Файл: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА В РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется целесообразным отметить, что в дореволюционной отечественной литературе институт российского нотариата характеризовался как «орган публичной деятельности, управомоченный… придавать публичное значение совершаемым им актам»[26]. Что касается советского периода, то юридическая литература советского периода отечественной истории нотариата буквально изобилует сентенциями о противопоставлении социалистической и буржуазной нотариальных систем. Природа советского нотариата как государственного органа позиционировалась в качестве альтернативы нотариату капиталистических стран, в которых нотариат имеет двойственную природу, нотариус выполняет свои функции в качестве должностного лица, но взимает вознаграждение от клиентов, идущее в пользу нотариуса. Исходя из этого, определялось место государственного нотариата в системе советских органов, при этом нотариат понимался как система органов, совершающих нотариальные действия, а государственными органами считались соответствующие нотариальные конторы. Данные определения содержались и последовательно развивались в нормативно-правовых актах, регулирующих нотариальную деятельность указанного периода.

С принятием Основ российский нотариат вступил в новую фазу своего развития, которую можно охарактеризовать и как рецепцию дореволюционных подходов к понятию, системе нотариата, и как средство реализации текущих потребностей общества, и как средство интеграции в общеевропейское правовое пространство. Следовательно, перед современной отечественной юридической наукой ставятся следующие задачи: определение понятия «нотариат» и понятия «сущность нотариата» (отметим, что на законодательном уровне они не определены), с учетом таких факторов как отечественные традиции, необходимость современных потребностей российского общества в институте нотариата, общемировых тенденций развития института нотариата и др. К началу XX века в законодательстве большинства европейских стран были разработаны единые принципы в определении понятия «нотариат». Дефиниция же «свободный нотариат» есть сокращенная форма от определения «нотариат, действующий в форме свободой профессии» или, иначе говоря, «латинский нотариат». Мировая государственно-правовая практика свидетельствует о том, что нотариат является составной частью любой правовой системы и объясняется это объективной востребованностью функций, осуществляемых нотариатом. Казалось, что с принятием России (1995 г.) в тогда еще Международный союз латинского нотариата и началом нового этапа в развитии российского нотариата многие правовые проблемы будут разрешены, но, к сожалению, до настоящего времени (на законодательном уровне) не определено даже понятие «нотариат», что обусловило различные формулировки отечественными учеными-цивилистами названого понятия. Например, по мнению Л.А. Стешенко и Т.М. Шамба, понятие «нотариат», приводимое в Российской юридической энциклопедии под редакцией А.Я. Сухарева, вполне соответствует предъявляемым требованиям: Нотариат – это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий. Выделяя наиболее характерные черты правовой природы нотариата, Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных дают следующее определение нотариата: «Нотариат представляет собой институт гражданского общества, наделенный властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функций государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий. Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее свою деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости».


Отметим, что второе определение является более узким, поскольку из всех элементов института нотариата выделяется только один – совокупность нотариусов, хотя это определение позволяет акцентировать внимание на профессионализме, беспристрастности и независимости нотариусов при осуществлении ими своей деятельности, что является реальной гарантией защиты нотариусами прав и законных интересов субъектов гражданско-правовых отношений. Однако представляется, что понимание нотариата как правового института сопряжено с выявлением предмета регулятивного воздействия законодателя на общественные отношения, а также методов, целей, задач и функций данной регламентации, а, соответственно, вышеприведенные понятия нотариата как правового института являются далеко неполными. В.В. Ярков (ученый-цивилист, президент Нотариальной палаты Свердловской области) утверждает следующее: «Термин «нотариат» многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий, во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, в-третьих, учебный курс…». Примерно такое же понятие нотариата формулирует Ю.Н. Власов и В. В. Калинин. Понимание нотариата в качестве системы нотариальных органов излагается и в трудах таких ученых-цивилистов как О.В. Романовская и Г.Б. Романовский, которые определяют эти органы в качестве административных, но при этом подчеркивают их особый статус, указывая на то, что нотариат не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи. Однако общеизвестно, что нотариус является как представителем гражданского общества, так и носителем публично-правовых полномочий, в чем и заключается уникальность института нотариата.

