона Российской Империи»

50

40

10