Подчеркнем, что практически все ученые-цивилисты, посвятившие свои труды исследованию института российского нотариата, указывают на реализацию нотариатом публичной власти государства и его неразрывную связь с гражданским обществом. В тоже время проблема в определении понятия и сущности российского нотариата возникает именно при попытке соединения названых конкурирующих начал. В качестве примера приведем мнение Н.И.Комарова, утверждающего, что нотариат входит в систему правоохранительных органов государства, но в тоже время является правовым органом гражданского общества, характеризующимся как орган превентивного, досудебного правосудия. О том, что нотариат является органом превентивного правосудия, неоднократно указывал и И.Г. Черемных[27]. Данные утверждения также не являются бесспорными, поскольку российский нотариат не в полной мере отвечает признакам «государственного органа» и е может квалифицироваться в качестве «правового органа гражданского общества» или органа «превентивного правосудия». Отметим, что на неоднозначность понимания понятия «нотариат» указывает и правоприменительная практика. К сожалению, в рамках данного исследования не представляется возможным привести высказывания иных ученых-цивилистов по рассматриваемой проблематике, а также примеры правоприменительной практики, но даже приведенные примеры свидетельствуют о крайней необходимости законодательного определения понятия нотариата, тем самым дополнив положения ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая исследование темы в рамках настоящей курсовой работы, представляется возможным говорить о решении всех поставленных задач и достижении заданной цели курсовой работы.

Россия провела частичную рецепцию римского права в части нотариальной деятельности в рамках сохранения политических, экономических, социальных, правовых, культурных и иных исторически определенных ценностей. Оформление системы нотариата в России началось в период принятия христианства на Руси, а именно X—XI вв. При Пере I становление института нотариата шло по пути формирования государственных органов, которым было передано право совершения всех сделок. Следующим этапом развития нотариата является появление нотариусов исключительно для торговых сделок (в 1781 г.) и биржевых нотариусов (в 1831 г.).

Нововведение в законодательство о нотариате появилось в Своде законов Российской империи при Николае I. В данном законодательном акте был определен порядок составления письменных актов об отчуждении недвижимых имуществ и крепостных людей. Период правления Александра II тесно связан с правовыми реформами, в том числе и реформами в сфере нотариальной деятельности. В частности, в 1864 г. была проведена судебная реформа. Принятое 14 апреля 1866 г. Положение о нотариальной части стало первым всеобъемлющим актом, регулирующим нотариат на территории Российской империи.

Положение о нотариальной части было действу­ющим и регулировало деятельность нотариусов вплоть до 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила ход развития нотариата в России. Входящий в систему судебных органов нотариат был упразднен в 1918 г. С февраля 1919 г. государством учреждены нотариальные столы.

Изменения в экономике страны привели к необходимости принятия Положения о государственном нотариате РСФСР и 4 октября 1992 г. СНК РСФСР принял такое положение. Первым нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность нотариата, стало постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», принятое ЦИК и СНК СССР в мае 1926 г. Следующим шагом в развитии нотариата стало принятие в 1973 году Закона СССР «О государственном нотариате», а также Закона РСФСР «О государственном нотариате» 1974 года. Экономические реформы, начавшиеся в начале 90-х годов ХХ в., приватизация и изменение форм собственности в России приводят к восстановлению системы нотариата. Формирование нотариата в начале 90-х годов ХХ в. приблизило данный институт к нотариату латинского типа.


Период развития нотариата в современной России начинается с принятием в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В 1995 г. российский нотариат стал полноправным членом Международного Союза латинского нотариата. Российский нотариат призван обеспечивать, согласно Конституции Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов РФ, выше названными Основами, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Правоохранительная функция института российского нотариата отражает его место как публично-правового института, который обеспечивает законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, снижая уровень как гражданских, так и уголовных правонарушений. В рамках правоохранительной функции нотариат с помощью присущих ему правовых средств решает целый ряд задач: снижает уровень криминальности в гражданском обороте; облегчает раскрытие преступлений; обеспечивает юридическую безопасность физических и юридических лиц.

В доктринальной литературе отсутствует единый подход к определению понятия «нотариат». Отличительные особенности функций нотариата обусловлены публично-правовым характером его деятельности и его компетенциями в сфере бесспорной юрисдикции. Нотариат занимается осуществлением социальной, превентивной, правореализационной, фискальной, правоустановительной, удостоверительной и юрисдикционной функций.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 4 августа 2014. - № 31. – Ст. 4398.

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017). Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, — Ст.3301.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016). "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. N195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Российская газета", N 256, 31.12.2001.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу 30.03.2017). «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2017). Утверждены Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1// Российская газета", № 49, 13.03.1993.
  5. Постановление Верховного Совета РФ от 11.02.1993 N 4463-1
    (ред. от 26.04.2007) «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». СПС КонсультантПлюс.
  6. Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»// Собрание законодательства Российской Федерации. 29 июля 2002 г. № 30. Ст. 3036.
  7. Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N99 (ред. 30.12.2014) «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах».
  8. Приказ Минюста РФ от 29.06.2015 N 155 «Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа». https://notariat.ru.
  9. Приказ Минюста России от 29.06.2015 № 151 "Об утверждении Порядка прохождении стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" (Зарегистрирован в Минюсте России 30.06.2015 № 37823) https://notariat.ru.
  10. Приказ Минюста РФ от 29.06.2015 № 157 «Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность». https://notariat.ru.
  11. Правила нотариального делопроизводства. Утверждены приказом Министерства юстиции РФ от 16.04.2014 №78 (ред. от 21.12.2016). //Российская газета от 25 апреля 2014 года.
  12. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. Утвержден Министерством юстиции России 19.01.2016.
  13. Ахрамеева О.В. Нотариат как сфера предоставления государственных услуг: общетеоретический подход // Проблемы экономики и юридической практики. – 2012. – № 6. – С. 12-19.
  14. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. – М.: Кнорус, 2015. - 368с.
  15. Друзяка А.В. Публичный выборный нотариат//Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2014. – № 2. – С.12-16.
  16. Ермошкина И. Минюст России и нотариат // Закон и право. – 2014. – № 7. – С. 54-62.
  17. Квитко А.Ф. Место нотариата в защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 17-23.
  18. Купцова О.В. Нотариат как субъект юридической помощи в Российской Федерации // Социосфера. – 2014. – № 1. – С. 156-158.
  19. Мизинцев Е.Н. Латинский нотариат в странах Восточной и Юго-Восточной Азии // Нотариус. – 2013. – № 1. – С. 34-38.
  20. Наумкин Е. Конституционно-правовой статус нотариата // Жилищное право. – 2013. – № 11. – С. 65-72.
  21. Никитина Н.П. Становление и развитие русского нотариата // Административное и муниципальное право. – 2013. – № 5. – С. 439-444.
  22. Чернигов И.О. Нотариат – особый институт защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц // Право и государство: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 40-43.
  23. Черников А.Е. Нотариат в правовой системе России // Современное общество и право. – 2013. – № 1. – С. 21-28.
  24. Шагиев Б.В. Нотариат и адвокатура как правозащитные органы государства // Нотариус. – 2013. – № 12. – С. 13-18.

  1. Чернигов И.О. Нотариат – особый институт защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц // Право и государство: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 42.

  2. Никитина Н.П. Становление и развитие русского нотариата // Административное и муниципальное право. – 2013. – № 5. – С. 441.

  3. Мизинцев Е.Н. Латинский нотариат в странах Восточной и Юго-Восточной Азии // Нотариус. – 2013. – № 1. – С. 34-38.

  4. Черников А.Е. Нотариат в правовой системе России // Современное общество и право. – 2013. – № 1. – С. 26.

  5. Квитко А.Ф. Место нотариата в защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 21.

  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 4 августа 2014. - № 31. – Ст. 4398.

  7. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017). Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, — Ст.3301.

  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016). "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.

  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. N195-ФЗ (ред. от 03.04.2017)// Российская газета", N 256, 31.12.2001.

  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
    (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу 30.03.2017). «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

  11. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2017). Утверждены Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1// Российская газета", N 49, 13.03.1993.

  12. Постановление Верховного Совета РФ от 11.02.1993 N 4463-1
    (ред. от 26.04.2007) «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». СПС КонсультантПлюс.

  13. Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»// Собрание законодательства Российской Федерации. 29 июля 2002 г. № 30. Ст. 3036.

  14. Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N99 (ред. 30.12.2014) «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах».

  15. Приказ Минюста РФ от 29.06.2015 N 155 «Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа. https://notariat.ru.

  16. Приказ Минюста России от 29.06.2015 № 151 "Об утверждении Порядка прохождении стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" (Зарегистрирован в Минюсте России 30.06.2015 № 37823) https://notariat.ru.

  17. Приказ Минюста РФ от 29.06.2015 № 157 «Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность». https://notariat.ru.

  18. Правила нотариального делопроизводства. Утверждены приказом Министерства юстиции РФ от 16.04.2014 №78 (ред. от 21.12.2016). //Российская газета от 25 апреля 2014 года.

  19. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. Утвержден Министерством юстиции России 19.01.2016.

  20. Шагиев Б.В. Нотариат и адвокатура как правозащитные органы государства // Нотариус. – 2013. – № 12. – С. 16.

  21. Друзяка А.В. Публичный выборный нотариат // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2014. – № 2. – С. 13.

  22. Ермошкина И. Минюст России и нотариат // Закон и право. – 2014. – № 7. – С. 55.

  23. Ахрамеева О.В. Нотариат как сфера предоставления государственных услуг: общетеоретический подход // Проблемы экономики и юридической практики. – 2012. – № 6. – С. 15.

  24. Наумкин Е. Конституционно-правовой статус нотариата // Жилищное право. – 2013. – № 11. – С. 68.

  25. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. – № 49. – 1993.

  26. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. – М.: Кнорус, 2015. – С. 95.

  27. Купцова О.В. Нотариат как субъект юридической помощи в Российской Федерации // Социосфера. – 2014. – № 1. – С. 157.